Образование древнерусского госсударства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения древнерусского государства. Для достижения поставленной цели в работе решаются частные задачи:
Рассмотреть предпосылки возникновения древнерусского государства
Рассмотреть образование древнерусского государства
Объект исследования: - возникновение древнерусского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………….....3.
1.1. ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ………..…..5
Глава 2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО
ПРАВА…………………………………………………………………………………...9
2.1.ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА
ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА……………………………………..11.
2.2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА …………………………………………………………………….…13
2.3 НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ………………………………….....13
Глава 3. РОЛЬ КНЯЗЕЙ В УКРЕПЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….........23

Работа содержит 1 файл

курсовая введение.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

      Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

 
 
2.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 
 Образование государства имело важное историческое значение для восточных  славян. Оно создавало благоприятные  условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и  на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

      Благодаря образованию государства формируется  древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало “волны” кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социально-культурный раскол.

 
2.2 НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ
 

     Вопрос  о предпосылках и истории образования Древнерусского государства вызвал и вызывает в науке оживление и споры. Русский летописец начала 7 века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии с средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трёх варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. В 18 веке приглашенные в Российскую академию наук немецкие ученые Байер и Миллер, а позднее А. Шлецер, некритически истолковали летописи, выдвинули так называемую норманнскую теорию возникновения Русского государства. Согласно этой теории Русское государство создали варяги (норманны). Этой теории позднее был придан политический смысл, на ее основе враги нашей страны пытались доказать, что русские были не способны сами создать государственную организацию и для этого понадобилась «помощь» чужеземцев-завоевателей. В одном из учебников русской истории, вышедшем в фашистской Германии, говорилось, что норманны, принадлежавшие к германским народам, «подарили славянам государство».

     Основным  доводом норманистов было и остается то место летописи, где говорится, что новгородцы «идоша за море к варягам, к Русь», т.е. слово «Русь» рассматривается как наименование варягов. Однако ещё академик Шахматов установил, что слова «Русь» были позднейшей вставкой сводчика-летописца начала 12 века. В более ранних редакциях начальной летописи эта вставка отсутствует, там просто говорится «идоша за море к варягам» без последующих комментариев о Руси, как варяжском племени. Эти комментарии, как доказали советские исследователи, являются тенденционным домыслом сводчика, стремившегося поднять авторитет княжеской династии указанием на её заморское происхождение. Вставка противоречит древнейшим спискам летописи, где Русь перечисляется в составе племен, пригласивших варягов.

     Норманисты  считают, что слово «Русь» было названием одного из скандинавских племен, ссылаясь на то, что финны называют шведов Ruotsi, что в Швеции существует прибрежная область Рослаген.

     Но  им не удалось найти слова, близкого к слову «Русь», в шведском языке и какого-либо племени с этим названием. Что же касается славянских источников, то слова «Русь», «рос» были очень широко распространены в топонике (совокупность географических названий определенной территории) на юге задолго до появления варягов. Русь совершала грозные походы еще в первые десятилетия 9 века Арабские источники называют Русь одним из славянских племен также до появления варягов.

     Слово «Русь», бывшее наименованием одного из славянских племен в Приднепровье, распространилось затем на все славянские племена этой области и, наконец, с образованием Древнерусского государства на все его славянское население – таковы те выводы, которые делает современная наука.

     В той части летописи Нестора, которую  исключили позднейшие редакторы, говорится: «се бо токмо словенск язык в Руси поляне, древляне, новгородцы, полочане…».

     Трудность, вытекающую из того, что в Скандинавии  нет никаких следов племени Русь, некоторые норманисты пытаются преодолеть, утверждая, что ожж полностью переселилась на территорию Восточной Европы и скандинавские колонии стали в последствии организующим элементом в создании государства. В соответствии с этим норманист Арне предлагает называть Древнерусское государство Великой Швецией, что является уже чистейшим домыслом.

     Широко распространена среди современных зарубежных норманистов и теория завоевания славян варягами, подчинившими славян и основавшими здесь свое государство. Но летопись ни в одном из вариантов не говорит о завоевании. Для того, чтобы покорить многочисленный народ, живший на обширной территории, потребовался бы не один отряд, а большое войско. Между тем археологические раскопки свидетельствуют о весьма незначительном числе скандинавских погребений и об отсутствии варяжских поселений на территории Древнерусского государства.

     Другой  норманист Пашкевич выдвинул фантастическую версию о господстве варягов-завоевателей в течение четырех веков (9-12), причем варяги, по его словам, господствовали и в Ростов-Суздальской земле (13-14 вв.). Между тем Ярослав, как  и его отец, Владимир, наняв варяжский отряд, после того как этот отряд перебили новгородцы, пошел в успешный поход со всей дружиной и новгородским ополчением. Это говорит о том, что варяги при необходимости использовались в качестве наемников, но отнюдь не были властителями даже в наиболее близком для них Новгороде. К тому же норманны-мореходцы завоевывали лишь такие области и государства, как Нормандия, Сицилия, Англия, которые были расположены на островах или в прибрежной местности, и овладение ими такой необъятной территорией, как территория Древней Руси, представляется просто невероятным.

