Образование государства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:25, доклад

Описание работы

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

Работа содержит 1 файл

Образование государства на Руси.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

Владимир ликвидировал саму систему ”племенных” княжений. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов (по количеству главных ”племен”, но в иных географических границах). Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости. В каждую из них назначалось доверенное лицо из числа ближайших сподвижников великого князя, а впоследствии — его сыновей. Летопись называет лишь имена княжичей, но в конце 80-х годов, когда проводилась реформа, самому старшему Владимировичу — Вышеславу

исполнилось не более 15—16 лет (точная дата его рождения неизвестна — как и следующего — Изяслава). Третий потомок Владимира — Ярослав  — родился в 977 г. и в 988 г. (под  которым сообщение о реформе  помещено в летописи) достиг 11-летнего  возраста.

Таким образом, сыновья Владимира  получали уделы не сразу, а по мере того, как подрастали и приобщались  к активной политической деятельности. До этого в уделах, очевидно, управляли  посадники.

Понятно, что новоявленные правители, зависимые от великого князя, должны были строго исполнять его  волю. Непокорность угрожала потерей  владения или переводом в худший удел. То, что конкретные назначения не имели наследственного характера, хорошо иллюстрируется фактами. После смерти старшего Вышеслава, правившего в Новгороде, туда из Ростова был переведен Ярослав, а на его место из Владимира-Волынского поехал Борис21. Святополк сначала получил было Туров, но позже оказался в Пинске.

Военная реформа Владимира  была направлена на усиление оборонного потенциала государства. Сущность ее заключалась  в ликвидации ”племенных” военных  объединений и слиянии военной  системы с системой феодального  землевладения. Великий князь раздавал в порубежных районах Руси земельные  владения, понятно, с правом эксплуатации местного населения, конкретным лицам  с единственной обязанностью военной  службы и организации обороны  в масштабах этих владений. Конечно, подобные бенефиции также носили условный характер, что обеспечивало тщательное соблюдение интересов киевского  великокняжеского стола.

Особое внимание Владимир уделял отсутствию коренных связей новой, служилой, по сути, знати с местной  социальной верхушкой. Владения давались преимущественно выходцам из других, часто отдаленных земель — ”от  Словенъ, и от Кривичъ, и от Чюдии, и от Вятичь…”. Феодальное происхождение не было обязательным условием получения лена. Их часто предоставляли выходцам из демократических слоев. Среди них были воспетые в народном эпосе ремесленник Ян Усмошвец, попович Алексей и даже крестьянский сын Илья Муромец.

Последствия военной реформы  проявились очень скоро и оказали  большое влияние на дальнейший ход  государственных дел. С одной  стороны, она позволила создать  могучий заслон на южных рубежах  страны против кочевников. ”И бђ (Влодимер) воюяся с ними (печенегами) и одоляя имъ”, а с другой — способствовали созданию новой, или младшей, знати — дружины, полностью зависимой от великого князя. В древнерусском эпосе новосозданная знать выступает опорой Владимира в противовес старому родовитому боярству.

В Киевской земле Владимир построил лично для себя несколько  мощных крепостей. Наиболее значительные среди них — Белгород над Ирпенем, Василев над Стугной, Берестово на южной окраине Киева. В этих загородных крепостях Владимир чувствовал себя намного спокойнее, чем в столице.

Смысл судебной реформы Владимира  заключался в установлении и размежевании судов епископского и градского. Единственным юридическим документом, дошедшим до нас в чрезвычайно  деформированном виде, является Церковный  устав. Первый опыт кодификации права (как гражданского, так и церковного) приходится на время Ярослава Мудрого, в правление которого составлена древнейшая редакция ”Русской Правды”.

Попытка ввести на Руси смертную казнь за особо тяжкие преступления (”разбои”) потерпела фиаско. Изданное постановление было упразднено через  несколько лет. Русь, едва ли не единственное из европейских феодальных государств, не знала юридически санкционированного убийства как метода предупреждения преступления или наказания за совершенный противоправный акт.

В исторической литературе особой популярностью пользуется осуществленная Владимиром религиозная реформа, состоявшая в окончательном утверждении  христианства в роли официальной, государственной  религии на Руси.

