Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:39, доклад
Великий Новгород выделился в качестве экономического и политического центра ильменских славянских племен. Он входил в состав древнерусского государства как один из уделов сыновей великого князя, а в последствии, у Новгорода появилось право на приглашение к себе князя. Лишь после распада древнерусского государства Новгород преобразовался в самостоятельную землю и быстро вырос в крупный торговый центр, чему способствовало его удобное географическое положение.
2. Новгородская феодальная республика
Великий Новгород выделился в качестве экономического и политического центра ильменских славянских племен. Он входил в состав древнерусского государства как один из уделов сыновей великого князя, а в последствии, у Новгорода появилось право на приглашение к себе князя. Лишь после распада древнерусского государства Новгород преобразовался в самостоятельную землю и быстро вырос в крупный торговый центр, чему способствовало его удобное географическое положение. Новгород вел активную внешнюю политику и его завоевания распространялись далеко за Урал. В своем роде Новгородская феодальная республика была уникальной, ее территория равнялась территории современной Франции, в то время как на Западе республики существовали лишь в составе отдельных городов. Становление Новгородской республики состоялось в 1136 году в результате крупного восстания, когда боярство и купеческая верхушка добились политической самостоятельности города.
Высшим органом
власти считалось вече, в котором
принимали участие все
Князь Великого Новгорода выбирался вечем и обычно приглашался из Северо-Восточной Руси. Князь на вече принимал грамоту, в которой были указаны его права, после чего целовал крест в знак святого соблюдения этой грамоты. Надо отметить, что права князя были очень ограниченны. В принятой на вече грамоте говорилось: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать….»; « без вины тебе, князь, мужа не лишать волости и грамот не отменять»; «если холоп или раб станет жаловаться на господ, тем не верить». Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба, История государства и права России, Норма, Москва, 2003, том. 1, стр. 128.
Князь в Новгороде являлся в первую очередь военным руководителем, осуществлявшим оборону Новгородских земель.
Как мы видим, из приведенной выше цитаты из Новгородской грамоты наиболее значимым лицом в Великом Новгороде был посадник, выбиравшийся на вече из числа влиятельных бояр. Именно он ведал всеми государственными делами, был советником князя в военных и судебных делах. Вторым по значимости, после посадника, должностным лицом был тысяцкий, в обязанности которого входило регулирование торговых отношений, одновременно он являлся и судьей по торговым делам, а в военное время командовал народным ополчением.
Именно в Великом Новгороде в середине XV века была составлена Новгородская судная грамота. Источником Новгородской грамоты послужило обычное право, нормы Русской Правды и законы местного веча. С уверенностью можно отметить, что Новгородская судная грамота является памятником достаточно развитого феодального права и свидетельствует о высоком уровне юридической жизни того времени.
3. Новгородская судная грамота
3.1. Предпосылки
Новгородская судная грамота была составлена в 1456 году, а в 1471 году была переписана от имени Великого князя московского Ивана (III) Васильевича. Первоначальный текст ее был составлен и утвержден на общем Новгородском вече, в период, когда новгородцы были в войне Василием Васильевичем Московским. Новгород был разделен на две партии: сторонников Московского княжества и Польского королевства. В этот период всю власть в городе забрали бояре и богатые купцы, и при внешнем равенстве голосов повсеместно притесняли «меньших людей». В защиту этих притеснений и была составлена Новгородская судная грамота.
Иван Васильевич, после Шелонского погрома, покорив Новгород, признал выгодным для себя оставить эту судную грамоту без изменений, и утвердил ее, приказав переписать на свое имя.
Статьи, содержащиеся в Новгородской грамоте можно разделить на следующие разделы: о видах суда и об ограждении суда законом; об истце, ответчике и поверенных или адвокатов; о послухах и свидетелях; о вызове в суд; о судебных сроках; о порядке суда; о судебных пошлинах.
«От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве» Исаев И.А. «История государства и права России». Издательство «ЮристЪ». Москва. 2003 г., стр. 62
3.2 Разделы Новгородской судной грамоты
В первом разделе грамота рассматривала следующие виды судов в Новгороде:
Владычный суд или суд новгородского архиепископа. Этот суд производился новгородским архиепископом или назначенными им людьми по правилам Номоканона. Это был совершенно самостоятельный и отдельный от других суд. Грамота говорила о том, что бояре, житьи люди и меньшие должны быть судимы одинаково, без пристрастия. Сами дела, рассматриваемые этим судом, были те же, что и по прежним законам, рассматривались церковным судом.
Суд посадника, в Новгороде, так же как и в Пскове, принадлежал неразрывно двум властям: князю или его наместнику и представителю земской власти - посаднику. По грамоте ни князь не мог судить без посадника, ни посадник - без князя.
Суд тысяцкого, отличался от посаднического тем, что в нем не участвовали представители со стороны князя. Это суд был совершенно независим от воли князя.
Суд новгородских докладчиков был новым судом, неизвестным в Новгороде до составления судной грамоты. Этот суд был создан аристократией для того, чтобы подчинить себе меньших людей. Он составлял суть Новгородской судной грамоты. Суд новгородских докладчиков происходил во владычной комнате, а судьями на нем были от каждого новгородского конца по боярину и по житию (богатому купцу). Всего судей было 10, они собирались в суде каждую неделю по три раза (в понедельник, среду и пятницу).
Новгородская грамота не указывает какому суду, какие дела были подсудны, за исключением владычного. Все судьи, являясь на суд, должны были «целовать крест в том, что будут судить в правду, другу не дружить никакой хитростью, посулов не принимать и недругу не мстить». Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба, История государства и права России, Норма, Москва, 2003, том. 1, стр. 141.
Несмотря на ежедневно даваемую клятву, новгородские суды отличались несправедливостью, лихоимством, и медлительностью в решении дел. Известно, например, что дело московского государя по Двинской земле тянулось в новгородских судах более 25 лет. Неоднократно в Новгороде случалось, что недовольный решением суда собирал толпу недовольных, с которой нападал на суд и разгонял его.
Такое положение суда и судей в Новгороде вызвало особый закон, ограждающий их неприкосновенность. По этому закону, если боярин делал «наводку» на суд, то платил в пользу князя и Новгорода 50 рублей, житий - 20, а меньший - 1. Рублей. Такой же пене подвергался напавший на истца во время суда, или на судей во время поединка.
Во втором разделе Новгородской судной грамоты рассматривалось положение истцов, ответчиков и поверенных. По грамоте истцов и ответчиком мог быть любой, без различия звания, пола и состояния, даже полный холоп. Спорящие могли или сами являться в суд, или присылать от себя поверенного («ответчика»). Поверенным мог быть как родственник, так и посторонний. В самом начале суда истец и ответчик целовали крест в том, что каждый считает свое дело правым, и признает новгородские законы, без целования креста суд не мог начаться. Тот, кто отказывался целовать крест, без суда признавался виновным. Целовать крест истец и ответчик должны были и в том случае, если вместо них в суде участвовал поверенный, без этого поверенные в суд не допускался. Исключение было одно - поверенным без целования креста мог быть муж у жены и сын у матери. Поверенные, несмотря на присягу тяжущихся, также должны были целовать крест за себя, в самом начале суда.
Третий
раздел определял положение послухов (
Четвертый раздел рассматривал различные формы вызова в суд. По Новгородской судной грамоте их было четыре:
- Вызов истца и свидетеля по тяжебным делам. Прежде всего, суд должен был известить ответчика о предъявленном иске и потребовать от него назначить срок, когда он может явиться в суд. Если судья не мог судить в назначенный ответчиком день, он извещал об этом вызываемого и назначал свой срок. Если ответчик не являлся в первый срок, суд делал ему новый вызов через отсылку. Такой вызов делался трижды по особой форме. Во-первых, посылались позовники на двор вызываемого. Одновременно делался вызов через бюричей, которые ходили по городу или волости и кликали, что такой-то вызывается в суд по такому-то делу. Если вызываемый и после этого не являлся, на него выдавалась обетная грамота с взысканием 3 денег за неявку. Если вызываемый силой сопротивлялся позовнику, явившемуся к нему с обетной грамотой, то позовнику или его родственникам выдавалась бессудная грамота. На суд вызываемого сопровождали двое выборных, от того общества, к которому он принадлежал. Эти выборные отвечали перед Новгородом, в случае оскорбления позовников.
- Вызов свидетелей. Свидетелей также вызывали особые служители - шестники, подвойские, бирючи, софияне и изветники. Особенность вызова свидетелей заключалась в том, что заклад и издержки по их вызову падали на лицо их вызывающее, тогда как издержки по вызову ответчика относились на счет обвиняемого. Новгородский закон запрещал принуждение при вызове свидетеля. О его явке в суд должен был заботится тот, чья правота опиралась на его показаниях. Если свидетель не являлся в суд, на тяжущегося, который призывал его в свидетели, выдавалась бессудная грамота.
- Вызов товарищей и шабров. Для вызова в суд шабров или товарищей тяжущегося, которые располагали подтверждающими его правоту документами, суд вообще не принимал никакого участия, предоставляя это тяжущемуся. Дело суда ограничивалось установлением сроков для их вызова в суд (три недели на 100 верст и по расчету, если ближе или дальше) и выдачей истцу срочной грамоты для вызова. Названная грамота выдавалась, только если обе стороны были согласны на вызов, а также тогда когда вызывающий присягал, что у его сябров есть документы необходимые для решения его дела.
- Вызов по уголовным делам. Для ответчиков, обвиняемых в татьбе, убийстве, грабеже, разбое, холопстве (беглый холоп) и других уголовных преступлениях применялся особый вызов. Прежде всего, суд требовал от обвинителя или истца присяги в том, что он обвиняет преступника законно. После такого подтверждения действительности преступления, суд брал на себя все хлопоты по вызову ответчика. Суд посылал грамоту к правителю области, к которой принадлежал обвиняемый, или владельцу земель, на которой он проживал. При этом суд требовал высылки обвиняемого в узаконенный срок (3 недели на 100 верст), а в случае укрывательства преступника обязывал их платить все убытки истцу-обвинителю, и против этого - подвергал их же особому штрафу.
Пятый раздел рассматривал разряды судебных сроков. Существовало 2 разряда судебных сроков: для судей; для тяжущихся и их свидетелей.
1) В делах по
земельному владению
В случае, если по земляному делу посадник, тысяцкий или владычный наместник, вызвав межников и назначив день суда, сами для решения этого дела не прибыли, на них налагался штраф в пользу Новгорода и Великого князя в сумме 50 рублей, и сверх того они обязывались возместить истцу и ответчику все их убытки.
2) Для тяжущихся,
живущих в одном городе, срок
явки на суд назначался по
усмотрению ответчика. В
Для ответчика жившего не в одном городе с истцом срок назначался по расстоянию. Если расстояние было 100 верст, назначался трехнедельный срок. Если ответчик жил ближе или дальше, срок назначался по расчету.
Для вызова послухов и шабров назначалось три недели на 100 верст, а дальше или ближе - по расчету.