Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа
Описание работы
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Содержание
Введение 3 1.Социально-экономические процессы и система ценностей 4 2.Классицизм, романтизм, реализм в изобразительном искусстве и литературе 5 3.Отражение процесса отчуждения личности в западноевропейском исскустве XIX века 18 Заключение 20 Список использованной литературы 21
1.Социально-экономические
процессы и система
ценностей 4
2.Классицизм,
романтизм, реализм
в изобразительном искусстве
и литературе 5
3.Отражение
процесса отчуждения
личности в западноевропейском
исскустве XIX века 18
Заключение 20
Список
использованной литературы 21
Введение
Культура XIX
в. является культурой
сложившихся буржуазных
отношений. К концу XVIII
в. капитализм как
система полностью
сформировался. Он охватил
все отрасли материального
производства, что
повлекло соответствующие
преобразования в непроизводственной
сфере (политике, науке,
философии, искусстве,
образовании, быту, общественном
сознании).
Для
культуры этого периода
характерно отражение
внутренних противоречий
буржуазного общества.
Столкновение противоположных
тенденций, борьба основных
классов -- буржуазии
и пролетариата, поляризация
общества, стремительный
взлет материальной
культуры и начавшееся
отчуждение личности
определили характер
духовной культуры того
времени.
В XIX
в. происходит коренной
переворот, связанный
с появлением машины,
которая отдаляет человека
от природы, ломая привычные
представления о его
главенствующей роли,
и превращает человека
в зависимое от машины
существо. В условиях
интенсифицирующейся
механизации человек
уходит на периферию
духовной жизни, отрывается
от духовных основ. Место
ремесленного труда,
связанного с личностью
и творчеством мастера,
занял монотонный труд.
1. Социально-экономические
процессы и система
ценностей
Важным
и необходимым
этапом в утверждении
капиталистического
способа производства
в Европе была промышленная
революция, начавшаяся
в 30 -- 40 гг. XVIII вв. Англии,
а в конце XVIII -- начале XIX
вв. -- во Франции. В последующие
десятилетия промышленная
революция охватила
и другие европейские
страны.
Промышленная
революция была тесно
связана с развитием
науки.
Она
опиралась на успешное
развитие прикладных,
точных и естественных
наук и в свою очередь
стимулировала новые
крупные сдвиги в
научных знаниях.
XIX
в. - это расцвет
классического естествознания,
создания единой
системы наук. В то
же время связь естествознания
с производством становилась
теснее. Появились первые
научные исследовательские
лаборатории, работавшие
на промышленность.
Новые и новые научные
открытия в различных
областях естествознания
все больше воздействовали
на развитие ведущих
отраслей промышленности:
металлургии, энергетики,
машиностроения, приборостроения,
транспорта, химической
промышленности.
Простой
практический опыт все
больше дополнялся теоретическим
осмыслением производственных
процессов и точным
инженерным расчетом.
Так, результаты изучения
природы электричества
явились теоретической
основой развития электротехники,
сделав возможным применение
электроэнергии в системах
связи, приводных устройствах
рабочих машин, во многих
технологических процессах
различных предприятий,
в создании ламп накаливания
для освещения помещений
и улиц.
Создание
паровоза, двигателя
внутреннего сгорания,
телефона, радио, кино
и много другого
составило переворот
в науке и технике
и имело громадное
историческое значение,
Великие
сдвиги, происходившие
в XIX вв. развитии науки
и техники, оказали огромное
влияние на развитие
литературы и искусства
всех стран и народов
европейского континента.
Сложный
механизм промышленно
развитой системы
требует для поддержания
не только соответствующей
социальной структуры,
разделяемой прежде
всего на различные
категории, но и приоритета
ценностей, присущих
буржуазному индустриальному
обществу, таких как:
·
достижение и успех,
·
частная собственность,
·
индивидуализм,
·
право,
·
активность и труд,
·
потребительство,
·
универсализм,
·
вера в прогресс,
·
уважение к науке
и технологии.
Эти
ценности активно
утверждаются всей системой
духовного воздействия
на массы населения.
Эпоха
становления капитализма --
это и новая
эпоха в развитии
европейской художественной
культуры. Именно в эту
эпоху сформировались
классицизм, романтизм,
критический реализм
и импрессионизм.
2.
Классицизм, романтизм,
реализм в изобразительном
искусстве и литературе
Рассмотрим
сущность и содержание
этих важнейших направлений
в развитии европейской
культуры.
КЛАССИЦИЗМ (от
лат. classicus -- образцовый)
начал складываться
еще в XVIII в., главным
образом во французской
культуре и отражал
идеи французского абсолютизма.
В XVIII в. классицизм был
связан с буржуазным
просвещением и выражал
буржуазно-революционные
устремления общества.