Государственная деятельность Ярослава Мудрого

Большой князь киевский, сын Владимира Святославича, святителя Киевской Руси. Родился близко 978 году. В 988-м отец посадил его наместником в Ростове. После смерти в Новгороде брата, князя Вышеслава, стал новгородским князем. в 1014 году, стремясь утвердить независимость Новгорода от Киева, отказался выплачивать отцу, ежегодную дань, за что Владимир собрался идти походом на Новгород, но перед этим умер 15 июля 1015 года. На престол в Киеве сел Ярославов старший сын Святополк, который, находясь в Вышгороде, узнав первым о смерти отца, убил своих братьев Бориса, Глебе и Святославе и захватил власть. После смерти отца Ярослав длительное время ведет борьбу за киевский стол. в 1019 году он победил главного соперника, Святополка, прозванного в народе Окаянным, и стал большим князем киевским. Вел также борьбу против Мстислава Владимировича, в результате которой вынужденный был уступить ему черниговщину и некоторые земли к востоку от Днепра.

После смерти Мстислава 1036 года Ярослав сделался единоличным обладателем  Руской земли. За время своего почти сорокалетнего княжения приложил многих усилий для централизации княжеской власти вокруг Киева и укрепления государства. Осуществил ряд блестящих походов против печенегов и навсегда отбросил их от границ руских земель. В начале 1030-х годов отвоевал в Польше червенски, то есть галицкие, города и Белзькую волость, провел успешные походы против ятвягив и литовцев. Перестроил Киев, заложил величественный храм святой Софии, а в нем учредил библиотеку и книгописание, расширил центр столицы, так называемый город Ярослава, где поставил величественный княжеский дворец и мощные укрепления с Золотыми воротами и церковью над ними. Значительные усилия прилагал в распространении и укреплении христианства, 1039 году была основана Киевская митрополия. В конце 40-х — в начале 50-х годов, когда наметился конфликт Ярослава с Византией, что завершился морским походом руских жен 1043 года на Царгород, Ярослав ставит в Кие

 ве первого руского митрополита негреческого происхождения — Иллариона, чем крепит независимость Киевской митрополии. С именем Ярослава связанное создание самой давней летописной сводки 1037 года, сборника правовых актов «Руска правда», специального Церковного устава. В Софийском соборе в его времена возник кружок ученых книжников, что стал своеобразной академией. Ярослав перестроил также Новгород и Полоцк, где свел Софийские соборы. В Чернигове построил Спасо-Преображенский собор. Во время конфликта с византийским императором, пытаясь заручиться поддержкой западных та скандинавских стран, киевский князь устроил ряд династических браков с наибольшими королевскими домами Европы. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года на 76-м году жизни, оставив политическое завещание, что дошел до нас в составе «Повести прошлых лет», в котором была сформирована система удела уряда в Киевском государстве. Похоронили князя в построенном им Софийском соборе, в мраморном саркофаге, который стоит там и в настоящее время.

С принятием христианства на древнерусских землях начался  новый этап исторического, общественного  и культурного продвижения. В  результате эпохальных изменений в  жизни страны значительно вырос  престиж Володимеровой династии, которая теперь стала принадлежать к кругу христианских правителей и в первую очередь установила тесные связки с влиятельным домом  византийских императоров. Но после  смерти Владимира вспыхнула борьба за великокняжеский престол между  его сыновьями, и только в 1036 году, когда умер последний конкурент, князь Мстислав, а на киевском престоле утвердился князь Ярослав и стал единовластным правителем Руси, в  государстве наступил период мира, что дал возможность ей достичь  вершин своего расцвета.

Ярослав больше всего оставил  по себе память в истории как князь-создатель  Руси. Он, за высказыванием М.Костомарова, имел «настоящую страсть к строениям», о чем свидетельствуют как  летописцы, так и храмы, что их он построил, и наилучший среди  них — Софийский собор в  Киеве, сведенный на том месте, где  состоялась жестокая сеча руских жен с печенегами.

Ярослав постоянно принимал меры относительно распространения  и укрепления христианства, поскольку  понимал его огромное значение в  укреплении княжеской власти и консолидации всех руских земель. За него, как говорит летопись, «начала вера христианская множиться и шириться». Руска православная церковь по инициативам князя внедрила специальный Церковный устав, которым определялся ее правовой статус в системе государственного управления. Ярослав считал необходимым добиваться большей независимости Киевской митрополии от Константинополя и был инициатором избрания киевским митрополитом пресвитера церкви села Берестовое на Печерске Иллариона, родом руского, а не грека, как было до тех пор. Предыдущий митрополит, греческого происхождения, пытался использовать в политических интересах Византии формальную зависимость руской церкви от Константинополя и этим поставил себя вне круга государственных интересов Ярослава.

