Автор: Альфред Гайсин, 04 Декабря 2010 в 12:47, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является выявить особенности вечевого быта Древнерусского Новгорода и определить характер политического строя.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и назначение веча;
- ознакомится с процедурами новгородского вечевого собрания;
- выявить роль боярского сословия в политической жизни Новгорода.
Введение 3
1. Понятие и назначение веча 4
2. Процедура вечевого собрания 7
3. Роль боярского сословия в Новгородском вече 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный
педагогический институт»
Кафедра
истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ТЕМА: Новгородское
вече: олигархия или демократия?
Набережные Челны
2009
Содержание
Введение | 3 |
1. Понятие и назначение веча | 4 |
2. Процедура вечевого собрания | 7 |
3. Роль
боярского сословия в |
10 |
Заключение | 12 |
Список использованной литературы | 14 |
Введение
Политическая система боярской аристократической республики уникальна для Древней Руси.
Основы демократического строя, которые с таким трудом зародились в России не так давно, много веков назад уже существовали и действовали на ее земле [4, с. 68]
В Новгороде традиции общинного управления были более развиты и сохранялись дольше, чем в других русских землях: вплоть до конца ХV века здесь существовал особый политический строй – феодальная демократия, в основе которой лежала власть народного собрания – вече.
Целью данной контрольной работы является выявить особенности вечевого быта Древнерусского Новгорода и определить характер политического строя.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-
определить понятие и
-
ознакомится с процедурами
-
выявить роль боярского
Несмотря на скудость источников и нередко предположительный характер сведений об организации славянских племен, работы историков позволяют составить общее представление о началах их быта.
В качестве источников литературы были использованы учебники таких авторов, как Н.И. Павленко, Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова, А.П. Деревянко и Н.Л. Шабельниковой, которые пзволили раскрыть понятие и значение веча и описать общественные сословия новгородской земли. Для наиболее полного ответа на поставленный вопрос были использованы статьи Писарьковой Л., Лугового В., Даркевича В., из которых мы можем судить о ходе вечевого собрания и о роли боярско-купеческого сословия в нем.
1. Понятие и назначение веча
Новгородская республика является крупнейшим центром на северо-западе Руси. Общественно-политическая жизнь Древнего Новгорода имела существенные особенности. Сначала Древний Новгород наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но входе развития вечевого строя Новгород в ХII веке стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на определённых условиях. [3, с.42] Общегородское вечевое собрание свободных граждан было носителем верховной власти Древнерусского Новгорода. Правомочность веча в принятии решений определялось несколькими условиями:
а) присутствием высших должностных лиц республики – посадников и тысяцких, о котором должны свидетельствовать их печати, вывешенные для всеобщего обозрения (от новгородского архиепископа в вече присутствовали его помощники, которые наблюдали за ходом собрания и ставили в известность владыку);
б) присутствием представителей всех пяти городских концов и новгородских сотен во главе со своими выборными лицами – кончанскими и уличанскими старостами, сотскими и т.д.;
в) присутствием представителей всех сословных групп – от боярства до черных людей.
Невыполнение одного из условий нередко являлось основанием для признания общегородского вече незаконным и для отмены его решения. Таким образом, новгородцы придавали немалое значение соблюдению принципа широкого представительства.
Вече
рассматривало важнейшие
Новгород делился на две стороны – Софийскую и Торговую. Каждая сторона в свою очередь делилась на концы. Концы были определёнными административно-политическими организациями, они избирали кончанского старосту, в них проходили свои кончанские веча. Первоначально были известны – Славенский (на Торговой стороне), Неревский и Людин (на Софийской). Полагают, что названия двух последних концов происходят от названия угро-финских племён и первоначально звучали Меревский и Чудин. В ХIII веке упоминается уже Загородский конец (Софийская сторона), а с ХIV века – Плотницкий (Торговая сторона). Концы, в свою очередь, делились на улицы, возглавлявшиеся уличанскими старостами.
На вече избирались и городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (или архиепископ) и архимадрит новгородский. Посадником первоначально именовался княжеский наместник. Однако с начала ХII века посадника уже начинают выбирать[1, с. 55] Посадник был фактически самой главной фигурой в новгородском управлении. Он вместе с князем руководил военными походами, участвовал в дипломатических переговорах, заключал соглашения с князем. Избирали посадников из довольно узкого круга боярских семей.
