О Российском чиновничестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Российский чиновник – явление развитое и жизнеспособное. Явление, играющее важную – чаще отрицательную – роль и в современной жизни русского человека. Потому, требующее к себе особого внимания. Чиновничество в России возникло в давние времена.

Работа содержит 1 файл

О РОССИЙСКОМ ЧИНОВНИЧЕСТВЕ.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

О Российском чиновничестве.

             Российский чиновник – явление  развитое и жизнеспособное. Явление,  играющее важную – чаще отрицательную  – роль и в современной жизни  русского человека. Потому, требующее к себе особого внимания. Чиновничество в России возникло в давние времена. Полагаем, со времён князя Владимира набирало силу русское чиновничество, набирало и копило свою отчуждённость от общей жизни русских людей, копило, чтобы в царствование Петра Первого напрочь отстраниться от всего русского мира и стать собою – имперско-российским чиновничеством – монстром и поныне в этом качестве во многом определяющим ход всей русской истории. Российское чиновничество есть отрицательное выражение нескольких существенных черт всей русской цивилизации. Её имперского характера, её общего невнимания к самоощущению своих творцов и выразителей – русских смиренных людей. Поразмышляем о каждой из указанных черт русской цивилизации в связи с проблемой российского чиновничества.

           Имперский характер русской цивилизации  и российское чиновничество. Россия не страна. Россия – целый отдельный мир. Мир, у которого своё понимание того, как жить и верить, молиться и созидать, встречать в себе Бога и следовать его призванию в науке, хозяйствовании, воинском деле и прочем человеческом. Россия велика и многолика. Многолика своими многими языками и верованиями. Многолика своими многими укладами бытия. Россия – внутренне собранное в непонятное, не живущим в ней людям, разноязыковое целое. Внутренне собранная и потому не распадающаяся вопреки ожиданиям многих её недругов на отдельные куски вселенная.

          Россия в политико-правовом отношении  была и есть империя. Россия  – империя в том, что государственная  власть в ней выступает в  качестве имперского субъекта  на всей её современной территории. Изменились политико-правовые реалии  в стране, изменились во многом  ценностные ориентации её граждан,  меняется уклад хозяйственной  жизни русских людей (россиян)  – медленнее всего меняется  характер власти в стране. Власть, по воле своей, вопреки общерусской  традиции приятия иномыслия, остаётся  имперской. Власть – власть  Москвы – диктует, как жить  всякому из людей в современной  России, как жить всякому региону  государства Российского. Имперский  характер власти в стране –  вот то наследие дореволюционной  и советской России, от которого  не в силах отказаться рвущаяся к пока ещё неисчерпаемым богатствам страны верхушка современного российского общества.

                 Имперская власть не терпит с собою рядом никаких иных властных – волю земель выражающих – образований. На то она и имперская. Имперски мыслящий чиновник: император, первый секретарь, президент, губернатор, градоначальник, муниципальный вождь и прочие – не в состоянии принять саму возможность сопряжения разноиоточниковых властных усилий в обществе. По его мнению, мир, социум может управляться лишь из одного центра, так как движения-инициативы с периферии (от людей, из регионов) всегда противоположны по отношению к центру. В реализации противоположных инициатив, по его мнению, нет будущего, следовательно, всякое противоположное должно быть умерщвлено, уничтожено.

          Кого рядом с собой, к примеру,  готов был терпеть в девяностые  годы прошлого века «демократ»  Ельцин? Из тех, кто иначе, чем  он, на мир смотрел? Из тех,  кому Россия была в большей  степени дорога, чем ему, тому, в кого однажды поверили русские  доверчивые люди? Никого. Опыт истории  и личные интенции подвигали  Ельцина как типичного представителя  российского имперско-петровского  чиновничества к этому решению.  Потому и правила в те годы  всей Россией, к счастью, в  той мере, в какой можно править  Россией, «семья Ельцина» и  никто другой.

