Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения древнерусского государства. Для достижения поставленной цели в работе решаются частные задачи:
Рассмотреть предпосылки возникновения древнерусского государства
Рассмотреть образование древнерусского государства
Объект исследования: - возникновение древнерусского государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………….....3.
1.1. ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ………..…..5
Глава 2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО
ПРАВА…………………………………………………………………………………...9
2.1.ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА
ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА……………………………………..11.
2.2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА …………………………………………………………………….…13
2.3 НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ………………………………….....13
Глава 3. РОЛЬ КНЯЗЕЙ В УКРЕПЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….........23
Возникает
и развивается основа феодального
общества – феодальная собственность
на землю. Нам известны города принадлежащие
князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород;
княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома.
Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье
– промысловые и рыболовные угодия, бортные
уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие
княжеские земли наносились княжеские
томги – знаки собственности. Князья либо
осваивали свободные земли, либо захватывали
их у ранее свободных общинников, превращая
последних на основе вне экономического
принуждения в рабочую силу свою и вотчины.
Формируются различные группировки зависимого
люда. Одни из них холопы утратили свою
свободу в результате продажи долговых
обязательств, семейного или служебного
положения, другие челядь стали рабами
в результате пленения. С течением времени
термин челядь начинает обозначать всю
совокупность людей зависящих от господина.
На начальном этапе истории Киевской Руси
рабство играло весьма существенную роль.
Огромную
массу сельского населения
Складывание феодальных отношений у восточных
славян не могло не обусловить образование
раннефеодального государства. Таковым
в Восточной Европе было Древнерусское
государство со стольным градом Киевом.
Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам.
Слиянием
Киева и Новгорода завершается образование
Древнерусского государства. Это событие
летопись связала с именем Олега. В 882г.
в результате похода дружин под предводительством
Олега из Новгорода в Киев по пути «из
варяг в греки» оба важнейшие центра Руси
были объединены. Киевский князь стал
создавать опорные пункты в землях восточных
славян, собирать с них дань и требовать
их участия в походах. Но много земель
восточных славян еще не было связано
с Киевом, а само Древнерусское государство
протянулось сравнительно узкой полосой
с севера на юг вдоль Великого водного
пути по Днепру, Ловати, Волхову.
Столицей Древнерусского государства
стал Киев. Это произошло, потому что он
был древнейшим центром восточнославянской
культуры, с глубокими историческими традициями
и связями. Расположенный на пограничье
леса и степи с мягким ровным климатом,
черноземной почвой, дремучими лесами,
прекрасными пастбищами и залежами железной
руды, многоводными реками основными средствами
передвижения тех времен Киев был ядром
восточнославянского мира. К тому же Киев
был одинаково близок к Византии, к востоку
и западу, что способствовало развитию
торговых, политических и культурных связей
Руси.
Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича. В 981 г. была присоединена область червенских городов Перемышль то есть восточнославянские земли до Сана. В 992 г. вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г. русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве
ГЛАВА
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО
ПРАВА
Возникновение Древнерусского государства,
естественно, сопровождалось формированием
древнерусского феодального права. Первым
источником его были обычаи, перешедшие
в классовое общество из первобытно-общинного
строя и ставшие теперь обычным правом.
Но уже с X в. известно и княжеское законодательство.
Особое значение имеют уставы Владимира
Святославича, Ярослава, внесшие важные
нововведения в финансовое, семейное и
уголовное право.
Государственный строй Киевской Руси
можно определить как раннефеодальную
монархию. Во главе стоял киевский великий
князь. В своей деятельности он опирался
на дружину и совет старейшин. Управление
на местах осуществляли его наместники
(в городах) и волостели (в сельской местности).
Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — “снема”, т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения властей, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиненных князю феодалов в положение служилых людей. Крупные феодалы — землевладельцы пользовались большой автономией.
Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения). Существовал Совет, состоящий из бояр и “княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства.
