Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:57, реферат

Описание работы

Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.

Содержание

Введение

Образование Афинского государства

Реформы Солона

Реформы Клисфена

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

3. Афинское государство.docx

— 29.85 Кб (Скачать)

Образование Афинского государства. Реформы Солона и  Клисфена

Содержание 

  Введение

  Образование  Афинского государства

    Реформы  Солона

  Реформы Клисфена

    Заключение

  Литература 

Введение                                            

      Первые на территории Европы политические общества сложились в  странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они,  в  первую  очередь  цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало  всей  государственной  и правовой истории Европы, передав традиции своей  политической  и  правовой культуры другим народам и временам, выросшим на  почве  особого  античного  мира.

      Античное  общество  и  античные  цивилизации   сложились   на   берегах Средиземноморья, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия  народов,  их  связи   с   другими   землями.   Подобно   тому,   как древневосточные общества были цивилизациями великих рек,  античный  мир  был морской  цивилизацией,  с   раннего   времени   связанной   военно-торговыми отношениями.

      Античные государства почти с  самого  начала  своего  образования  стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания  основавших  их народов. Развитие государственных форм здесь проходило на  фоне  колонизаций - поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной  -  других  областей Европы, Африки,  Малой  Азии.  Имперская  политика  составляла  существенный фактор деятельности властей. В результате  крупнейшие  античные  государства

развились в значительные империи -  в  период  своего  исторического  заката поистине  мирового  масштаба  (империя  Александра   Македонского,   Римская империя). Здесь были впервые в мировой истории  выработаны  административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний,  принципы  управления в масштабе континентов. Благодаря особенностям социальных  отношений  своего  времени,  античное государство составило  особый  тип  государственности,  более  высокий,  чем древневосточное. Это государство  в  главном  было  построено  на  принципах

народовластия и  гражданской свободы, соединенных с особым  общинно-полисным

политическим строем. 
 

Создание гос-ва в Афинах

Аттическая область  была захвачена группой ионических племен в ходе общего

дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую  цивилизацию,

установили более соседские отношения с подчиненными  народами.  Осевшие в

прибрежной  Аттике  ионийцы делились  на  4  племени:  Гелеонты,   Аргадеи,

Айгикореи и Гоплеты, - каждое со своими культом и некоторыми  особенностями

в той роли, какую  они играли в общем ионическом союзе племен (их и  называли

"блестящими",     "земледельцами",     "козопасами"     и     "вооруженными"

соответственно). Сложившееся  в XI-X вв. до н.э.  первоначальное  объединение

племен носило характер общинной конфедерации, в  которую  вливались  сначала

три, потом четыре, пять  и  т.д.  племен.  Поселения-центры  четырех  племен

постепенно слились  воедино вокруг древнего города Кекропии,  ставшего  затем

Афинами  по   утвердившемуся   культу   богини.   Единство   нового   полиса

обеспечивалось в  основном единой военной организацией племен.

В социальном отношении  каждое племя состояло из больших  кланов,  которые,

в  свою  очередь,  разделялись  на  50-90  больших  семей-родов.   Семьи   в

произвольном  порядке  группировались  во  фратрии -   особые   религиозные

объединения  со  своими  культовыми  праздниками  и   церемониями.   Фратрии

складывались в  филы, которые после синойкизма стали  чисто  территориальными

подразделениями общей  территории полиса, причем не только город,  но  и  вся

Аттика   соответственно   делилась   на   4   филы.   Управление   племенами

осуществлялось  царями-басилеями,  власть  которых  у   ионийцев   не   была

наследственной, и советом пританов в числе четырех (видимо,  глав  племен).

Пританам принадлежала высшая судебная власть  в полисе  и право объявлять

военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и  кланов:  они  были

вправе взимать  свою  долю  податей,  начальствовать  в  своем  клане,  даже

приглашать  царя  на  свое  собрание.  В  опоре   на   такие   родоплеменные

привилегии, элита  стала  формироваться  в  столь  важный  для Древних Афин

социальный слой земельной аристократии. В начале  VIII  в.  до  н.э.  новому

социальному членению общества  был  даже  придан  уголовно-правовой  статус,

восходящий  к  прежним   особенностям   племен:   первый   класс   назывался

эвпатридами (обладателями больших земельных наделов с большим урожаем),

второй - всадниками, третий - зевгитами (разночинцами).

Во второй половине VIII в. до н.э. давление на  крестьянство  со  стороны

аристократии начало возрастать, ранее  свободные  земледельцы  попадают  под

кабалу разного  вида к знати.  Появляется  категория  земледельцев-пелатов  и

шестидольников   (отдающих   5/6   урожая),   затем   зависимые    крестьяне

превращаются в  рабов, если не выплачивают долг; наконец, к исходу VII в.  до

н.э.  растет  число  продаваемых  за  Аттику  рабов.  Знать превращается  в

социально  господствующий  слой,  и   это   вызывает   ускоренную   эволюцию

надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю государственную структуру,

подчиненную интересам  этой знати.

