Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:25, доклад
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.
Образование государства на Руси
На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:
1) общественное разделение труда;
2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;
3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.
Таким образом, возникновение
государства на Руси – явление
исторически закономерное. Большинство
историков связывают
В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:
1) норманнская теория;
2) антинорманнская теория.
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.
Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.
Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.
Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.
В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.
Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.
В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.
Политический строй Киевской Руси
Киевская Русь - раннефеодальное государство с монархической формой правления.
Этапы становления государственности:
дружинная форма;
централизованная монархия;
федеративная монархия.
Социально - экономическое развитие.
Во времена Киевской Руси сформировалось феодальное общество у восточных славян.Становление феодальных отношений в Древнерусском государстве происходило в общеевропейском русле: от государственных форм к сеньориальных (вотчинных).
В XII - XIII вв. с углублением
процессов феодализации на Руси с
одной стороны осложнялась
Смерды - большая часть крестьян, имевших частное хозяйство, относительно свободные.
Закупы - люди, находившиеся в кабале у феодала.
рядовичи - крестьяне, заключившие с феодалом ряд (договор) и признавали свою зависимость от него.
Челядь - лица, утратившие
свое хозяйство и работали
на феодала. Их продавали,
Холопы - люди, которые
находились в полной
При феодализме земля
была основным средством
Вывод. Более одиннадцати веков назад восточные славяне создали первое государство. Она принадлежала к крупнейшим, культурным, наиболее развитых экономически и политически государств средневековья. На огромной территории от Черного до Белого морей, от Карпатских гор до Волги жили выносливы, храбры и мужественны русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на торгах Багдада, Константинополя, Кракова и др.. Могучей, высокоразвитой и целостной была материальная и духовная культура Киевской Руси. Ее народ возводил величественные каменные храмы и нарядное деревянное жилье, создавал мощные фортификационные сооружения своих больших и малых городов, строил на тысячи верст защитные валы против кочевников причерноморских степей. На весь мир прославились изделия древнерусских мастеров, например драгоценные золотые вещи и более скромные серебряные украшения.
Киевская Русь много весила
в политической жизни Европы и
Ближнего Востока. С ней вынуждены
были считаться византийские императоры
и хазарские каганы. В течение
пятисот лет Древнерусское
Киевская Русь сделала огромный вклад в мировую историю IX - XIII вв., Поэтому интерес к ней не угасает среди ученых современного мира. В Америке, многих странах Европы, славянских и даже неславянских. Даже в затерянной в океане Австралии и экзотической Японии плодотворно работают над проблемами древнерусской истории десятки ученых.
Общинное самоуправление
Концепция общинного самоуправления в на территории Древней Руси, по всей видимости, сложилась еще в догосударственный период. В новгородских и псковских летописях эта концепция является основной концепцией власти, как на местном, так и на общегосударственном уровне
Однако, у нас есть все основания полагать, что общинное самоуправление было явлением повсеместным, присущим в той или иной степени всем государственным образованиям Древней Руси. Как пишет новгородский летописец «Новгородци бо изначала, и Смоляне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти якож на думу на веча сходятся: на что старейшие сдумають, на том же пригороди стануть».
Источником и носителем власти при общинном самоуправлении была большая семья, живущая отдельной усадьбой, и, шире – род, как сообщество из нескольких таких связанных родственными узами семей. Функции главы рода выполнял самый старший в роду. Изначально, в силу того, что он самый сильный и боеспособный мужчина, вокруг которого и собирались остальные члены рода, а затем, в силу того, что он самый многоопытный из мужчин.
В большую семью, а значит и в род, входили как ближайшие родственники главы семьи, так и все живущие с ним в одой усадьбе: дальние родственники, свободные люди, принятые главой семьи под покровительство, а также рабы и слуги. Главе рода подчинялись как в силу родственных отношений, так и в силу того, что именно глава был основным их защитником, гарантом безопасности всех членов рода. Кроме того, как правило, глава был представителем рода перед всеми внешними силами – богами, чужестранцами, представителями других родов.
Характерным для общинного самоуправления является принцип адекватного воздаяния («кровь за кровь, глаз за глаз») и логично вытекающий из него обычай кровной мести. Неразрывно связан с ним и принцип коллективной ответственности – каждый из членов рода отвечает за весь род, и весь род отвечает за каждого из своих членов. Эти принципы зафиксированы практически в любом раннем правовом источнике индо-европейского происхождения, начиная с законов Моисея, и заканчивая Русской Правдой. Эти принципы позволяли сообществу живущих рядом родов поддерживать относительно стабильные отношения на территории проживания, осуществляя над этой территорией властные функции.
