Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:57, реферат
Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.
Введение
Образование Афинского государства
Реформы Солона
Реформы Клисфена
Заключение
Литература
Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена
Содержание
Введение
Образование Афинского государства
Реформы Солона
Реформы Клисфена
Заключение
Литература
Введение
Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.
Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах Средиземноморья, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому, как древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями.
Античные государства почти с самого начала своего образования стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных форм здесь проходило на фоне колонизаций - поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной - других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства
развились в значительные империи - в период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления в масштабе континентов. Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное государство составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах
народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным
политическим строем.
Создание гос-ва в Афинах
Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего
дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию,
установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в
прибрежной Аттике ионийцы делились на 4 племени: Гелеонты, Аргадеи,
Айгикореи и Гоплеты, - каждое со своими культом и некоторыми особенностями
в той роли, какую они играли в общем ионическом союзе племен (их и называли
"блестящими", "земледельцами", "козопасами" и "вооруженными"
соответственно). Сложившееся в XI-X вв. до н.э. первоначальное объединение
племен носило характер общинной конфедерации, в которую вливались сначала
три, потом четыре, пять и т.д. племен. Поселения-центры четырех племен
постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии, ставшего затем
Афинами по утвердившемуся культу богини. Единство нового полиса
обеспечивалось в основном единой военной организацией племен.
В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые,
в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в
произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные
объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии
складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными
подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся
Аттика соответственно делилась на 4 филы. Управление племенами
осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была
наследственной, и советом пританов в числе четырех (видимо, глав племен).
Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявлять
военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и кланов: они были
вправе взимать свою долю податей, начальствовать в своем клане, даже
приглашать царя на свое собрание. В опоре на такие родоплеменные
привилегии, элита стала формироваться в столь важный для Древних Афин
социальный слой земельной аристократии. В начале VIII в. до н.э. новому
социальному членению общества был даже придан уголовно-правовой статус,
восходящий к прежним особенностям племен: первый класс назывался
эвпатридами (обладателями больших земельных наделов с большим урожаем),
второй - всадниками, третий - зевгитами (разночинцами).
Во второй половине VIII в. до н.э. давление на крестьянство со стороны
аристократии начало возрастать, ранее свободные земледельцы попадают под
кабалу разного вида к знати. Появляется категория земледельцев-пелатов и
шестидольников (отдающих 5/6 урожая), затем зависимые крестьяне
превращаются в рабов, если не выплачивают долг; наконец, к исходу VII в. до
н.э. растет число продаваемых за Аттику рабов. Знать превращается в
социально господствующий слой, и это вызывает ускоренную эволюцию
надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю государственную структуру,
подчиненную интересам этой знати.
Примерно с середины VIII в. до н.э. под давлением эвпатридов потеряла
свое прежнее значение власть басилевса: его сделали выборным и полномочия
его свели к религиозной сфере. В 752 году до н.э. вместо царя был избран
эвпатридами особый правитель - притан сроком на 10 лет, затем появилась
должность архонта; с начала VII в. до н.э. архонтов стали избирать на год,
и их стало девять (с 682 года до н.э.). Функции постоянного властного
органа стал обретать прежний совет родовой знати - ареопаг (заседавший на
холме святилища бога войны Ареса).
К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах приобрело
вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных
должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.
Первым по значению был архонт-эпоним (называвшийся так потому, что его
имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский реестр в
год его службы). Он устанавливал правила жизни полиса, считался "стражем
семьи", контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей,
выступал как "защитник слабых"; в связи с этим ему принадлежали
значительные судебные полномочия. На второе место был отодвинут басилевс-
архонт: он выполнял
религиозные жреческие
также председателем особого суда из глав 4 фил (пританий) по делам об
убийствах, о неповиновении главам полиса. Третьим архонтом был полемарх -
военачальник, ответственный за безопасность полиса (вместе с главным
советом); для этого он наделялся полицейской властью и правом карать
незначительные проступки граждан и, особенно, неграждан города. Остальные
архонты (6 фесмофетов) выполняли в основном судебные функции. Наиболее
существенным признаком ранней государственной организации было, как видно,
сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц.
Рядом с ареопагом стоял Совет - булэ. В него пожизненно входили отбывшие
их должности архонты, иногда - другие представители знати. Совет
осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного
строя; он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел
право присуждать к изгнанию.
Военная организация опиралась на систему навкрарий, особых группировок
населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48) во главе с
одним из эвпатридов. Коллегию всех 48
навкрарий возглавляли 4 притана (по
одному от филы), они и были высшим военным руководством ополчения полиса.
Каждая навкрария должна была выстроить и оснастить военный корабль для
флота (с экипажем), выделить двух всадников и солдат пехоты; для этого
внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды.
Во второй половине VII в. до н.э. в Афинах, как и в других греческих
полисах, социально-политические противоречия знати и земледельческого
населения, стремление воссоздать прежний романтизированный социальный уклад
привели к учреждению тирании. С правлением тиранов, особенно наиболее
известного Драконта (около 621 года до н.э.), связывается появление в
полисе писаного законодательства, направленного на стабилизацию
общественного уклада.
Реформы Солона, их значение
Выходец из
земледельческой знати,
поэт Солон (640-560 гг. до н.э.) был приглашен на должность архонта в 594
году, с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить
общественное согласие на основе нового уклада. Солон отказался от тирании,
но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали
государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей
интересам большинства народа.
В качестве предварительного условия преобразований Солон провел так
называемую сейсахтею (букв. «стряхивание бремени») – отмену всех долговых
обязательств в полисе; должники были прощены, земли возвращены владельцам,
проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь запрещалось давать в долг
под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское
общество, поскольку не был осуществлен полный передел земли (как надеялись
бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был
настолько велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия
Солону и впредь.
Сохранив за аристократией исключительное право на занятие высших
государственных должностей, Солон придал аристократии имущественный
характер. Старым четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам,
зевгитам и фетам) был придан новый смысл: в них зачислялись граждане
соответственно своим доходам (не менее 500, 300, 200 мер зерна в год).
Помимо того, что категория граждан отныне могла меняться и зависела от
исчисления ценза, для других, невысших, слоев были предусмотрены свои
возможности решать политические вопросы.
Информация о работе Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена