Новые направления в европейской культуре 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Содержание

Введение 3
1.Социально-экономические процессы и система ценностей 4
2.Классицизм, романтизм, реализм в изобразительном искусстве и литературе 5
3.Отражение процесса отчуждения личности в западноевропейском исскустве XIX века 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 3
  • 1.Социально-экономические процессы и система ценностей 4
  • 2.Классицизм, романтизм, реализм в изобразительном искусстве и литературе 5
  • 3.Отражение процесса отчуждения личности в западноевропейском исскустве XIX века 18
  • Заключение 20
  • Список использованной литературы 21

Введение

Культура XIX в. является культурой  сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как  система полностью  сформировался. Он охватил  все отрасли материального  производства, что  повлекло соответствующие  преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Для культуры этого периода  характерно отражение  внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных  тенденций, борьба основных классов -- буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный  с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

1. Социально-экономические процессы и система ценностей

Важным  и необходимым  этапом в утверждении  капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 -- 40 гг. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII -- начале XIX вв. -- во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.

Промышленная  революция была тесно связана с развитием науки.

Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь  стимулировала новые  крупные сдвиги в  научных знаниях.

XIX в. - это расцвет  классического естествознания, создания единой  системы наук. В то же время связь естествознания с производством становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

Простой практический опыт все  больше дополнялся теоретическим  осмыслением производственных процессов и точным инженерным расчетом. Так, результаты изучения природы электричества явились теоретической основой развития электротехники, сделав возможным применение электроэнергии в системах связи, приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных предприятий, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц.

Создание  паровоза, двигателя  внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого  составило переворот  в науке и технике  и имело громадное  историческое значение,

Великие сдвиги, происходившие в XIX вв. развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.

Сложный механизм промышленно  развитой системы  требует для поддержания  не только соответствующей  социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:

· достижение и успех,

· частная собственность,

· индивидуализм,

· право,

· активность и труд,

· потребительство,

· универсализм,

· вера в прогресс,

· уважение к науке  и технологии.

Эти ценности активно  утверждаются всей системой духовного воздействия  на массы населения.

Эпоха становления капитализма -- это и новая  эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм и импрессионизм.

2.  
Классицизм, романтизм, реализм в изобразительном искусстве и литературе

Рассмотрим  сущность и содержание этих важнейших направлений  в развитии европейской культуры.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus -- образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным  образом во французской  культуре и отражал  идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был  связан с буржуазным просвещением и выражал  буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Представители классицизма в  немецкой литературе -- И.В.Гете и И.Ф.Шиллер.

Иоганн  Вольфганг Гете (1749--1832) -- основоположник немецкой литературы, иностранный  почетный член Петербургской Академии наук, начал свою литературную деятельность с бунтарства (участие в направлении "Буря и натиск"), сентиментального романтизма ("Страдания молодого Вертера"), прошел через период так называемого веймарского классицизма и подошел к философскому осмыслению жизненных проблем в трагедии "Фауст".

Иоганн  Фридрих Шиллер (1759--1815) -- поэт, драматург, автор  трагедий "Дон  Карлос", "Мария  Стюарт", драмы "Вильгельм  Телль" и др.

В живописи представителями  классического стиля  были французские  художники Давид и Энгр. Жан Луи Давид (1748 - 1825) создал полотна "Клятва Горациев", "Смерть Марата" и другие произведения большого общественного звучания. Жан Огюст Энгр (1780 - 1867) - блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка, основной представитель классического академизма (картина "Апофеоз Гомера").

Гениальным  испанским живописцем и гравером был  Франциска Гойя (1746 -11826). Его искусство  отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально  направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты "Каприччос" (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиция художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В них обвинение церкви, дворянству, властителям.

Классицизм  представлен и  в творчестве русских  художников ФА. Бруни "Смерть Камилы, сестры Горация" (1824), В.К. Шебуева "Подвиг купца Иголкина" (1839), а также в некоторых работах Карла Брюллова (1799 - 1852).

