Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:57, реферат

Описание работы

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.

Содержание

Введение

Образование Афинского государства

Реформы Солона

Реформы Клисфена

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

3. Афинское государство.docx

— 29.85 Кб (Скачать)

  Все слои населения  отныне допускались к участию   в  народном  собрании  и

могли  быть  судьями;  полномочия  собрания  были  невелики,  и   все   дела

предварительно решались в других советах. Рядом с  ареопагом  был  поставлен

новый совет –  булэ, куда определялось по 100 граждан от  каждой  филы  (или

Совет  400);  именно  булэ  предварительно  обсуждал   вопросы,   подлежащие

вынесению на народное собрание.  За  ареопагом  были  оставлены  надзор  «за

всем» и охрана законов.

  Солон  отменил   большинство  изданных  до  него  законов,   в   частности

законодательство  Драконта (кроме уголовного), и издал целую серию правил,

касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной  сферы  и  т.д.,  которые

создали  совершенно  новый  правовой  порядок.  Отныне  все  граждане  могли

обращаться в суд  сами,  выступать  в  защиту  потерпевшего  и  преследовать

преступника (это  устраняло патриархальные права  эвпатридов).  Граждане  Афин

обязаны были во время  междоусобия занимать твердую политическую позицию  под

угрозой отнятия  прав.

   Предметом  особого  внимания  Солонова  законодательства  было  охранение

семьи, и в связи  с этим существенно выправилось  положение женщин  в  полисе.

Сохранение общественной  морали  и  спокойствия  было,  пожалуй,  вторым  по

важности предметом  законов Солона.

  Реформы, проведенные  Солоном или приписанные  ему   позднее,  окончательно

сформировали  целостный  государственно-политический  уклад.  Родовая  знать

стала  преобразовываться  в  политическую   элиту,   связанную   всецело   с

государственными  институтами.

      Реформы  Солона носили компромиссный,  половинчатый характер. Плутарх  в

"Сравнительных  описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам

Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он

пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение  долговых

обязательств". 

Реформы Клисфена, из значение

      Ни  демос  ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между

этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании

Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до

н.э. Клисфен, поддерживаемый  широкими слоями демократически настроенных

масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать

господство родовой  знати.

  В Афинах была  создана новая  территориальная   организация,  положенная  в

основу государственного строя. Все полноправное население (вне  прежних  фил

и фратрий) было расписано  на 100 демов (условных слобод).  Каждый  гражданин

должен был приписан к  такому  дему;  собственно  с занесения в список  и

начиналось право  гражданства.  Дем  обладал самоуправлением:  на  собрании

избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты.  Демы  были

объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм  и своих выборных

лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы,  исполнительная

комиссия,  представители  в  общеполисном  управлении).  Помимо  этого,  вся

Аттика была поделена на 3 тритии: Город, Берег,  Внутренняя  земля.  Филы  и

демы были приписаны к тритиям произвольно,  иногда  даже  из  разных  концов

полиса.  Тритии  не  имели  существенного  значения  и  влияли   только   на

организацию пританов. Старые роды  оказались разобщены на  разные  филы  и

демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного  населения

был положен конец.

  Произошло упрочение  выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен  до

500 членов, по 50 от  каждой новой филы; установлен  и возраст для избрания  в

него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом:  он

делился на 10 секций, каждая из  который  занималась  срочными  решениями в

положенную ей десятую  часть выборного года. В 501 году до н.э. булэ  впервые

принес  присягу  в  том,  что  будет  придерживаться  в  своей  деятельности

законов. Роль булэ  несколько ограничивалась  народным  собранием,  которое

отныне должно собираться раз в десятую часть года для  избрания  магистратов,

решения вопроса  обороны,  лишения  прав  гражданства.  Однако  все  вопросы

выносились на собрание лишь  с одобрения Совета полиса. К этому  же  времени

относится появлении коллегии 10  стратегов (по  одному  от  филы),  которым

вручалась военная  и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.

  Сформировался   новый  политический  статус  гражданина.  Права  афинского

гражданина стали  неразрывны с особыми правилами  на получение  земли:  в  506

году до н.э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-

560 гг. до н.э.), когда  по решению народного собрания  семьям выделяли  землю

в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане  получили

право изгнать  любого  из  своего  числа,  чья  деятельность  будет  оценена

опасной для блага полиса: в 506 году до н.э.  введена практика  остракизма,

особого голосования  об изгнании того, чья  деятельность  вызывала  осуждение

большинства. С 501  года  до  н.э.  утвердился  новый  порядок  обязательной

военной службы граждан  безотносительно к их имущественному цензу. 

Заключение

      история  государства и права Древней  Греции , как одна из составляющих

дисциплины "История  государства и права зарубежных стран", представляет

особый интерес  при рассмотрении вопросов образования  государства и

зарождения правовых норм.

           Политическая история Аттики  являет собой классический образец

возникновения государства. Энгельс пишет:  "Как развивалось  государство,

частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения

новых органов и, в конце концов, полностью заменив  их настоящими органами

государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа",

защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и  племенах,

заняла вооруженная "публичная власть", которая  была подчинена этим

государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против

народа – все  это, по крайней мере, в начальной  стадии, мы нигде не можем

проследить лучше  чем в Древних Афинах".

      После  победы афинян, которыми командовал  Солон, над Мегарами в 594

году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своей

задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и

экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной

реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени".        Она

освобождала массу  должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство

за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу,

продажу несостоятельных  должников в рабство.

      Кроме  того Солон издает законы ограничивающие  землевладение, закон

разрешающий вывоз  за границу оливкового масла и  запрещающий вывозить зерно.

Своими указами  Солон  поощряет развитие ремесленничества и торговли,

проводит денежную реформу. 

      Важнейшей  реформой Клисфена было введение нового административного

деления Аттики на три  территориальных округа:

1) город Афины  и его пригороды;

2) внутренняя центральная  полоса;

3) береговая полоса.

      Реформы   Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой

демократии. "После  Клисфена Афинское государство сделалось значительно

демократичнее, чем  оно было, например, при Солоне".

      Реформы  Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие

развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую  республику.

Однако высшие государственные  должности, как и прежде, занимали люди,

находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы. 

                                 Литература: 

1. История государства  и  права  зарубежных  стран.  Часть  1.  Учебник  для

   вузов. 2-е  изд. Под ред. проф. Крашенинниковой  Н.А. и проф. Жидкова  О.А.

   – М, 1999. –  624 с.

2.  Всеобщая история  государства и права: Учебник  в  2  т.  Издание  второе.

   Под ред.  Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.

3. Всеобщая история  государства и права:  Учебник  /  Под  ред.  проф.  К.И.

   Батыра. –  М, 1999. – 456 с.

4. История Древней  Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд.  –  М,

   1996.- 399с.

5. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя  Греция.  М,

   1989

6. История древнего  мира. Под ред.  И.М.  Дьяконова,  В.Д.  Нероновой,  И.С.

   Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.

7. Лурье С.Я. История  Греции. Под ред. Э.Д. Фролова,  Спб, 1993

8. История политических  и  правовых  учений.  Древний   мир.  Под  ред.  В.С.

   Нерсесянца. М, 1985.

Информация о работе Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена