Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:39, доклад
Великий Новгород выделился в качестве экономического и политического центра ильменских славянских племен. Он входил в состав древнерусского государства как один из уделов сыновей великого князя, а в последствии, у Новгорода появилось право на приглашение к себе князя. Лишь после распада древнерусского государства Новгород преобразовался в самостоятельную землю и быстро вырос в крупный торговый центр, чему способствовало его удобное географическое положение.
По окончанию дела для ответчика и истца давался срок для взаимных переговоров и советования с судьей. Срок этот был месячный и пропустивший его не мог апеллировать на решение суда.
Срок для уголовных преступлений был трехнедельный, а дальше или ближе - по расчету.
В шестом разделе назывались различные виды пошлин. Их было несколько:
1) В гражданских
делах владыке, его наместнику
и ключнику от печати
2) По уголовным делам судьям выдавалось от судной грамоты по 4 гривны, а от бессудной по 2 гривны.
3) От выдачи срочной грамоты судья получал 1 гривну от печати.
4) От выдачи обетной грамоты истцу судья получал 3 деньги от печати.
5) Бирючам, подвойским,
изветникам и софиянам
Седьмой раздел описывал порядок суда по Новгородской судной грамоте. В Новгороде любой суд начинался в «тиуновой» комнате. После челобитья истца, судья, назначив срок для суда, передавал дело своему тиуну для рассмотрения. Каждый судья в Новгороде имел тиуна, который вел предварительное рассмотрение дела, собирал и сличал показания свидетелей, рассматривал доказательства по делу, заносил дело в особую грамоту, так называемый «судный список».
Рассмотрев дело, тиун вызывал в суд ответчика. Истец и ответчик являлись в назначенный срок к тиуну в сопровождении своих приставов («судных мужей»), которые должны были заседать в суде по их делу. При этом все целовали крест: истец на том, что ищет правого дела; ответчик на том, что будет судиться и показывать правильно; пристава и тиун целовали крест на том, что будут судить правду. Если одна из сторон спора отказывалась целовать крест, то она без суда признавалась виноватой и проигрывала дело.
После рассмотрения дела тиун приносил его своему судье, приводил с собой тяжущихся или их поверенных. Посадник, тысяцкий или иной судья, присягал на грамоте, что будет судить правду беспристрастно.
По Новгородской судной
грамоте суд должен был окончить
тот же судья, которому дело было представлено,
а по окончанию дела приказать
своему дьяку записать решение, а
рассказчикам и судьям от стороны -
приложить свои печати. Если судья
давал тяжущимся срок для решения
спора и по сроку срочную запись
за печатью, и за это время сменялся
другим судьей, то тяжущиеся должны
были обратиться к новому судье и
представить ему срочную
Если одно и тоже лицо обвинялось по уголовному и земляному делу, то ему предоставлялось право решать отвечать прежде по уголовному делу, а потом по земляному, или по обоим этим делам вместе.
Ответчик, по любому делу, мог сам предъявить иск к другому лицу. В этом случае его нельзя было требовать по третьему делу в суд, пока он не закончит два первых.
Если тяжущиеся были недовольны медлительностью суда, то они имели право требовать от Новгорода приставов, которые контролировали ход судебного дела.
Если поверенный, взяв у суда срок для предоставления свидетелей, в этот срок умирал, доверитель в эти же сроки должен был сам предстать перед судом, либо предоставить нового поверенного. Если он этого не делал, то тем самым дело проигрывал, и на него выдавалась бессудная грамота.
Это, пожалуй, все дошедшие до нас законы Новгородской судной грамоты - законодательного памятника Древней Руси.