О Российском
чиновничестве.
Российский чиновник – явление
развитое и жизнеспособное. Явление,
играющее важную – чаще отрицательную
– роль и в современной жизни
русского человека. Потому, требующее
к себе особого внимания. Чиновничество
в России возникло в давние времена. Полагаем,
со времён князя Владимира набирало силу
русское чиновничество, набирало и копило
свою отчуждённость от общей жизни русских
людей, копило, чтобы в царствование Петра
Первого напрочь отстраниться от всего
русского мира и стать собою – имперско-российским
чиновничеством – монстром и поныне в
этом качестве во многом определяющим
ход всей русской истории. Российское
чиновничество есть отрицательное выражение
нескольких существенных черт всей русской
цивилизации. Её имперского характера,
её общего невнимания к самоощущению своих
творцов и выразителей – русских смиренных
людей. Поразмышляем о каждой из указанных
черт русской цивилизации в связи с проблемой
российского чиновничества.
Имперский характер русской цивилизации
и российское чиновничество. Россия
не страна. Россия – целый отдельный мир.
Мир, у которого своё понимание того, как
жить и верить, молиться и созидать, встречать
в себе Бога и следовать его призванию
в науке, хозяйствовании, воинском деле
и прочем человеческом. Россия велика
и многолика. Многолика своими многими
языками и верованиями. Многолика своими
многими укладами бытия. Россия – внутренне
собранное в непонятное, не живущим в ней
людям, разноязыковое целое. Внутренне
собранная и потому не распадающаяся вопреки
ожиданиям многих её недругов на отдельные
куски вселенная.
Россия в политико-правовом отношении
была и есть империя. Россия
– империя в том, что государственная
власть в ней выступает в
качестве имперского субъекта
на всей её современной территории.
Изменились политико-правовые реалии
в стране, изменились во многом
ценностные ориентации её граждан,
меняется уклад хозяйственной
жизни русских людей (россиян)
– медленнее всего меняется
характер власти в стране. Власть,
по воле своей, вопреки общерусской
традиции приятия иномыслия, остаётся
имперской. Власть – власть
Москвы – диктует, как жить
всякому из людей в современной
России, как жить всякому региону
государства Российского. Имперский
характер власти в стране –
вот то наследие дореволюционной
и советской России, от которого
не в силах отказаться рвущаяся
к пока ещё неисчерпаемым богатствам страны
верхушка современного российского общества.
Имперская власть не терпит с собою рядом
никаких иных властных – волю земель выражающих
– образований. На то она и имперская.
Имперски мыслящий чиновник: император,
первый секретарь, президент, губернатор,
градоначальник, муниципальный вождь
и прочие – не в состоянии принять саму
возможность сопряжения разноиоточниковых
властных усилий в обществе. По его мнению,
мир, социум может управляться лишь из
одного центра, так как движения-инициативы
с периферии (от людей, из регионов) всегда
противоположны по отношению к центру.
В реализации противоположных инициатив,
по его мнению, нет будущего, следовательно,
всякое противоположное должно быть умерщвлено,
уничтожено.
Кого рядом с собой, к примеру,
готов был терпеть в девяностые
годы прошлого века «демократ»
Ельцин? Из тех, кто иначе, чем
он, на мир смотрел? Из тех,
кому Россия была в большей
степени дорога, чем ему, тому,
в кого однажды поверили русские
доверчивые люди? Никого. Опыт истории
и личные интенции подвигали
Ельцина как типичного представителя
российского имперско-петровского
чиновничества к этому решению.
Потому и правила в те годы
всей Россией, к счастью, в
той мере, в какой можно править
Россией, «семья Ельцина» и
никто другой.
Кого рядом с собой в решении
кардинальных вопросов российского
общества готовы сегодня видеть
главные чиновники России –
Кудрин, Греф, Чубайс, Абрамович (олигарх
и губернатор), Швыдкой и прочие
представители правящей московской
верхушки русского общества? Опять
никого. И потому никого, что и
эти господа воспитаны в славных
российских чиновничьих традициях.
В Москве, и только Москве, по
глубокому их убеждению, может
родиться выражающая интенции
русской действительности экономическая
политика. Их политика. Политика
узкого – имперского – слоя
людей, политика правящей касты
современного российского социума.