Примерно с середины VIII в. до н.э.  под давлением эвпатридов  потеряла

свое прежнее значение власть басилевса: его сделали  выборным  и  полномочия

его свели к религиозной  сфере. В 752 году до н.э.  вместо  царя  был избран

эвпатридами особый правитель - притан сроком  на  10  лет,  затем появилась

должность архонта; с начала VII в. до н.э. архонтов стали избирать  на  год,

и их стало девять (с  682  года  до  н.э.).  Функции постоянного  властного

органа стал обретать прежний совет родовой знати -  ареопаг  (заседавший  на

холме святилища бога войны Ареса).

К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах  приобрело

вид организации  раннегосударственного типа, где доминировала  роль  выборных

должностных лиц, соподчинявших  свои полномочия с советами знати.

Первым по значению был архонт-эпоним (называвшийся так  потому,  что  его

имя стояло во главе  списка молодых людей, внесенных  в гражданский  реестр  в

год его службы). Он устанавливал правила  жизни  полиса,  считался  "стражем

семьи", контролировал  соблюдение отцами семейств своих прав и  обязанностей,

выступал  как  "защитник  слабых";  в связи   с   этим   ему   принадлежали

значительные судебные полномочия. На второе место  был  отодвинут  басилевс-

архонт: он выполнял религиозные жреческие обязанности  на  празднествах,  был

также председателем  особого суда из  глав  4  фил  (пританий)  по  делам об

убийствах, о неповиновении главам полиса. Третьим архонтом  был полемарх  -

военачальник,  ответственный  за  безопасность  полиса  (вместе  с   главным

советом); для  этого  он  наделялся  полицейской  властью  и  правом  карать

незначительные проступки  граждан и, особенно,  неграждан  города.  Остальные

архонты (6 фесмофетов)  выполняли в основном  судебные  функции.  Наиболее

существенным признаком  ранней государственной организации  было,  как  видно,

сочетание судебных и управленческих полномочий должностных  лиц.

Рядом с ареопагом  стоял Совет - булэ. В него пожизненно входили отбывшие

их  должности  архонты,  иногда  -   другие   представители   знати.   Совет

осуществлял общий  надзор за жизнью  города,  за  соблюдением  установленного

строя; он был и  судебным органом в тяжких преступлениях, в  частности,  имел

право присуждать к  изгнанию.

Военная организация  опиралась на систему  навкрарий,  особых  группировок

населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48)  во  главе с

одним из эвпатридов. Коллегию всех 48

 навкрарий возглавляли 4  притана  (по

одному от филы), они  и были высшим военным  руководством  ополчения  полиса.

Каждая навкрария должна была  выстроить и оснастить военный корабль для

флота (с экипажем), выделить двух  всадников  и  солдат  пехоты;  для  этого

внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды.

  Во второй  половине VII в. до н.э. в Афинах,  как и в других  греческих

полисах,  социально-политические  противоречия  знати   и   земледельческого

населения, стремление воссоздать прежний романтизированный  социальный  уклад

привели к  учреждению  тирании.  С  правлением  тиранов,  особенно  наиболее

известного Драконта (около 621  года  до  н.э.),  связывается появление в

полисе   писаного   законодательства,    направленного    на    стабилизацию

общественного уклада. 

Реформы Солона, их значение

  Выходец из  земледельческой знати, известный  к тому времени военачальник  и

поэт Солон (640-560 гг. до н.э.) был приглашен на должность архонта в 594

году, с тем чтобы  провести целый ряд  преобразований,  способных  установить

общественное согласие на основе нового уклада. Солон отказался  от  тирании,

но   жестко   реализовал   реформы,   которые   в    целом    переустраивали

государственную организацию  на более широкой социальной  основе,  отвечавшей

интересам большинства  народа.

  В качестве  предварительного  условия  преобразований  Солон  провел  так

называемую сейсахтею (букв. «стряхивание бремени») – отмену  всех  долговых

обязательств в  полисе; должники были прощены, земли  возвращены  владельцам,

проданные в рабство  граждане выкуплены. Впредь  запрещалось  давать  в  долг

под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское

общество, поскольку  не был осуществлен полный передел  земли  (как  надеялись

бедные), а богатые  утеряли значительную долю имуществ. Впрочем,  кризис  был

настолько велик, что афиняне предоставили  все государственные полномочия

Солону и впредь.

  Сохранив  за  аристократией  исключительное  право  на   занятие   высших

государственных  должностей,   Солон   придал   аристократии   имущественный

характер. Старым четырем категориям населения Афин  (эвпатридам,  всадникам,

зевгитам и фетам)  был придан  новый смысл:  в них зачислялись граждане

соответственно своим  доходам (не менее 500,  300,  200  мер  зерна  в  год).

Помимо того, что  категория граждан  отныне  могла  меняться  и  зависела  от

исчисления ценза,  для  других,  невысших,  слоев были  предусмотрены свои

возможности решать политические вопросы.

Информация о работе Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена