Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:42, шпаргалка
Предмет и периодизация Новой истории
Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор.
21. 30-летняя война.
Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.) – это серия военных столкновений, главным образом в Германии, в результате которых противоречия между католиками и протестантами, а также вопросы внутри—германских отношений постепенно переросли в европейский конфликт.
Тридцатилетняя война началась в 1618 г. с восстания протестантов в Богемии против будущего императора Фердинанда II, захватив последнюю фазу Нидерландской революции после 1621 г., с 1635 г. велась из—за столкновения французско—габсбургских интересов.
Обычно выделяют четыре основных этапа Тридцатилетней войны. Чешский, или чешско—пфальцский период (1618–1623 гг.) начинается с восстания в чешских, австрийских и венгерских владениях Габсбургов, поддержанного Евангелической унией немецких князей, Трансильванией, Голландией (Республикой Соединенных провинций), Англией, Савойей. К 1623 г. Фердинанд сумел расправиться с богемским восстанием и с помощью Испании и Баварии завоевал графство Пфальц Фридриха V. Однако его германские устремления и союз с Испанией вызывали тревогу в европейских протестантских странах, а также во Франции.
В датский период (1624–1629 гг.) против Габсбургов и Лиги выступили северогерманские князья, Трансильвания и Дания, поддержанные Швецией, Голландией, Англией и Францией. В 1625 г. король Дании Христиан IV возобновил войну против католиков, выступив в качестве лидера антигабсбургской коалиции, организованной голландцами. В 1629 г. после ряда поражений Дания вышла из войны и подписала Любекский договор, после чего могущество императора достигло высшей точки.
В течение шведского периода (1630–1634 гг.) шведские войска вместе с примкнувшими к ним немецкими князьями и при поддержке Франции заняли большую часть Германии, но затем потерпели поражение от объединенных сил императора, испанского короля и Лиги.
В 1635 г. гражданская война в Германии завершилась Пражским договором, но в тот же год возобновилась, т. к. в войну вступила Франция, заключившая союзный договор со Швецией и Соединенными провинциями против Габсбургов. Пять лет переговоров закончились в 1648 г. Вестфальским миром, но французско—испанская война продолжалась до заключения Пиренейского мира (1659 г.).
Тридцатилетняя война завершила собой историческую эпоху. Она решила вопрос, поднятый Реформацией, – вопрос о месте церкви в государственной жизни Германии и ряда соседних стран. Вторая важнейшая проблема эпохи – создание национальных государств на месте средневековой Священной Римской империи – решена не была. Империя фактически распалась, но далеко не все возникшие на ее развалинах государства имели национальный характер. Напротив, условия национального развития немцев, чехов, венгров значительно ухудшились. Возросшая независимость князей препятствовала национальному объединению Германии, закрепила раскол ее на протестантский север и католический юг.
Вестфальский мир стал переломным моментом во внешней политике австрийских Габсбургов. Ее главным содержанием в последующие 250 лет стала экспансия на юго—восток. Остальные участники Тридцатилетней войны продолжали прежнюю внешнеполитическую линию. Швеция попыталась добить Данию, поглотить Польшу и не допустить расширения русских владений в Прибалтике. Франция систематически овладевала территориями в империи, не переставая подрывать и без того слабый здесь авторитет императорской власти. Быстрое возвышение предстояло Бранденбургу, который во второй половине XVII в. стал опасным для своих соседей – Швеции и Польши.
22. Реставрация Стюартов в Англии
Реставрация 1660 г. объясняется
усилением консервативных настроений
в рядах английской буржуазии, а также
в среде английского нового дворянства,
удовлетворенного превращением своей
феодальной земельной собственности в
неограниченную буржуазную собственность
и расширением своего землевладения в
Англии и особенно в Ирландии. Буржуазия
и джентри боялись новых массовых движений,
угрожавших их собственности. Для этих
слоев имело значен
Карл II, его брат и наследник престола герцог Йоркский Яков, их главный советник – канцлер граф Кларендон и другие кавалеры скоро обнаружили явное стремление к восстановлению дореволюционного политического порядка. В Англии была полностью восстановлена государственная англиканская церковь в ущерб пресвитерианству и индепендентским сектам. Из обещанной амнистии исключили всех «цареубийц», к числу которых отнесены были не только участники трибунала, судившего в 1649 г. Карла I, но и все республиканцы, принципиальные противники монархии. В январе 1661 г. группа английских анабаптистов под руководством бочара Томаса Вен—нера подняла восстание. После его подавления правительство начало систематические преследования демократических сект, среди которых сохранялась еще память о добром старом деле в Англии, т. е. о революции 40–х гг. XVII в.
Правительство реставрации нарушило свои обещания и относительно сохранения собственности новых землевладельцев. Часть конфискованных земель была возвращена их прежним владельцам – лордам и англиканской церкви.
Положение крестьян—держателей как краткосрочных арендаторов, которых лорд может согнать с земли в любое время, было позднее специально оформлено парламентом реставрации в новом акте 1677 г. Это открывало прямой путь к дальнейшей массовой экспроприации крестьянства. Процесс огораживаний во время реставрации усилился. Новые массы крестьян превращались в безземельных пауперов, в батраков, в мануфактурных рабочих или в эмигрантов.