Население территории было немногочисленным, и каждый человек находился либо в составе одного из родов, либо вне закона. За тех, кто находился в составе рода, отвечал глава рода и весь род, и, соответственно, они своими силами (убеждением и принуждением) заботились о том, чтобы каждый член рода вел себя в рамках принятых норм и обычаев.
Высшей мерой наказания было изгнание человека из рода. Такой человек оказывался вне закона. В русских источниках подобные люди именовались выродками (изгнанными из рода за преступление) или изгоями. Если любой член рода был защищен институтом кровной мести и мог рассчитывать на помощь всех сородичей, как имущественную, так и военную, то изгой оказывался беззащитен. Он мог рассчитывать только на себя. Любой член любого рода мог безнаказанно ограбить или убить изгоя. Таким образом, порядок в рамках относительно замкнутой самоуправляемой общины поддерживался силами самих общинников, в первую очередь, силами старших в роду мужчин – воинов.
Конфликт, произошедший внутри семьи-рода, род решал самостоятельно. Если же конфликт происходил между членами разных родов, то он решался на общей сходке – это тинг исландских саг, вече русских источников. Деревенские сходки – вот элементарные ячейки местного самоуправления, сохранившиеся в России до XX в.
Практика общинного
Источником власти над
территорией с точки зрения концепции
общинного самоуправления являлось
сообщество живущих на этой территории
родов – народ. Носителями политической
власти являлись главы родов и
подчиненные им вооруженные мужчины
родов. Именно они осуществляли кровную
месть и расправу над преступниками
в соответствии с общепринятыми
обычаями (стариной) и принятыми
на вечевых собраниях
Цели политической власти в самоуправляемой общине крайне просты – соблюдение элементарного порядка и мира на территории общины, общее благо общины, сохранение стабильности. Главный политический лозунг – «жить по старине, по пошлине».
В такой системе единственным способом введения нового закона или обычая являлось согласие всех родов на подобное новшество. Решения о любом нововведении в рамках древнерусского общинного самоуправления, или, вечевого строя, как его принято называть, принимались на вечевом собрании и считались принятыми лишь при достижении консенсуса – то есть согласия представителей ВСЕХ участвующих в вече родов. Ведь если какой-либо род или группа родов отказывались признать новый закон, то некому было их принудить к исполнению этого закона. Таким образом, власть общинного самоуправления была ограничена волей любого из входящих в эту общину родов.
Общинное самоуправление было органичной частью общественной жизни древнерусских людей, естественным порядком вещей. Институты и порядки общинного самоуправления были столь привычны для Древней Руси, что летописцам не казалось необходимым подробно описывать эти общепринятые порядки. Поэтому в письменных источниках упоминания о порядках общинного самоуправления возникали, как правило, только в связи с нарушением или кардинальным изменением, упразднением этих порядков. Авторы новгородских и псковских летописей были принуждены формулировать принципы общинного самоуправления в виде неких связных политических концепций лишь в XIV-XV вв., вступая в полемику с идеологами создающегося централизованного Московского государства. Именно поэтому общинное самоуправление, столь широко распространенное на Руси, оставило сравнительно немного письменных упоминаний о себе. В то же время, общинное самоуправление, как способ естественной самоорганизации населения, за всю историю русской монархии не было уничтожено. Оно сохранилось в России до начала XX в. в виде самоуправления крестьянских и казачьих общин. Кроме того, введенная во второй половине XIX в. система земского самоуправления во многом повторяла формы этого естественного и древнейшего права.
Первые Киевские князья
Рюрик (до 879) Не киевский правитель, но родоначальник династии Рюриковичей (по «ПВЛ»).
По летописи пришел по призванию племен (чуди, славян, кривичей и веси) с братьями Синеусом и Трувором. После их смерти стал единолично властвовать в Новгороде.
Историки считают, что братьев не было, а была «Дружина» и «дом» (см. пред. тему).
Есть мнение, что изначально Рюрик сел княжить в Старой Ладоге, т. к. была возможность в случае опасности быстро сбежать за море. А только потом, утвердив свою власть, перенес свою резиденцию в Новгород. Здесь следует вспомнить упоминание в новгородской летописи о том, как он подавил восстание Вадима Храброго. Сведений о деяниях мало. Дореволюционные историки сообщают, о том что он укреплял границы своего княжества, строил города.