«Новый курс» Франклина Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение одной из самых важных социально-экономических программ США - «нового курса» Ф. Рузвельта и вопросов ее законодательного закрепления в различных нормативно-правовых актах.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику и рассмотреть предпосылки для формирования «нового курса» Ф. Рузвельта; раскрыть содержание «нового курса» Ф. Рузвельта;
рассмотреть основные социальные, экономические, финансовые и сельскохозяйственные реформы, которые составляют сущность «нового курса» Рузвельта; изучить каким образом и где нашли свое законодательное выражение все указанные реформы.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика «нового курса» Рузвельта 5

1.1.Предпосылки формирования «нового курса» 5

1.2.Содержание «нового курса» 7

2. Законодательное закрепление «нового курса» Рузвельта 13

2.1.Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы 13

2.2.Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформ 20

2.3.Законодательное закрепление социальной реформы 23

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

обработка.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

«кодексов честной конкуренции». Кодексы честной  конкуренции» - особые инструктивные акты для отрасли (или подотрасли) промышленности, которые формулировались предпринимателями, а санкционировались президентом. Кодексы должны были содержать правила в отношении объемов выпускаемой продукции, ее цен, порядка сбыта, а главное - условий найма труда по отрасли.

Примером  такого Кодекса может служить  Кодекс о справедливой конкуренции  для хлопчатобумажной текстильной  промышленности от 17 июля 1933 г., который  в частности гласил: «Со дня  вступления в силу настоящего кодекса  о справедливой конкуренции устанавливается, что все предприниматели в хлопчатобумажной текстильной промышленности обязаны выплачивать всем работающим у них по найму лицам, за исключением учеников в течение шести недель их ученичества, рабочих, занятых на очистке хлопка, и сезонных рабочих, минимум заработной платы в 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в неделю в северном поясе за 40 часов работы.

Со дня  вступления в силу настоящего кодекса  о справедливой конкуренции устанавливается, что предприниматели хлопчатобумажной текстильной промышленности должны планировать работу всех работающих у них по найму лиц, таким образом, чтобы время их работы не превышало 40 часов в неделю, и работу механического оборудования таким образом, чтобы для его обслуживания не требовалось введения более двух смен» Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности от 17 июля.

Принятие  кодексов было наиболее принципиальным поворотом во всей истории правового  регулирования экономики в США. В ближайшие за принятием закона год-два правительство санкционировало 557 основных и 189 дополнительных «кодексов» по отраслям и объединениям предприятий, где были заняты около 95% промышленных рабочих США. Практически основные стороны экономически промышленной деятельности были поставлены под надзор Национальной администрации восстановления промышленности, обладавшей принудительными полномочиями, в т. ч. по закрытию предприятий.

Разного рода мерами правительству удалось  склонить к составлению кодексов подавляющее большинство предпринимателей, что дало свои результаты. Целями регулирования промышленности объявлялись: обеспечение «всеобщего благоденствия» путем кооперации между отдельными группами предпринимателей, путем достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения «разрушительной конкуренции», ведущей к снижению прибылей, подрыву деловой устойчивости, сокращению инвестиций и занятости.

Закон разделен на три раздела: в первом предусматривались меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда.

В соответствии с законом в американской промышленности, разделенной на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объем продукции, распределялись рынки сбыта. Основное условие «кодексов честной конкуренции» состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Это способствовало поддержанию монопольных цен на высоком уровне и увеличению прибылей монополистов. «По утверждении президентом какого-либо из вышеупомянутых кодексов о справедливой конкуренции положения этого кодекса будут рассматриваться как нормы, регулирующие справедливую конкурентную практику для данной профессии или отрасли промышленности или входящих в них организаций. Любое нарушение этих норм при совершении какой-либо межштатной или внешнеторговой коммерческой сделки или затрагивающее эту сделку будет рассматриваться как нечестная коммерческая конкуренция, понимая этот термин так, как он трактуется в действующем законе о правах Федеральной торговой комиссии...» Закон об оздоровлении национальной промышленности от 16 июля 1933 г.

Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. «Все кодексы о справедливой конкуренции, а также соглашения или лицензии, одобренные, заключенные или выданные в соответствии с настоящим законом, должны предусматривать:

1) что  все, работающие по найму лица, имеют право на организацию  и на заключение коллективных  договоров через ими самими  выбранных представителей и что работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление или иным способом ограничивать их совместные действия при выборе ими своих представителей или самоорганизации с целью ведения переговоров о коллективною соглашении или предпринятая других мер взаимопомощи или защиты;

2) что  ни одному работающему или  ищущему работу по найму лицу  не будет поставлено условием  его нахождения на работе вступление  в тот или иной компанейский  союз или воздержание от вступления, организации или оказания помощи выбранному им по собственному усмотрению рабочему союзу;

3) что  наниматели согласны с максимальной  продолжительностью рабочего дня,  минимальным уровнем оплаты и  другими условиями найма, одобренными  или предписанными президентом...».