Правительство Реставрации, возглавленное графом Кларендоном, должно было считаться с капиталистическим развитием Англии, с усилением экономической мощи буржуазии. Меркантилистская политика, которую проводил Оливер Кромвель в 50–е гг. XVII в., продолжалась и в первые годы Реставрации. Ряд парламентских актов 60–70–х гг. XVII в. категорически запрещал вывоз сырья (шерсти, кожи, льна, различных руд и т. п.) и одновременно ввоз в Англию иностранных промышленных изделий – сукна, полотен и кружев.
Во время Реставрации продолжали расширяться колониальные владения Англии в Америке и Индии. С Голландией велись две торговые войны – в 1665–1667 и 1672–1674 гг., которые были как бы продолжением первой англо—голландской войны 1652–1654 гг.
23. «Славная революция» в Англии.
«Славная революция» – принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688–1689 гг. в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского), в результате которой были ограничены права короны.
В конце 1670–х гг. парламентская оппозиция в Англии оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первые опирались на дворянство и буржуазию, тогда как вторые – на старое феодальное дворянство, королевский двор, чиновников.
При Якове II (1685–1688) феодально—абсолютистская реакция на оппозицию приняла наиболее свирепый характер. Всеобщий страх за свою безопасность побудил отшатнуться от короля даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор сцелью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит Англии унию и союз с Голландией против Франции.
В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма Оранского на престол, а осенью того же года принял Билль о правах, лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы, вводить налоги и собирать войско без согласия парламента. Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной конституционной монархии. Этот документ юридически оформил свершившийся государственный переворот и заложил правовые основы конституционной монархии, т. е. буржуазной государственности, которая начала оформляться в Англии в результате революции середины XVII в. Переворот 1688 г. и Билль о правах были выражением компромисса между дворянством и буржуазией и содействовали дальнейшему капиталистическому развитию страны.
Последствия английской революции имели важное значение. В результате революции и переворота 1688 г. новое дворянство и буржуазия получили возможность использовать государственную власть для ускорения капиталистического развития страны путем проведения массовых огораживаний и сгона крестьян с земли, выгодных государственных займов, налогового обложения, колониальных завоеваний, поощрения торговли и промышленности. Последствием этого было то, что Англия первая пережила промышленную революцию и в дальнейшем превратилась в первую великую промышленную капиталистическую державу, намного опередив в своем развитии другие государства Европы.
Несмотря на ограниченный характер переворота 1688 г., он имел важное значение для последующего развития английского капитализма. Утверждение конституционной монархии означало реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства к власти. Для имущих классов Англии «Славная революция» 1688 г. действительно сделала весьма много, обеспечив им возможность безграничного накопления капитала за счет народных масс самой Великобритании и за счет ограбления и беспощадной эксплуатации населения ее многочисленных колоний, разбросанных в разных частях света.
Главный итог переворота
– упрочение конституционной
монархии – соответствовал потребностям
буржуазного прогресса в
25. Английское просвещение
В Англии зародились многие идеи, характерные для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» – существо, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической, и в религиозной области.
Англия – родина деизма – веры в «духовное существо»
Англия является родиной деизма, т. е. рационалистической веры в «верховное существо», правящее миром, сообразно созданным им «естественным» – физическим и нравственным – законам.
Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит в основе философии Джона Локка (1632–1704) – первого крупного мыслителя новой буржуазной Англии. Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения – общественного договора.
Локк в основу
своей теории государства кладет
принцип политического
Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского континента. Она получила дальнейшее развитие у Руссо и отразилась в законодательстве Французской буржуазной революции.
В XVIII в. возникла классическая английская политическая экономия. Крупнейшим ее представителем был Адам Смит (1723–1790). Экономическое учение Смита развивается в общем русле идей английского Просвещения. В обществе свободной конкуренции А. Смит видит порядок, как бы установленный самой природой. Он верит в возможность примирения всех частных интересов и выступает против всякого вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Представителями радикально—демократического направления в английском Просвещении были Томас Пэн, Прайс, Пристли и особенно Годвин, являвшийся для своего времени наиболее последовательным противником английского общественного строя. В своем труде «О политической справедливости» Уильям Годвин (1756–1836) рассматривает государственную власть лишь как неизбежное зло, которое должно исчезнуть в результате «умственного и нравственного прогресса». Единственно допустимой формой государства, по Годвину, является демократия, обеспечивающая полное равенство всех граждан перед законом.
Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления – сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была т. н. кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба и др. Особое место в английской литературе эпохи Просвещения занимает крестьянская поэзия в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса (1759–1796), который прославлял труд крестьянина, осуждал религиозный фанатизм, власть денег и пороки сословного общества.
26. Французское Просвещение
Особое место среди французских мыслителей XVIII в. занимает по своим классовым позициям ранний провозвестник материалистического мировоззрения, утопический коммунист Жан Мелье (1664–1729). В оставленном им единственном произведении – «Завещании» он подвергает острой критике не только общественные отношения феодальной Франции, но и основы классового общества в целом. По своим философским взглядам Мелье является материалистом и атеистом.
Информация о работе Новая история с Реформации до Французской революции