Новые направления в европейской культуре 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Содержание

Введение 3
1.Социально-экономические процессы и система ценностей 4
2.Классицизм, романтизм, реализм в изобразительном искусстве и литературе 5
3.Отражение процесса отчуждения личности в западноевропейском исскустве XIX века 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

На  исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление - веризм (итал. verismo от vero - истинный, правдивый). К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло (1857 - 1919), Пьетро Масканьи (1863 - 1945), Умберто Джордано (1867 - 1948), Джакомо Пуччини (1858 - 1924). Эстетика веризма -- показать "жизнь как она есть". Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер - крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие.

Высшим  достижением музыкального и оперного искусства  во Франции стало  творчество Жоржа  Бизе (1838 - 1875) - автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.

Романтические традиции проникли в  искусство балета. Известно, что европейский  балет зародился  в Италии. Этому  способствовали традиции античного и средневекового искусства. Во второй половине XIX в. итальянские мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце столетия был принят танцевальными школами других стран. Танцовщики освоили пальцевую технику вращения и прыжка, достигли большой выразительности танцев. Итальянские артисты балета Э.Чеккетти (1850 - 1928), К.Брианца (1867 - 1930), П.Леньяни (1863 -923) выступали и на русской сцене.

В XIX в. всемирную славу  получил русский  балет. На сцене Петербургского Большого театра с 1847 г. работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818 - 1910). В России им поставлено более 60 балетов, среди которых "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Баядерка" (1877) и др. Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами - Петром Ильичом Чайковским (1840 - 1893) и Александром Константиновичем Глазуновым (1865 - 1936). Непревзойденные примеры поэтич-ности, обобщенной образности танца достигнуты Петипа и Чайковским в балете "Спящая красавица" (1890). В балете "Раймонда" (1898) на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П.И.Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г. В лебединых сценах, созданных балетмейстером Л.И.Ивановым (1834 - 1901), получило воплощение сочетание симфонизма и действенности, кордебалета и сольного танца. Л.И.Ивановым поставлен последний балет П.И.Чайковского "Щелкунчик" (1892), где основная тема - преодоление зла победоносной силой любви и человечности, хотя и претворяется она через детские образы.

Реалистическое  направление в  живописи Франции  укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф.Милле (1814 - 1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г.Курбе (1819 - 1877). Творчество этих художников было замет-ным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.

Реалистическое  направление в  русской живописи особенно ярко выразили передвижники. Это художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были И.Н.Крамской (1837 - 1887) и критик В.В.Стасов (1824 - 1906). Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия России, пережитки крепостничества, пороки капитализма.

3.  
Отражение процесса отчуждения личности в западноевропейском исскустве XIX века

Социокультурные противоречия буржуазного  общества.

Социальное  и духовное отчуждение. Отчуждение стало  одной из важнейших  характеристик индустриального  общества. Из сферы  производственных отношений  отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Колониализм. Подчинение более  отсталых стран с  целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического  и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных  культур во имя  универсализма западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.

Антагонизм  человека и техники. Наступление техницизма всегда встречало  противодействие  со стороны гуманитарно  ориентированных  слоев интеллигенции. Именно антагонизм техницизма и контркультуры является важной характеристикой культуры индустриального общества.

Экологические границы индустриализма. Индустриальное общество основано на «жестких»  технологиях, осуществляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как внешний объект, а не как среда обитания. Хотя такая мировоззренческая установка способствовала высокой эффективности производства, она же стала причиной глобальных процессов экологической деградации. Другим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.

Особенности и противоречия культуры буржуазного индустриального  общества нашли свое продолжение и  в современном  постиндустриальном обществе.

Заключение

Духовная  культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда -- появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем  не менее, она не имеет  себе равных по глубине  проникновения в  бытие и духовный мир человека по творческому  напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.

Список  использованной литературы

1.Быстрова  А.Н. мир культуры (основы  культурологии) учебное  пособие из-во  ЮКЭА 2000г.

2.Садохин  А.П. Грушевицкая  Т.Г. Мировая художественная  культура. Юнити 2001г

3.Белогрудов  О.А.Культурология  1997г.

4.Гриненко  Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. 1998г.

5. Грушевицкая Словарь  по художественной  культуре. 2001г

6.Василевская  А.Ю. Зарецкая Д.М.  Мировая художественная  культура 1997г.

7.Всеобщая  история архитектуры  1969г

8.Всеобщая  история исскуств. 1969г

9.Сербенко  Н.И. Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен. 1990г

10.Хомутецкий  Н.Ф. История архитектуры  капиталистьических  стран с середины XIX по настоящее время.

Информация о работе Новые направления в европейской культуре 19 века