Думать за всю Россию, мерить
её своим аршином, решать за
неё – в этом, по их мнению,
их миссия, в этом их имперско-чиновничья
обязанность и привилегия.
Человек, принадлежащий и осознающий
свою принадлежность к власти
как чему-то единственно суверенному,
единственно определяющему бытие
страны, сначала невольно, а затем
осознанно отстраняется от других
людей, видит их как предмет (объект) своего
внимания, и не более. Такой человек и превращается
в чиновника – человека чина, должности
в единственно возможной властной структуре
в Российском государстве. Характернейший
пример подобного государственного феномена
являет г. А.Чубайс. Вся его государственная
деятельность, весь его облик (кричащая
надменность во взгляде, осанке и пр.),
всё его поведение (манера суждений, сами
суждения о русских проблемах и пр.) –
всё говорит об осознании им избранности
его как представителя власти к «эпохальным»
для страны решениям и деяниям.
Заметим, что, говоря о московско-имперском
характере власти в России, нисколько
не ставим под сомнение необходимость
наличия твёрдой федеральной
власти в стране. Власть твёрдая
вовсе не исключает наличия
других властных образований
в обществе. Власть твёрдая берёт
на себя лишь ей присущие
функции (общая идеология, безопасность
правовая, экономическая, культурная
граждан страны как внешняя,
так и внутренняя и др.) и
осуществляет их.
Власть в России (и федеральная,
и региональная; последняя нами
определяется также как имперская,
имперско-региональная), как власть,
стремящаяся остаться единственной
в стране, и поныне стремится
всё и вся унифицировать. Россия
современная, увы, не славна
сельскохозяйственными инициативами
своих южных регионов, промышленными
новшествами Центрального и Поволжского
округов, наукой и высокими
технологиями сибирских наукоградов,
культурными инициативами республик
Кавказа и Поволжья, политико-правовыми
предложениями северно-русских губерний,
экономическими инициативами нефтедобывающих
территорий Сибири и прочим, чем
могла она по праву гордиться,
если бы власть московская
была заинтересована не в послушных
и слабых провинциях (к примеру,
неразвитость сибирских нефтедобывающих
регионов при наличии космического
стабилизационного фонда – нонсенс),
а в прорусски (пророссийски) ориентированных
и эффективно и самобытно развивающихся
субъектах Российской Федерации.
Сам факт общей безынициативности
российских регионов в политике,
экономике, образовании, науке
и прочем, в особенности в сравнении
с тем, как это было в бурно
развивающейся дореволюционной
России, говорит о том, что в
стране существует лишь одна
властная вертикаль – московско-имперская.
Унифицирование всего и вся
порождает в чиновнике следование
общему в жизни, тому, что может
быть навязано, а не принято
людьми, социумом, и в этом опять-таки
отчуждает его от мира других
людей. Чиновники Средней Полосы,
Дальнего Востока, Москвы, Кавказа
и пр. похожи друг на друга
как сиамские близнецы: они всё
знают, ни о чём не задумываются,
скептически смотрят на не
вписывающиеся в инструкции формы
российской жизни, они все в
главном безынициативны, все равнодушны,
все алчны и прочее, прочее, прочее.
Словом, всё, как у Гоголя, Щедрина,
Лескова…
Чино́вничество
в Росси́и — служащие государственного
и муниципального аппарата царской
России (1722—1917).
Чиновниками
называли служащих, занятых в структурах
власти и управления, особенно в
высшем эшелоне, и имевших определённый
чин. С ликвидацией Табели о рангах
класс чиновников был ликвидирован;
лица, занятые в сфере госуправления,
стали называться государственными
служащими. Формально в отношении
советского периода истории России
использование этого слова некорректно.
Тем не менее, неофициально термин «чиновник»
продолжал и продолжает применяться
по отношению к госслужащим. В XXI
веке Российская Федерация вернулась
к использованию чиновничьих
рангов: Федеральный закон «О системе
государственной службы РФ» 2003 г. регулирует
присвоение не только дипломатических
рангов и воинских званий, но классных
чинов[1]. На 2008 г. высшим классным чином
является «Действительный государственный
советник» (юстиции, таможенной службы,
либо просто «Российской Федерации»
в зависимости от ведомства).
