Образование государства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:25, доклад

Описание работы

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

Работа содержит 1 файл

Образование государства на Руси.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

Образование государства  на Руси

На рубеже VIII–IX вв. у восточных  славян складываются предпосылки для  образования государства:

1) общественное разделение  труда;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных  дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение  государства на Руси – явление  исторически закономерное. Большинство  историков связывают возникновение  древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде  и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении  древнерусского государства:

1) норманнская теория;

2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство  было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в  следующем: русское государство  было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно, первым главой государства  историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив  под своей властью Новгород и  Киев. Именно с этого времени можно  говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил  размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

Олег вел активную внешнюю  политику. В 907 г. он подписал договор  с Византией о привилегиях  для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти пришел сын  Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

Политический  строй Киевской Руси

Киевская Русь - раннефеодальное  государство с монархической  формой правления.

Этапы становления государственности:

дружинная форма;

централизованная монархия;

федеративная монархия.

Социально - экономическое  развитие.

Во времена Киевской Руси сформировалось феодальное общество у  восточных славян.Становление феодальных отношений в Древнерусском государстве происходило в общеевропейском русле: от государственных форм к сеньориальных (вотчинных).

В XII - XIII вв. с углублением  процессов феодализации на Руси с  одной стороны осложнялась иерархическая  структура господствующего класса, основными категориями которого были князья, бояре и дружинники, с другой активно шел процесс  дифференциации среди феодально зависимого населения. Это:

 Смерды - большая часть  крестьян, имевших частное хозяйство,  относительно свободные.

Закупы - люди, находившиеся в кабале у феодала.

 рядовичи - крестьяне,  заключившие с феодалом ряд  (договор) и признавали свою  зависимость от него.

 Челядь - лица, утратившие  свое хозяйство и работали  на феодала. Их продавали, передавали  по наследству.

 Холопы - люди, которые  находились в полной собственности  феодала. 

 При феодализме земля  была основным средством производства. Ведущей отраслью экономики этого  времени было сельское хозяйство.

Вывод. Более одиннадцати  веков назад восточные славяне  создали первое государство. Она  принадлежала к крупнейшим, культурным, наиболее развитых экономически и политически государств средневековья. На огромной территории от Черного до Белого морей, от Карпатских гор до Волги жили выносливы, храбры и мужественны русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на торгах Багдада, Константинополя, Кракова и др.. Могучей, высокоразвитой и целостной была материальная и духовная культура Киевской Руси. Ее народ возводил величественные каменные храмы и нарядное деревянное жилье, создавал мощные фортификационные сооружения своих больших и малых городов, строил на тысячи верст защитные валы против кочевников причерноморских степей. На весь мир прославились изделия древнерусских мастеров, например драгоценные золотые вещи и более скромные серебряные украшения.

Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и  Ближнего Востока. С ней вынуждены  были считаться византийские императоры и хазарские каганы. В течение  пятисот лет Древнерусское государство  закрывала собой европейской  мир и Византию от кочевников. Она  приняла на себя страшный удар железного  тарана 150-тысячной татаро-монгольской  конницы Батыя, ценой жизни сотен  тысяч своих воинов и мирных жителей  ослабила его и тем спасла Европу от опустошения и гибели.

Киевская Русь сделала  огромный вклад в мировую историю IX - XIII вв., Поэтому интерес к ней  не угасает среди ученых современного мира. В Америке, многих странах Европы, славянских и даже неславянских. Даже в затерянной в океане Австралии  и экзотической Японии плодотворно  работают над проблемами древнерусской  истории десятки ученых.

Общинное самоуправление

Концепция общинного самоуправления в на территории Древней Руси, по всей видимости, сложилась еще в догосударственный период. В новгородских и псковских летописях эта концепция является основной концепцией власти, как на местном, так и на общегосударственном уровне

Однако, у нас есть все основания полагать, что общинное самоуправление было явлением повсеместным, присущим в той или иной степени всем государственным образованиям Древней Руси. Как пишет новгородский летописец «Новгородци бо изначала, и Смоляне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти якож на думу на веча сходятся: на что старейшие сдумають, на том же пригороди стануть».

Источником и носителем  власти при общинном самоуправлении была большая семья, живущая отдельной  усадьбой, и, шире – род, как сообщество из нескольких таких связанных родственными узами семей. Функции главы рода выполнял самый старший в роду. Изначально, в силу того, что он самый  сильный и боеспособный мужчина, вокруг которого и собирались остальные  члены рода, а затем, в силу того, что он самый многоопытный из мужчин.

В большую семью, а значит и в род, входили как ближайшие  родственники главы семьи, так и  все живущие с ним в одой усадьбе: дальние родственники, свободные люди, принятые главой семьи под покровительство, а также рабы и слуги. Главе рода подчинялись как в силу родственных отношений, так и в силу того, что именно глава был основным их защитником, гарантом безопасности всех членов рода. Кроме того, как правило, глава был представителем рода перед всеми внешними силами – богами, чужестранцами, представителями других родов.

Характерным для общинного  самоуправления является принцип адекватного  воздаяния («кровь за кровь, глаз за глаз») и логично вытекающий из него обычай кровной мести. Неразрывно связан с  ним и принцип коллективной ответственности  – каждый из членов рода отвечает за весь род, и весь род отвечает за каждого из своих членов. Эти принципы зафиксированы практически в  любом раннем правовом источнике  индо-европейского происхождения, начиная с законов Моисея, и заканчивая Русской Правдой. Эти принципы позволяли сообществу живущих рядом родов поддерживать относительно стабильные отношения на территории проживания, осуществляя над этой территорией властные функции.