Рузвельт  создал администрацию общественных работ, которая привлекала безработных  на различные работы. Создавались  также лагеря для безработной  молодежи, использовавшейся на общественных работах с мизерной оплатой.

Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: «В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом».

Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Несмотря на то, что сначала Закон об оздоровлении национальной промышленности был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями.

В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем  противников, и 27 мая 1935 г. Верховный  суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства  во многом сохранилась. 

2.2 Законодательное  закрепление сельскохозяйственной  реформы 

Для выхода из сельскохозяйственного кризиса 12 мая 1933 г. был принят очень важный Закон о помощи фермерам («Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве» - закон о смягчении  бедственного положения национальной экономики путем повышения покупательной способности сельского хозяйства, о проведении упорядочения ликвидации акционерных земельных банков и проведении других необходимых мер). Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА.

Этот  орган «регулировал» цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объем производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. «Каждому такому производителю, согласившемуся на уменьшение продукции, министр сельского хозяйства направит, без права его дальнейшей передачи, оптационный контракт о продаже вышеуказанному производителю такого количества хлопка из запасов, находящихся в распоряжении и под контролем министра сельского хозяйства, на которое данный производитель хлопка дал согласие уменьшить его производство... Министр сельского хозяйства уполномочивается: с помощью заключаемых на основе добровольности соглашений с производителями или с помощью других методов принимать меры по сокращению посевных площадей или товарного производства (или того и другого) любого из основных сельскохозяйственных продуктов» Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г.

В результате этой политики в США были перепаханы миллионы гектаров земли, засеянной хлопчатником и пшеницей, были уничтожены миллионы голов скота, сожжены огромные запасы зерна. И это делалось в то время, когда в стране насчитывались миллионы безработных, не имевших средств к существованию.

Закон о рефинансировании фермерских долгов создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга. В 1933 году была учреждена также Администрация сельскохозяйственного кредита, которая предоставила кредит главным образом крупным фермерам на сумму в 2 млрд. долларов. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.) разорились и были проданы с молотка.

Меры, предусмотренные  законом о помощи фермерам, прежде всего, затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры  могли сокращать посевы за счет малоплодородных  земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился.

Эти и  другие меры в промышленности и сельском хозяйстве были направлены на вывод страны из экономического кризиса.

В 1935 году было начато проведение широкой программы  помощи фермерам. Создана Администрация  по переселению, которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию  по охране фермерских хозяйств, в обязанности  которой входило строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих и мигрантов, оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на более плодородные земли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр.

С подписанием 1 марта 1936 г. Закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали.

Закон о регулировании сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, статут 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний государства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров. 
 

      2.3 Законодательное закрепление социальной  реформы

Больше  всего правительство беспокоила проблема безработицы. По оценкам леворадикальной  организации экономистов, Ассоциации по исследованию проблем труда, число  безработных достигло к началу 1933 г. 17 млн. человек. 12 мая 1933 г. администрация Рузвельта одобрила Закон об ассигновании 500 млн. долл. на оказание помощи безработным. В общей сложности правительство израсходовало на помощь безработным свыше 4 млрд. долларов.

В целях  уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации - «трудовые лагеря». Были созданы специальные общефедеральные органы - Администрация гражданского строительства, Администрация гражданских работ (1933-1934), - на которые возлагались обязанности и права по финансированию общественных работ в любом месте США. Правительство централизованно финансировало строительство дорог, даже не очень нужных в ближайшее время, только чтобы дать людям оплачиваемую работу .

Проведение  «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта.

Большие расходы на социальные нужды были постоянным источником конфликтов между  президентом и противниками «нового  курса». В 1937 году Белый дом и Капитолий, понадеявшись на стабилизацию ситуации, сократили социальные расходы. Однако под ударами экономического кризиса 1937-1938 гг. им пришлось вновь пойти на их увеличение.

В это  время наметился важный сдвиг  в развитии трудового и социального законодательства, которое носило, по существу, фрагментарный характер. Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенства сторон в договоре. Законом Норриса-Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

Информация о работе «Новый курс» Франклина Рузвельта