Должность тысяцкого была связана с особой налоговой сотенной организацией. Для сбора податей весь город делился на 10 сотен во главе с сотскими, которые в свою очередь подчинялись тысяцкому. Тысяцкие, как и посадники, первоначально назначались князьями. С конца ХII века они стали выборными. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении небоярское население Новгорода, в первую очередь меньших людей и купцов. Он осуществлял контроль за налоговой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностранцами. В более позднее время, во второй половине ХIV века, тысяцкие тоже стали боярами.
Глава новгородской церкви – владыка, т.е. епископ, а в последующем архиепископ, также избирался на вече и только потом утверждался метрополитом. Архиепископ участвовал в реальном управлении не только вотчины «святой Софии» - владением новгородского архиепископского дома, но и делами всей новгородской земли, подчас он бывал посредником между князем и посадником. Одной из его задач был контроль над эталонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он скреплял своей печатью международные соглашения. Должность владыки, в отличие от остальных, в принципе была пожизненной. Изредка бывали случаи смещения владык. Так, например, архиепископа Арсения в 1228г. «акы злодея пхающе за ворот, выгнаша. Мало ублюде бог от смерти».
Власть
владыки была тоже ограниченной: с
рубежа ХII- ХIII веков на вече избирали
особого новгородского
2. Процедура вечевого собрания
Редкие
летописные рассказы о ходе народных
собраний в Новгороде не позволяют описать
вечевые процедуры с полнотой и точностью.
Вероятно, многие из этих процедур зависели
от конкретной исторической ситуации
и действовали непродолжительное время.
Современные историки реконструируют
их следующим образом.
Сигналом
к общегородскому вечу служил клич
бирючей или бой особого
После открытия веча к присутствующим с возвышения – степени – обращался посадник, который объявлял повестку собрания. Затем начинались прения. По их окончании от имени представителей Новгорода предлагался проект решения, предварительно согласованный с владыкой. Участники веча при помощи громких криков должны были его поддержать или отвергнуть. Исход такого «голосования» определялся на слух. Победа доставалась тому городскому концу, представители которого были на вече в большинстве.
Иногда принятое решение оспаривалось меньшинством. В таком случае начиналось противостояние, которое нередко перерастало в вооруженную борьбу. Новгородцы, разбившись на враждующие группы, громили усадьбы соперников или сражались врукопашную на Волховском мосту. По мнению современного исследователя, в драке «новгородская демократия, не оставлявшая места для реализации пожеланий меньшинства, представляла собой одновременно уникальный пример твердости прав последнего, вплоть до права на раскол» [6, с. 164].
Сохранились летописные рассказы о случаях, когда концы противостояли друг другу в течение многих дней. Так, в 1218 г. Были собраны два веча – на Торговой стороне у Ярославова дворища и на Софийской стороне у церкви Сорока святых. Оба собрания продолжались в течение целой недели, а их участники нападали друг на друга. Подобное соперничество чаще всего заканчивалось тем, что стороны выдвигала делегатов для переговоров и при посредничестве архиепископа или других священнослужителей приходили к согласию. Процедура примирения также входила в традиционный вечевой ритуал новгородцев.
Известны и случаи, когда борьба разгоралась до начала общегородского собрания. В 1359 г. жители одного из концов – славляне – нападали на безоружных соперников и, «разгониша» их, отняли посадничество у неугодного боярина. Такие события считались грубым нарушением новгородских вечевых правил и с осуждением воспринимались современниками. «Право отдельных территорий с помощью силы отстаивать свою позицию, отличную от мнения большинства …по большому счету никогда не оспаривалось. Но законная, если можно так выразиться, усобица начиналась на общегородском вече и из него вырастала» [7, с. 317]
Многие столкновения происходили из-за противоречий между боярскими группировками, которые использовали в своих интересах недовольство городских низов. При этом нередко применялись подкуп и угощение участников собраний, наём крикунов и кулачных бойцов. Вовлекая новгородцев в политическое соперничество, аристократическая верхушка в значительной степени способствовала расширению внутригородских противоречий.
Наиболее ожесточенные споры разгорались при избрании посадников, тысяцких и архиепископов. Выборы на вече не являлись формальным утверждением кандидатов на государственные должности и отличались значительной активностью новгородцев. Прямо на собрании претендентам предъявлялись различные претензии и высказывались пожелания. Неизвестно каким способом осуществлялось «голосование» кандидатурам на общегородском вече, однако, по мнению археологов, выборы органов самоуправления внутри новгородских концов (сотен и улиц) осуществлялись не криком, а подачей специальных избирательных бюллетеней.
Информация о работе Новгородское вече: олигархия или демократия?