Население территории было немногочисленным, и каждый человек  находился либо в составе одного из родов, либо вне закона. За тех, кто  находился в составе рода, отвечал глава рода и весь род, и, соответственно, они своими силами (убеждением и принуждением) заботились о том, чтобы каждый член рода вел себя в рамках принятых норм и обычаев.

Высшей мерой наказания  было изгнание человека из рода. Такой  человек оказывался вне закона. В  русских источниках подобные люди именовались  выродками (изгнанными из рода за преступление) или изгоями. Если любой член рода был защищен институтом кровной мести и мог рассчитывать на помощь всех сородичей, как имущественную, так и военную, то изгой оказывался беззащитен. Он мог рассчитывать только на себя. Любой член любого рода мог безнаказанно ограбить или убить изгоя. Таким образом, порядок в рамках относительно замкнутой самоуправляемой общины поддерживался силами самих общинников, в первую очередь, силами старших в роду мужчин – воинов.

Конфликт, произошедший внутри семьи-рода, род решал самостоятельно. Если же конфликт происходил между  членами разных родов, то он решался  на общей сходке – это тинг исландских саг, вече русских источников. Деревенские сходки – вот элементарные ячейки местного самоуправления, сохранившиеся в России до XX в.

Практика общинного самоуправления в пределах всего государства  складывалась стихийно. Все чаще происходили  контакты между представителями  соседних деревень, соседних земель. Люди путешествовали, торговали, объединялись для совместных военных действий, а затем делили захваченную добычу. Чем чаще взаимодействие между родами, деревнями, племенами, тем чаще и  конфликты. Такой конфликт можно  было решить либо путем конфронтации, либо путем совместного суда, который признают справедливым обе стороны. Собиравшееся для справедливого разрешения конфликтов, такое собрание в последствии стало принимать решения и по другим жизненно важным вопросам. Таким образом сложился порядок общинного самоуправления в рамках деревни, погоста, улицы, городского конца, города, области. В Новгородской и Псковской республиках жизненная необходимость распространила практику вечевых собраний до самого верхнего уровня власти – управления всем государством.

Источником власти над  территорией с точки зрения концепции  общинного самоуправления являлось сообщество живущих на этой территории родов – народ. Носителями политической власти являлись главы родов и  подчиненные им вооруженные мужчины  родов. Именно они осуществляли кровную  месть и расправу над преступниками  в соответствии с общепринятыми  обычаями (стариной) и принятыми  на вечевых собраниях постановлениями (правдой). Государственный аппарат  и какая бы то ни было система принуждения при этой форме власти отсутствуют. Единственной гарантией соблюдения законности является добрая воля всех членов общества, а точнее, всех глав родов.

Цели политической власти в самоуправляемой общине крайне просты – соблюдение элементарного  порядка и мира на территории общины, общее благо общины, сохранение стабильности. Главный политический лозунг – «жить  по старине, по пошлине».

В такой системе единственным способом введения нового закона или  обычая являлось согласие всех родов  на подобное новшество. Решения о  любом нововведении в рамках древнерусского общинного самоуправления, или, вечевого строя, как его принято называть, принимались на вечевом собрании и считались принятыми лишь при  достижении консенсуса – то есть согласия представителей ВСЕХ участвующих в  вече родов. Ведь если какой-либо род  или группа родов отказывались признать новый закон, то некому было их принудить  к исполнению этого закона. Таким  образом, власть общинного самоуправления была ограничена волей любого из входящих в эту общину родов.

Общинное самоуправление было органичной частью общественной жизни древнерусских людей, естественным порядком вещей. Институты и порядки  общинного самоуправления были столь  привычны для Древней Руси, что  летописцам не казалось необходимым  подробно описывать эти общепринятые порядки. Поэтому в письменных источниках упоминания о порядках общинного  самоуправления возникали, как правило, только в связи с нарушением или  кардинальным изменением, упразднением этих порядков. Авторы новгородских и  псковских летописей были принуждены формулировать принципы общинного  самоуправления в виде неких связных  политических концепций лишь в XIV-XV вв., вступая в полемику с идеологами создающегося централизованного Московского  государства. Именно поэтому общинное самоуправление, столь широко распространенное на Руси, оставило сравнительно немного  письменных упоминаний о себе. В  то же время, общинное самоуправление, как способ естественной самоорганизации  населения, за всю историю русской  монархии не было уничтожено. Оно сохранилось  в России до начала XX в. в виде самоуправления крестьянских и казачьих общин. Кроме того, введенная во второй половине XIX в. система земского самоуправления во многом повторяла формы этого естественного и древнейшего права.

Первые Киевские князья

  Рюрик (до 879) Не киевский правитель, но родоначальник династии Рюриковичей (по «ПВЛ»).

По летописи пришел по призванию  племен (чуди, славян,  кривичей и  веси) с братьями Синеусом и Трувором. После их смерти стал единолично властвовать в Новгороде.

Историки считают, что  братьев не было, а была «Дружина»  и «дом» (см. пред. тему).

Есть мнение, что изначально Рюрик сел княжить в Старой Ладоге, т. к. была возможность в случае опасности быстро сбежать за море. А только потом, утвердив свою власть, перенес свою резиденцию в Новгород. Здесь следует вспомнить упоминание в новгородской летописи о том, как он подавил восстание Вадима Храброго. Сведений о деяниях мало. Дореволюционные историки сообщают, о том что он укреплял границы своего княжества, строил города.

Информация о работе Образование государства на Руси