     Понимая, что версия о варяжском завоевании в 862 г. Не выдерживает критики, поскольку  источники говорят о Руси значительно  раньше, норманист Вернадский выдвинул положение о трех волнах варяжских вторжений в 7-9 вв. Первые две закончились образованием поселений и организацией властвования в Приазовье и в районе Ильменя, а третья привела к обоснованию Рюрика в Новгороде. Однако, кроме случайных и произвольно истолкованных источников, Вернадский ничем подкрепить свою компетенцию не мог.

     В непосредственной связи с теорией  завоевания находится и утверждение  о том, что норманны составляли господствующий класс в Древнерусском государстве. Наиболее полно эта версия изложена в работах современного норманиста Стендер-Петерсона. Норманны будто бы были тем импульсом, который привел к быстрому развитию Восточной Европы, вовлечению её в мировой торговый оборот.

     Колонизировав Приладожье, норманны создали своё государство, которое распространило власть на другие области, в результате чего возникло Киевское государство. В этом государстве норманны образовали высший класс в составе князей, дружинников, тиунов. Норманнами же были и купцы, торговавшие с другими странами. Такова концепция Стендер-Петерсона, которая имела широкое распространение в буржуазной литературе.

     Однако  летописи и археологические данные свидетельствуют, что подавляющее  большинство феодалов и богатых  купцов вышло из туземной, славянской среды, хотя русские князья нанимали варяжские дружины и включали варягов в состав знати.

     Норманисты  утверждают, что «путь из варяг в греки» был положен и использовался норманнами. Это доказывает тот факт, что в сочинении византийского императора Константина Багрянородного даны параллельно славянские и варяжские названия днепровских порогов. Но это говорит лишь о том, что в составе торговых экспедиций находились и варяжские купцы либо в качестве комиссионеров, либо со своими товарами.

     Широко  распространено утверждение о высоком  уровне культуры варягов, которую они  несли к «диким» славянам. Но никаких убедительных подтверждений этому не представляется. Между тем, сколько не старались лингвисты-норманисты, они смогли найти в русском языке только три десятка слов, заимствованных из скандинавских языков периода 10-13 вв. .

     Еще один вымысел – о скандинавском о происхождении Русской Правды – отпадает, если учесть, что сходные общественно-экономические условия порождают и сходные правовые нормы, да и этих сходных норм не так-то много. Норвежский ученый К. Сельнес, после детального сопоставления скандинавских законов и Русской правды, установил, что они не совпадают в большинстве основных пунктов, причем Русская Правда является более древним памятником права, так что говорить надо было бы о заимствовании скандинавами норм русского права, а не наоборот.

     Наличие множества разнообразных и нередко  абсурдных домыслов и полемика в  среде самих современных норманистов  показывают всю шаткость выдвигаемых  ими концепций. Главный порок  этих построений – непонимание того, что государство возникает в результате длительного процесса разложения первобытнообщинных отношений и формирование классового общества.

     Иными словами, государство – результат внутреннего развития общества.

     При этом разложении первобытнообщинного  строя у восточных славян и  возникновение элементов государственности началось задолго до того, как Русь и варяги стали вступать в отношении друг с другом.

     Легендарный характер самого рассказа о призвании  новгородцами трех братьев-варягов  очевиден. Характерно и совпадение с аналогичными легендами у ряда народов Запада.

     К тому же наивные представления о  князьях того времени как о  творцах государственности, неограниченных властителях ни на чем не основаны. Князья являлись представителями класса феодалов и выполняли его волю.

Таким образом, огромный поток норманистской литературы порожден желанием доказать «исконную неспособность» русского народа к организации

 

ГЛАВА 3. РОЛЬ КНЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА 

I                        Рюрик

                           |?   Олег

II                       Игорь

                           |

III                    Святослав

                           |

        +---------+--------+

IV   Ярополк     Олег   Владимир

        |                  |

        |         +--------+--------+-------+---------+-------+----+-------+

V    Святополк Изяслав  Мстислав Ярослав Вышеслав Святослав Борис Глеб Судислав

                  |

VI             Брячислав

                  |

               Всеслав 

События первого столетия

     Страна  и население древней Руси до начала государства. На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно. Расселились они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по великому водному пути: От моря варяжского (балтийское), озеро Нево (Ладожское), реки Волхова, озера ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русскаго (черное). От места расселения большей частью и приняли свое название славяне: Они построили Новгород; по Днепру жили поляне, у которых был свой город Киев; поселившиеся в лесах, недалеко от полян назывались древлянами; много и других славянских племен с разными названиями поселилось около рек и озер русских. Но не одни славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: К северу и северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.), К западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хозары, печенеги, половцы). Занимались славяне большей частью земледелием. Управлялись родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени варягов, которое называлось Русью (откуда и мы все стали называться русскими), послов, говоря: "Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. Е. Порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами, "три князя (братья Рюрик, Синеус, Трувор) из этого племени пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Белоозере и в Изборске. Это случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа над устройством своего государства 

Информация о работе Образование древнерусского госсударства