Большое значение для развития церкви и утверждения христианского  мировоззрения в обществе имели  эклезиястические мероприятия Ярослава, который впервые внедрил канонизацию национальных святых. В первую очередь святым было провозглашено его отца, Владимира, признанного большим просветителем Руси, который навернул свое государство к христианству. Впоследствии канонизованы его сыновья — Бориса и Глеба, как мучеников, которые погибли от руки Святополка Окаянного во время междоусобия 1015 года. Канонизация вызывала появление агиографической, то есть литературы жития, цель которой была теоретически обосновать право кандидатов на роль святых и в то же время ширить среди людности христианскую мораль.

Утверждая христианство, Ярослав  достиг благодаря церкви значительных успехов во внутренней политике. Фундированные  им монастыри превращались в ячейки культуры и образования. В Софии  Киевской князь учредил первую на Руси библиотеку и скрипторий —  книжный дом, где переводились на древнерусский язык греческие тексты, переписывались книги, привезенные  из Болгарии и Моравии, создавались  оригинальные литературные произведения разных жанров, появилась первая так  называемая наиболее давно летописная сводка 1037 года. Особенно же прослыл  большой киевский князь строительством храмов. В Киеве действовало за его правление 400 церквей, и среди  них собор Святой Софии, сведенный  вроде храма Софии в Константинополе. Приглашенные из Греции мастера украшают новые храмы и дворцы росписями  и мозаиками, иконами, высокохудожественной церковной утварью. Как свидетельствуют  фрески с изображением музыкантов на стенах Софийского собора, за Ярослава процветало музыкально-зрелищное искусство. Продолжая дело своего отца, большого киевско

 го князя Владимира,  в распространении образования,  Ярослав учреждал в городах  школы, в частности известно, что  в Новгороде он собрал 300 детей  у старост и священников и  отдал их «учиться книгам».

В годы правления князя  Киевская Русь поддерживала тесные контакты с Византией, Польшей, Венгрией, Францией, Германией, скандинавскими странами, а  с некоторыми из них, Францией, Норвегией, Польшей и Венгрией, отношения  были укреплены династическими браками, которые сами по себе составляли одну из граней тогдашней дипломатии и  политики. Сам Ярослав был женат  с дочерью шведского короля Олафа; дочь Елизавета была в браке с норвежским королем Гаральдом Суровым, вторая дочь, Анна, — с французским королем Генрихом, третья, Анастасия, — с венгерским королем Андрашем И.

В 1043 году польский король Казимир  вступает в брак с сестрой Ярослава Марией. Все эти династические  связки вели, безусловно, к росту  положения большого князя киевского, к увеличению его авторитета и  международного уважения. Киевский двор за Ярослава стал пристанищем, где искали пристанища и защиты члены разных европейских династий, под разными  приключениями тогдашнего бурного  и преисполненного опасности  жизни. Например, норвежский король Олаф, потеряв престол, отобранный у него датским королем Канутом Большим, находит пристанище вместе с сыном в Киеве. Когда в 1016 году Канут Большой захватил Англию, короли Едвард и Етельред, сыновья казненного английского короля Етельреда, скрываются в Ярославом дворе.

Активная дипломатическая  деятельность Ярослава Мудрого со странами Запада и Скандинавии имела целью  установление полной независимости  от Константинополя не только в государственных, но и в церковных делах, поскольку  византийский император та Константинопольский  патриарх пытались при какой-нибудь возможности оказывать давление на Руску государство, используя для этого церковь. Появление митрополита Иллариона и строительство Святой Софии и Золотых ворот, было результатом соперничества все крепнущего Киевского государства с могучей Византийской империей, которая тогда диктовала политику во всей Европе.

Таким образом Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого заняла одно из центральных мест в системе европейских политических взаимоотношений. Но наибольшая заслуга большого князя киевского перед потомками, за что они и прозвали его Мудрым, это законотворческая деятельность как автора так называемой Короткой редакции знаменитой «Руской правды», или «Правды Ярослава», сборника норм древнерусского права, за которым нормировалась жизнь тогдашнего общества. В ней существующие на то время законы и обычаи не только систематизировали, но и приспосабливались к новым реалиям тогдашней жизни и ставили Русь в ряд с передовыми правовыми европейскими странами.

Информация о работе Образование государства на Руси