Стиль классицизма,
основывающийся на идеях
рационализма, стремился
к выражению возвышенных,
героических и нравственных
идеалов, к созданию
ясных, органичных образов.
Вместе с тем классицизму
были присущи черты
утопизма, идеализации,
отвлеченности, академизма,
нараставшие в период
его кризиса.
Представители
классицизма в
немецкой литературе --
И.В.Гете и И.Ф.Шиллер.
Иоганн
Вольфганг Гете (1749--1832) --
основоположник немецкой
литературы, иностранный
почетный член Петербургской
Академии наук, начал
свою литературную деятельность
с бунтарства (участие
в направлении "Буря
и натиск"), сентиментального
романтизма ("Страдания
молодого Вертера"),
прошел через период
так называемого веймарского
классицизма и подошел
к философскому осмыслению
жизненных проблем в
трагедии "Фауст".
Иоганн
Фридрих Шиллер (1759--1815) --
поэт, драматург, автор
трагедий "Дон
Карлос", "Мария
Стюарт", драмы "Вильгельм
Телль" и др.
В
живописи представителями
классического стиля
были французские
художники Давид и Энгр.
Жан Луи Давид (1748 - 1825)
создал полотна "Клятва
Горациев", "Смерть
Марата" и другие
произведения большого
общественного звучания.
Жан Огюст Энгр (1780 - 1867) -
блестящий мастер композиции,
строгого тонкого рисунка,
основной представитель
классического академизма (картина
"Апофеоз Гомера").
Гениальным
испанским живописцем
и гравером был
Франциска Гойя (1746 -11826).
Его искусство
отличалось смелым новаторством,
страстной эмоциональностью,
фантазией и социально
направленным гротеском.
Гойя создал замечательные
гравюрные произведения,
избрав технику офорта.
Бессмертным созданием
великого испанца стали
офорты "Каприччос" (80
листов), работа над
которыми заняла пять
лет. В них острая социальная
сатира, позиция художника
направлена против бесправия,
суеверия, невежества,
тупости. В них обвинение
церкви, дворянству,
властителям.
Классицизм
представлен и
в творчестве русских
художников ФА. Бруни "Смерть
Камилы, сестры Горация" (1824),
В.К. Шебуева "Подвиг
купца Иголкина" (1839),
а также в некоторых
работах Карла Брюллова (1799 - 1852).
В
скульптуре представителями
классицизма были
немец И.Г. Шадов (1764 -1850),
которому был близок
просветительский классицизм;
итальянец А. Канова (1757 - 1822),
создавший надгробие
папы Климента III и
мифологическую статую "Амур
и Психея", датчанин
Б. Торвальдсен (1768 - 1844),
произведениям которого
свойственна пластическая
завершенность, холодная
сдержанность и идеализация
образов (например, скульптура "Янсон").
К.И.
Росси (1775 - 1849) создал
ряд монументальных
ампирных ансамблей
в Петербурге, формирующих
архитектурный облик
города: Михайловский
дворец (Русский музей)
с площадью Искусств,
Дворцовую площадь с
зданиями и аркой Главного
штаба, ансамбль Александрийского
театра (Петербургский
академический театр
драмы), улицы Зодчего
Росси и площади Ломоносова.
Для
классического театрального
искусства (Т. Дюпарк,
М. Шанме-ле, А. Лекен,
Ф.Ж. Тальма, Э. Рошаль -
во Франции; К. Нейбер -
в Германии; Ф.Г. Волков,
И.А. Дмитриевский - в
России) были характерны
торжественный, статичный
строй спектаклей, размеренное
чтение стихов.
К
середине XIX в. классицизм
переродился в
буржуазный академизм
и утратил свое
значение.
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme,
от ср.-век. romant -- роман) --
идейно-художественное
направление, развившееся
во всех странах Европы
и в Северной Америке.
Получил отражение в
различных областях
науки, литературы и
искусства.
В
Германии романтизм
сложился на рубеже XVIII -- XIX
вв. и получил наибольшее
развитие в первой
четверти XIX в. Во Франции,
где были сильны традиции
классицизма, формирование
романтизма, особенно
в театральном искусстве,
длилось дольше. Романтизм
был порожден неудовлетворенностью
широких общественных
кругов результатами
буржуазной революции,
протестом против национального
порабощения, политической
реакции. Для представителей
романтизма характерно
разочарование в учении
просветителей XVIII в.
Романтизм противопоставил
утилитаризму и нивелированию
личности устремленность
к безграничной свободе,
жажду совершенства
и обновления, пафос
личной и гражданской
независимости. Представители
романтического движения
проявляли значительный
интерес к национальному
прошлому (нередко идеализировали
его), традициям фольклора
и культуры своего и
других народов, стремились
создать универсальную
картину мира (прежде
всего в области истории
и литературы). Своего
расцвета романтизм
достиг в 20 - 30- е годы XIX
в.
Истинной
родиной романтизма
была Германия. Немецкий
романтизм выдвинул
таких выдающихся
писателей, как Жан
Поль (1763 - 1825), Генрих
фон Клейст (1777 - 1811).
Вершин романтизма достиг
Эрнст Теодор Амадей
Гофман (1776 - 1822). Его
произведениям присущи
драматизм и сарказм,
лирика и гротеск (например, "Эликсир
дьявола"). Он критически
воспринимал реальности
бытия (повесть "Золотой
горшок", сказки "Крошка
Цехес", "Повелитель
блох"). Гофман - один
из основоположников
немецкой романтической
музыкальной эстетики
и критики, автор одной
из первых романтических
опер "Ундина".
Поэтические образы
Гофмана вдохновили
композиторов - Р.Шумана (балет "Крейслериана"),
Ж.Оффенбаха ("Сказки
Гофмана"), П.И.Чайковского (балет "Щелкунчик").
В
первой половине XIX в.
творил Генрих Гейне (1797--1856),
великий поэт Германии,
сочетающий в своем
творчестве романтику
и иронию:
Девица,
стоя у моря, Вздыхала
сто раз подряд -
Такое внушал ей горе
Солнечный закат.
Девица,
будьте спокойней, Не
стоит об этом вздыхать -
Вот здесь оно,
спереди, тонет. И
всходит сзади
опять.
В
Англии огромным было
воздействие лирического
романтизма Джорджа
Ноэля Гордона
Байрона (1788 -- 1824). Его
поэма "Паломничество
Чайльд Гарольда"
вывела в жизнь романтического
бунтаря-индивидуалиста,
типичного разочарованного
героя посленаполеоновской
поры. Активный гуманизм
и пророческие предвидения
сделали Байрона властителем
дум тогдашней Европы.
Английский
романтизм представляют
также Дж. Китс и Б. Шелли.
Дж. Китс (1795 - 1821) - автор
патриархально-утопической
идиллии "Эндимион",
в которой выражен протест
против пуританского
ханжества. В одах "Огонь", "Психея"
поэт воспел культ красоты
и гармонии в природе.
Он автор символико-аллегорической
поэмы "Гиперион".
Перси
Бишу Шелли (1792 - 1822) -
автор аллегорической
поэмы "Королева Маб",
разоблачающей порочность
современного ему
общества. В поэме "Восстание
Ислама" Шелли
оправдывает насильственное
свержение деспотии.
В трагедии "Ченчи"
и в лирической
поэме "Освобожденный
Прометей" он дал
философское осмысление
проблем свободы и тирании.
Но с уходом из жизни
этих поэтов английское
романтическое движение
начало затухать.
В
России романтизм
как идейно-художественное
направление в
литературе начала XIX
в. был порожден глубокой
неудовлетворенностью
передовой части россиян
российской действительностью.
Становление романтизма
связано с поэзией Василия
Андреевича Жуковского (1783 - 1852).
Его баллады "Людмила", "Светлана"
и другие проникнуты
идеями дружбы и добродетели
свободных от пороков
личностей, их долга
и любви к Отечеству.
Ярчайшим представителем
гражданского романтизма
был поэт-декабрист
Кондратий Федорович
Рылеев (1795 - 1826). В поэмах "Войнаровский",
"Наливайко", в
сборнике стихов "Думы"
содержится призыв к
собратьям по перу осуществлять
в своих писаниях идеалы
высоких чувств, мыслей
и вечных истин.
Романтическое
направление проявлялось
и в прозе, в
частности, в исторических
романах М.Н. Загоскина (1789 - 1852) "Юрий
Милославский, или
Русские в 1612 году", "Рославлев,
или Русские в 1812 году", "Аскольдова
могила".
Романтическое
направление в
музыке оказалось
на редкость богатым
и выдающимися
дарованиями. Это
немецкий композитор,
музыкальный критик,
выразитель эстетики
романтизма Роберт Шуман
(1810-- 1856). Он создатель
программных фортепьянных
циклов ("Бабочки", "Карнавал",
"Фантастические
пьесы", "Крейслериана"),
лирико-драма-тических
вокальных циклов, оперы
"Геновена", оратории "Рай
и Пери" и многих других
произведений. Представителем
романтизма был французский
композитор и дирижер
Гектор Берлиоз (1803--1869).
Ему принадлежат "Фантастическая
симфония", "Траурно-триумфальная
симфония", опера-дилогия "Троянцы",
Реквием. Романтическое
направление представлено
и в творчестве немецкого
композитора, дирижера,
музыкального писателя,
реформатора оперного
искусства Рихарда Вагнера
(1813--1883). Знамениты и
широко известны его
оперы: "Риенци", "Летучий
голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин",
"Тристан и Изольда"
и многие другие музыкальные
произведения.