В период раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняли народные собрания — вече. История не сохранила подробных сведений о законодательном процессе. Но очевидно, что в силу монархической природы государства, он не мог иметь иную форму, нежели форму актов великокняжеской власти. В Киевском государстве вече не могла претендовать на роль независимой законодательной власти. Чего нельзя сказать о Новгороде, который не испытал в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности для развития демократических форм управления, в том числе и унаследованного от догосударственного периода развития — новгородского вече. Среди историков нет единства в оценке полномочий вече. Многие считают его законодательным органом, который мог принимать решения именем Великого Новгорода.
Участниками
вече принимались решения, которые
сами же выполняли на местах с помощью
местного самоуправления. Местное самоуправление
выступало в качестве опоры центральной
власти на местах, поэтому центральная
власть поддерживала и укрепляла его во
всех отношениях. Взаимодействие с центральной
властью состояло и в том, что в состав
общегородского вече обязательно входили
представители частей старшего города,
улиц, общин, пригородов. Структура и содержание
местного самоуправления оставались прежними
— общинным, т.к русская земля продолжала
еще состоять из крупных и мелких общин,
находившихся в более или мене тесной
связи друг с другом. Городами тогда назывались
те главные крупные общины, к которым примыкали
мелкие общины. Они делились на старшие
города и пригороды. Города имели внутреннее
административно-
О.
Ключевский писал: “Новгородское и
псковское общество мозаически сложено
было из местных мелких миров, которые
входили в состав более крупных, а из последних
составлялись еще более крупные союзы.
Каждый из них пользовался известной долей
самоуправления, имел свою администрацию,
своего старосту. Так, Новгород независимо
от административно-
Органы местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Сельские общины Руси делились на села и починки, а несколько сел и починков, составляли новые центры, подчиненные городам, и назывались волостями
Местное самоуправление осуществлялось выборными должностными лицами, которых избирало соответствующее вече (старосты общин, старосты улиц, сельские, волостные старосты и т.д.). Старосты выполняли распорядительно-исполнительную функцию, решали вопросы благоустройства, обеспечения порядка, разбора споров между гражданами, выполняли повинности, выставляли при необходимости свое ополчение и т.д.
Что
касается судебной власти, то естественно,
она не могла существовать в те
времена как независимая
В этническом плане - сегодня это уже достаточно ясно - население Древней Руси нельзя представить в виде “единой древнерусской народности”. Жители Древней Руси достаточно четко делились на несколько этнических групп - с разной внешностью, языком, материальной и духовной культурой. При всей кажущейся близости они различались системами метрологии и словообразования,
диалектными
особенностями речи и излюбленными
видами украшений, традициями и обрядами
Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.
Христианство
сыграло большую роль в идеологическом
обосновании и тем самым в
укреплении власти киевских князей: церковь
присваивает киевскому князю
все атрибуты христианских императоров.
На многих монетах, чеканенных по греческим
образцам, князья изображаются в византийском
императорском уборе.
Принятие на Руси христианства как государственной
религии определялось рядом причин. Возникновение
в VII – IX вв. классового раннефеодального
строя и государственной религии явилось
результатом связанных друг с другом процессов.
Формирование местных княжений и создание
на их основе в IX в. древнерусского государства
с центром в Киеве требовало в свою очередь
изменений в идеологической области, религии.
Попытки же противопоставить христианству
реформированный языческий культ не привели
к успеху. Русь в IX – X вв. традиционно была
связана с Константинополем – “Царьградом”
и со славянами в Центральной Европе и
на Балканском полуострове, также находившемся
в тесном общении с Византией. Эти связи
в значительной степени определяли церковную
ориентацию Руси на восточно-христианский
мир и на константинопольскую кафедру.
Киевские князья могли сами выбирать то
направление христианства, в наибольшей
степени отвечающее политическим и культурным
нуждам государства.
Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Русь стала страной, где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческом значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.