Термин
«чиновники», как правило, не применяется
к рядовым служащим, оплачиваемым
из государственного бюджета, но не исполняющим
государственных или муниципальных
управленческих функций (учителям, врачам,
военным). Чиновничество в России
имеет давнюю историю, на протяжении
которой менялись взгляды на функции
чиновников.
Содержание:
1 История
1.1
Зарождение государственной службы
на Руси
1.2
Чиновничество в Российской империи
1.3
Советская номенклатура
2
Перестройка
3
Современные тенденции
4
Критика бюрократии
5
Доходы и привилегии чиновников
- Общественная
значимость доходов и привилегий чиновников
5.2 Легальные доходы
5.3
Нелегальные доходы
5.4
Рента
5.5
Ленинский принцип и отход
от него
5.6
Современные доходы чиновников
6.
Ссылки
1.История
1.1.Зарождение
государственной службы
на Руси
Государственная
служба в России формировалась на
протяжении столетий. Если в XVI и в
начале XVII веков преобладала практика
временных служебных поручений,
то уже в середине XVII века возникли
приказы и другие государственных
учреждения, в которых существовал
слой людей, выполнявших служебные
поручения. По мере централизации государства,
появилась группа людей, постоянно
находящихся на государственной
службе. Из этой группы в начале XVIII
века сформировалось профессиональное
чиновничество, деятельность которого
регулировалась законом.
Функции
российских чиновников постепенно видоизменялись,
что выражалось в переносе акцента
с простых функций управления
и координации хозяйственной
деятельности на более сложные функции
подавления народов и бюрократического
контроля над населением. Однако, функции
подавления постепенно стали преобладающими
и доминирующими на всех, без исключения,
российских землях. Это, в частности,
стало одним из источников глубоко
укоренившихся традиций деспотизма
и самовластия в России. Чиновничество
уже в XVII веке перестало различать
исконно русское население от
завоёванных народов и начало
относиться к русским совершенно
так же, как к покорённым народам.
Само же чиновничество всё более
и более становилось многонациональным.
1.2.Чиновничество
в Российской империи
Табель о рангах, утвержденный
Петром I в 1722 году, регулировал порядок
государственной службы вплоть
до революции 1917 года
Порядок
государственной службы в Российской
империи регламентировался документом
«Табель о рангах всех чинов, воинских,
статских и придворных, которые в
котором классе чины; которые в
одном классе», который был утвержден
24 января (4 февраля) 1722 года императором
Петром I. Табель о рангах вводил определение
государственной службы (гражданская,
военная, придворная), четырнадцать классов
должностей и чины. Была регламентирована
система приёма на государственную
службу и продвижения по службе.
Если до Табеля о рангах карьера определялась
знатностью дворянского рода, то новая
система поощряла знания и опыт, способности
и заслуги перед отечеством. Табель о рангах
оставался в силе вплоть до 1917 г. В 1832 г.
был издан «Устав о службе гражданской»,
который дополнительно регулировал порядок
государственной службы. До революции
1917 года было издано около 200 правовых
актов, регламентирующих различные стороны
государственной службы. Чиновники назначались
на должность пожизненно. К началу 20 в.
бюрократический аппарат в Российской
империи контролировал 2/3 всей железнодорожной
сети и 7/8 всех телеграфов; почти 1/3 земель
и 2/3 лесов; наиболее ценными рудниками;
продавал все спиртные напитки и скупал
весь спирт, необходимый для народного
потребления. В передовой статье № 1 «Народной
воли» говорилось: «Наше государство владеет,
как частный собственник, половиной русской
территории; бо́льшая половина крестьян
— арендаторы его земель; по духу нашего
государства всё население существует,
главным образом, для него.»[2] В то же время
государство ограничивало социальные
и политические возможности чиновничества,
даже после революции 1905 г. на государственных
служащих не распространились гражданские
права, гарантированные остальным категориям
населения России. Так чиновникам запрещалось
организовывать профессиональные союзы
и вступать в радикальные политические
объединения [3]. Вплоть до 1917 г. действовал
ставший нарицательным "Третий пункт"
ст 788 Устава о службе гражданской, позволявший
уволить чиновника без объяснения причины
и запрещавший чиновнику на такое решение
жаловаться [4].