          Кого рядом с собой в решении  кардинальных вопросов российского  общества готовы сегодня видеть  главные чиновники России –  Кудрин, Греф, Чубайс, Абрамович (олигарх  и губернатор), Швыдкой и прочие  представители правящей московской  верхушки русского общества? Опять  никого. И потому никого, что и  эти господа воспитаны в славных  российских чиновничьих традициях.  В Москве, и только Москве, по  глубокому их убеждению, может  родиться выражающая интенции  русской действительности экономическая  политика. Их политика. Политика  узкого – имперского – слоя  людей, политика правящей касты  современного российского социума.  Думать за всю Россию, мерить  её своим аршином, решать за  неё – в этом, по их мнению, их миссия, в этом их имперско-чиновничья  обязанность и привилегия.

          Человек, принадлежащий и осознающий  свою принадлежность к власти  как чему-то единственно суверенному,  единственно определяющему бытие  страны, сначала невольно, а затем  осознанно отстраняется от других  людей, видит их как предмет (объект) своего внимания, и не более. Такой человек и превращается в чиновника – человека чина, должности в единственно возможной властной структуре в Российском государстве. Характернейший пример подобного государственного феномена являет г. А.Чубайс. Вся его государственная деятельность, весь его облик (кричащая надменность во взгляде, осанке и пр.), всё его поведение (манера суждений, сами суждения о русских проблемах и пр.) – всё говорит об осознании им избранности его как представителя власти к «эпохальным» для страны решениям и деяниям.

          Заметим, что, говоря о московско-имперском  характере власти в России, нисколько  не ставим под сомнение необходимость  наличия твёрдой федеральной  власти в стране. Власть твёрдая  вовсе не исключает наличия  других властных образований  в обществе. Власть твёрдая берёт  на себя лишь ей присущие  функции (общая идеология, безопасность  правовая, экономическая, культурная  граждан страны как внешняя,  так и внутренняя и др.) и  осуществляет их.

          Власть в России (и федеральная,  и региональная; последняя нами  определяется также как имперская,  имперско-региональная), как власть, стремящаяся остаться единственной  в стране, и поныне стремится  всё и вся унифицировать. Россия  современная, увы, не славна  сельскохозяйственными инициативами  своих южных регионов, промышленными  новшествами Центрального и Поволжского  округов, наукой и высокими  технологиями сибирских наукоградов,  культурными инициативами республик  Кавказа и Поволжья, политико-правовыми  предложениями северно-русских губерний, экономическими инициативами нефтедобывающих  территорий Сибири и прочим, чем  могла она по праву гордиться,  если бы власть московская  была заинтересована не в послушных  и слабых провинциях (к примеру,  неразвитость сибирских нефтедобывающих  регионов при наличии космического  стабилизационного фонда – нонсенс), а в прорусски (пророссийски) ориентированных  и эффективно и самобытно развивающихся  субъектах Российской Федерации. 

          Сам факт общей безынициативности  российских регионов в политике, экономике, образовании, науке  и прочем, в особенности в сравнении  с тем, как это было в бурно  развивающейся дореволюционной  России, говорит о том, что в  стране существует лишь одна  властная вертикаль – московско-имперская. 

          Унифицирование всего и вся  порождает в чиновнике следование  общему в жизни, тому, что может  быть навязано, а не принято  людьми, социумом, и в этом опять-таки  отчуждает его от мира других  людей. Чиновники Средней Полосы, Дальнего Востока, Москвы, Кавказа  и пр. похожи друг на друга  как сиамские близнецы: они всё  знают, ни о чём не задумываются, скептически смотрят на не  вписывающиеся в инструкции формы  российской жизни, они все в  главном безынициативны, все равнодушны, все алчны и прочее, прочее, прочее. Словом, всё, как у Гоголя, Щедрина,  Лескова…

           

     Чино́вничество  в Росси́и — служащие государственного и муниципального аппарата царской  России (1722—1917).

     Чиновниками называли служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в  высшем эшелоне, и имевших определённый чин. С ликвидацией Табели о рангах класс чиновников был ликвидирован; лица, занятые в сфере госуправления, стали называться государственными служащими. Формально в отношении  советского периода истории России использование этого слова некорректно. Тем не менее, неофициально термин «чиновник» продолжал и продолжает применяться  по отношению к госслужащим. В XXI веке Российская Федерация вернулась  к использованию чиновничьих  рангов: Федеральный закон «О системе  государственной службы РФ» 2003 г. регулирует присвоение не только дипломатических  рангов и воинских званий, но классных чинов[1]. На 2008 г. высшим классным чином  является «Действительный государственный  советник» (юстиции, таможенной службы, либо просто «Российской Федерации» в зависимости от ведомства).