В скульптуре представителями  классицизма были немец И.Г. Шадов (1764 -1850), которому был близок просветительский классицизм; итальянец А. Канова (1757 - 1822), создавший надгробие  папы Климента III и  мифологическую статую "Амур и Психея", датчанин Б. Торвальдсен (1768 - 1844), произведениям которого свойственна пластическая завершенность, холодная сдержанность и идеализация образов (например, скульптура "Янсон").

К.И. Росси (1775 - 1849) создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Петербурге, формирующих архитектурный облик города: Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, Дворцовую площадь с зданиями и аркой Главного штаба, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический театр драмы), улицы Зодчего Росси и площади Ломоносова.

Для классического театрального искусства (Т. Дюпарк, М. Шанме-ле, А. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Э. Рошаль - во Франции; К. Нейбер - в Германии; Ф.Г. Волков, И.А. Дмитриевский - в  России) были характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов.

К середине XIX в. классицизм переродился в  буржуазный академизм  и утратил свое значение.

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. romant -- роман) -- идейно-художественное направление, развившееся  во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

В Германии романтизм  сложился на рубеже XVIII -- XIX вв. и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма, особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20 - 30- е годы XIX в.

Истинной  родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан  Поль (1763 - 1825), Генрих фон Клейст (1777 - 1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (например, "Эликсир дьявола"). Он критически воспринимал реальности бытия (повесть "Золотой горшок", сказки "Крошка Цехес", "Повелитель блох"). Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина". Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов - Р.Шумана (балет "Крейслериана"), Ж.Оффенбаха ("Сказки Гофмана"), П.И.Чайковского (балет "Щелкунчик").

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797--1856), великий поэт Германии, сочетающий в своем  творчестве романтику  и иронию:

Девица, стоя у моря, Вздыхала сто раз подряд - Такое внушал ей горе Солнечный закат.

Девица, будьте спокойней, Не стоит об этом вздыхать - Вот здесь оно, спереди, тонет. И  всходит сзади  опять.

В Англии огромным было воздействие лирического  романтизма Джорджа  Ноэля Гордона  Байрона (1788 -- 1824). Его  поэма "Паломничество  Чайльд Гарольда" вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Английский  романтизм представляют также Дж. Китс и Б. Шелли. Дж. Китс (1795 - 1821) - автор патриархально-утопической идиллии "Эндимион", в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах "Огонь", "Психея" поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы "Гиперион".

Перси Бишу Шелли (1792 - 1822) - автор аллегорической поэмы "Королева Маб", разоблачающей порочность современного ему  общества. В поэме "Восстание  Ислама" Шелли  оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии "Ченчи" и в лирической поэме "Освобожденный Прометей" он дал философское осмысление проблем свободы и тирании. Но с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение начало затухать.

В России романтизм  как идейно-художественное направление в  литературе начала XIX в. был порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма связано с поэзией Василия Андреевича Жуковского (1783 - 1852). Его баллады "Людмила", "Светлана" и другие проникнуты идеями дружбы и добродетели свободных от пороков личностей, их долга и любви к Отечеству. Ярчайшим представителем гражданского романтизма был поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). В поэмах "Войнаровский", "Наливайко", в сборнике стихов "Думы" содержится призыв к собратьям по перу осуществлять в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин.

Романтическое направление проявлялось  и в прозе, в  частности, в исторических романах М.Н. Загоскина (1789 - 1852) "Юрий Милославский, или  Русские в 1612 году", "Рославлев, или Русские в 1812 году", "Аскольдова могила".

Романтическое направление в  музыке оказалось  на редкость богатым  и выдающимися  дарованиями. Это  немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман  (1810-- 1856). Он создатель программных фортепьянных циклов ("Бабочки", "Карнавал", "Фантастические пьесы", "Крейслериана"), лирико-драма-тических вокальных циклов, оперы "Геновена", оратории "Рай и Пери" и многих других произведений. Представителем романтизма был французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803--1869). Ему принадлежат "Фантастическая симфония", "Траурно-триумфальная симфония", опера-дилогия "Троянцы", Реквием. Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813--1883). Знамениты и широко известны его оперы: "Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" и многие другие музыкальные произведения.

Информация о работе Новые направления в европейской культуре 19 века