Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:32, реферат
Что такое византизм?
Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои определенные в истории последствия.
Славизм, взятый во всецелости своей, есть еще сфинкс, загадка.
Отвлеченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей: религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных.
Ничего подобного мы не видим во всеславянстве. Представляя себе мысленно всеславизм, мы получаем только какое-то аморфическое, стихийное, неорганизованное представление, нечто подобное виду дальних и обширных облаков, из которых по мере приближения их могут образоваться самые разнообразные фигуры.
Введение…………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………….
РОЛЬ ВИЗАНТИЗМА В РУССКОЙ
КУЛЬТУРЕ
Выполнила:
Семенова Анастасия
Проверил:
Гаврилов
Сергей Николаевич
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Что такое византизм?
Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои определенные в истории последствия.
Славизм, взятый во всецелости своей, есть еще сфинкс, загадка.
Отвлеченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей: религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных.
Ничего подобного мы не видим во всеславянстве. Представляя себе мысленно всеславизм, мы получаем только какое-то аморфическое, стихийное, неорганизованное представление, нечто подобное виду дальних и обширных облаков, из которых по мере приближения их могут образоваться самые разнообразные фигуры.
Представляя себе мысленно византизм, мы, напротив того, видим перед собою как бы строгий, ясный план обширного и поместительного здания. Мы знаем, например, что византизм в государстве значит — самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германской феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства.
Византизм
дает также весьма ясные
Основная часть
«Византийский дух, византийские начала и влияние, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм».
К.Н.Леонтьев «Византизм
и славянство»
«Разлагаясь, умирая, Византия нашептала
России все свои предсмертные ярости и
стоны и завещала крепко их хранить России.
Россия у постели умирающего очаровалась
этими предсмертными его вздохами, приняла
их нежно к детскому своему сердцу и дала
клятвы умирающему — смертельной ненависти
к племенам западным, более счастливым
по исторической своей судьбе, и к самому
корню их особого существования — принципу
жизни, акции, деятельности».
В.В.Розанов «Религия
и культура»
Формирование
в обществе определенных идей
неразрывно связано с
Одной из
таких идей, причем идей консервативных,
является византизм. Хотя
Начнем с критики. Отрицательное отношение к византийскому наследию продемонстрировал русский западник, философ Петр Яковлевич Чаадаев. Неприятие византийской культуры обосновывается Чаадаевым отсутствием рефлексии на западные ценности и отторжением всего «общечеловеческого» в рамках этого изолированного социально-культурного типа: " По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов. Только что перед тем эту семью похитил у вселенского братства один честолюбивый ум; и мы восприняли идею в столь искаженном людской страстью виде. В Европе все тогда было одушевлено животворным началом единства. Все там из него происходило, все к нему сходилось."[1]. Византия не предпонесла никаких ценностей для России, способных вовлечь её в общемировое развитие, а взятое у ромеев восточное христианство в его фундаментальной форме и деспотическая государственность только способствовали варваризации нашей страны. Очевидно, что критика Чаадаевым византизма идет с космополитических и западнических позиций, хотя сам Петр Яковлевич считал, что русские "не принадлежат, в сущности, ни к какой из систем нравственного мира», но все-таки «своею общественною поверхностью примыкают к Западу". Русский народ, хотя и стал христианским, тем не менее, он воспринял это христианство от презираемой большей частью Европы Византии, и та поступь христианства, которая прошла по западным государствам и народам, преобразовав их в развитии, не прошлась по России. «Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства[2]» - такой вывод делает Чаадаев. По мнению философа, народы Европы «шли рука об руку», а Россия из-за того, что Леонтьев позже назовет «византизмом», оказалась в стороне от этого процесса и оказалась обреченной существовать как периферия европейской цивилизации.
Довольно
критически относился к
Итак, мы
имеем перед своими глазами
критику. Но что же
Однако Леонтьев
все-таки мыслил
Этим философом
был Георгий Васильевич
Отношение
к «византийскому наследию» не может
быть односторонним, чисто отрицательным
или чисто положительным. Есть большая
доля правды в словах А.А.Широпаева: «Однако,
на мой взгляд, можно дать формулировку
более конкретную: византизм - это азиатчина
в православной упаковке. Именно азиатская
природа византизма определила его главную,
антизападную составляющую, делающую
его столь привлекательным для наших консерваторов
всех мастей - от монархистов до евразийцев
и сталинитов»[10]. По мнению Алексея Алексеевича,
византизм воплотил в себе ценности, глубоко
чуждые русскому духу – сильное централизованное
государств с имперским устройством, многонациональность
и интернационализм этого государства,
и, пожалуй, самое главное – отчуждение
в мировоззренческом плане от европейского
мира, взгляд на Европу как на некоего
Аримана. Как нельзя точно выразил свою
мысль о византийском влиянии на Россию
русский мыслитель В.В.Розанов (его слова
у меня в эпиграфе), хотя его оценка никак
не означает и то, что Розанов был западником
(ситуация, скорее, противоположная). Действительно,
если обратиться к истории России, то нельзя
заметить, что было два крупных явления,
два события, которые устанавливали своеобразные
«очки», правда не розовые, а черные, как
на глаза самой государственной элиты,
так и на глаза народа. Сначала таким явлением
явился византизм как исполненный южноевропейской
империей вариант христианства с присущей
ему идеей государственного правления,
которая, однако, у нас была подвержена
трансформации; затем коммунизм, заставивший
смотреть на «гниющий и разлагающийся»
капиталистический Запад русский людей
как на главного врага. Мы не должны забывать,
что, несмотря на во многом космополитический
характер современных западных ценностей
и их сугубый материализм, русский народ,
несомненно, является народом европейским,
развивавшийся в едином религиозном (христианском)
поле, едином политическом поле и очень
плотно взаимодействовал культурно, воспринимая
продукты европейской культуры, и предоставляя
свои. Нынешняя Европа со своими ценностями
– это один из возможных вариантов её
развития, причем самый безнациональный
и бездуховный. В прошлом у Европы было
несколько проектов, но, к сожалению, победил
тот (надеюсь, лишь на время), который мы
наблюдаем сейчас. И в этом положительная
черта византизма – прививка от современного
интернационального, материального и
расово убивающего проекта Европы – лжеевропеизма,
навязываемого как самим европейцам, так
и нам нашей «элитой».
Хотя эта
прививка все –таки была очень
болезненной. Исследователь