     Термин  «чиновники», как правило, не применяется  к рядовым служащим, оплачиваемым из государственного бюджета, но не исполняющим  государственных или муниципальных  управленческих функций (учителям, врачам, военным). Чиновничество в России имеет давнюю историю, на протяжении которой менялись взгляды на функции  чиновников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание:

          1 История

     1.1 Зарождение государственной службы  на Руси

     1.2 Чиновничество в Российской империи

     1.3 Советская номенклатура

     2 Перестройка

     3 Современные тенденции

     4 Критика бюрократии

     5 Доходы и привилегии чиновников 

    1. Общественная значимость доходов и привилегий чиновников

          5.2 Легальные доходы

     5.3 Нелегальные доходы

     5.4 Рента

     5.5 Ленинский принцип и отход  от него

     5.6 Современные доходы чиновников

     6. Ссылки  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.История

     1.1.Зарождение государственной службы на Руси 

     Государственная служба в России формировалась на протяжении столетий. Если в XVI и в  начале XVII веков преобладала практика временных служебных поручений, то уже в середине XVII века возникли приказы и другие государственных  учреждения, в которых существовал  слой людей, выполнявших служебные  поручения. По мере централизации государства, появилась группа людей, постоянно  находящихся на государственной  службе. Из этой группы в начале XVIII века сформировалось профессиональное чиновничество, деятельность которого регулировалась законом.

     Функции российских чиновников постепенно видоизменялись, что выражалось в переносе акцента  с простых функций управления и координации хозяйственной  деятельности на более сложные функции  подавления народов и бюрократического контроля над населением. Однако, функции  подавления постепенно стали преобладающими и доминирующими на всех, без исключения, российских землях. Это, в частности, стало одним из источников глубоко  укоренившихся традиций деспотизма и самовластия в России. Чиновничество  уже в XVII веке перестало различать  исконно русское население от завоёванных народов и начало относиться к русским совершенно так же, как к покорённым народам. Само же чиновничество всё более  и более становилось многонациональным.

     1.2.Чиновничество в Российской империи

       Табель о рангах, утвержденный  Петром I в 1722 году, регулировал порядок  государственной службы вплоть  до революции 1917 года

     Порядок государственной службы в Российской империи регламентировался документом «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в  котором классе чины; которые в  одном классе», который был утвержден 24 января (4 февраля) 1722 года императором  Петром I. Табель о рангах вводил определение  государственной службы (гражданская, военная, придворная), четырнадцать классов  должностей и чины. Была регламентирована система приёма на государственную  службу и продвижения по службе. Если до Табеля о рангах карьера определялась знатностью дворянского рода, то новая система поощряла знания и опыт, способности и заслуги перед отечеством. Табель о рангах оставался в силе вплоть до 1917 г. В 1832 г. был издан «Устав о службе гражданской», который дополнительно регулировал порядок государственной службы. До революции 1917 года было издано около 200 правовых актов, регламентирующих различные стороны государственной службы. Чиновники назначались на должность пожизненно. К началу 20 в. бюрократический аппарат в Российской империи контролировал 2/3 всей железнодорожной сети и 7/8 всех телеграфов; почти 1/3 земель и 2/3 лесов; наиболее ценными рудниками; продавал все спиртные напитки и скупал весь спирт, необходимый для народного потребления. В передовой статье № 1 «Народной воли» говорилось: «Наше государство владеет, как частный собственник, половиной русской территории; бо́льшая половина крестьян — арендаторы его земель; по духу нашего государства всё население существует, главным образом, для него.»[2] В то же время государство ограничивало социальные и политические возможности чиновничества, даже после революции 1905 г. на государственных служащих не распространились гражданские права, гарантированные остальным категориям населения России. Так чиновникам запрещалось организовывать профессиональные союзы и вступать в радикальные политические объединения [3]. Вплоть до 1917 г. действовал ставший нарицательным "Третий пункт" ст 788 Устава о службе гражданской, позволявший уволить чиновника без объяснения причины и запрещавший чиновнику на такое решение жаловаться [4].

Информация о работе О Российском чиновничестве