Новая история с Реформации до Французской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

Предмет и периодизация Новой истории
Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор.

Работа содержит 1 файл

Предмет и периодизация Новой истории.docx

— 90.08 Кб (Скачать)
  1. Предмет и периодизация Новой истории

Понятие «новая история» появилось  в европейской историко-философской  мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира. Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. Как правило, в советской историографии, в рамках формационной теории, её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году.  Сложнее обстоят дела с определением времени окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918).

Дискуссия по вопросу о  периодизации новой истории продолжается и сегодня.

При этом внутри эпохи Нового времени обычно выделяется два подэтапа, их границей служат Наполеоновские войны — от Великой французской революции до Венского конгресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки модернизации европейского общества. ВГО и их последствия.

Модернизация — это  сложный многогранный процесс, протекавший  в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни  общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно  нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который  привел к преобладающему их положению  в экономической жизнедеятельности  общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок  для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с  секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни  из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное  развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

 Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями.

Португальцы начали систематическое исследование атлантического побережья Африки в 1418 году под покровительством принца Генриха, в конечном счёте обогнув Африку и войдя в Индийский океан в 1488 году. В 1492 году в поисках торгового пути в Азию испанские монархи одобрили план Христофора Колумба отправиться на запад через Атлантический океан в поисках «Индий». Он высадился на континент, не нанесенный на картах, открыв для европейцев «Новый Свет», Америку. В 1498 году португальская экспедиция под руководством Васко да Гамы смогла достигнуть Индии, обогнув Африку и открыв прямой торговый путь в Азию. Вскоре португальцы ушли ещё дальше на восток, достигнув «Островов Пряностей» в 1512 году и высадившись в Китае годом позже. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана, португальца, состоявшего на испанской службе, отправилась на запад, совершив первое в мире кругосветное путешествие. Тем временем испанские конкистадоры исследовали американский континент, а позже некоторые из островов юга Тихого океана. В 1495 году французы и англичане и, немного позже, голландцы включились в гонку за открытие новых земель, исследуя новые маршруты, сначала северные, затем через Тихий океан вокруг Южной Америки, но в конечном счёте последовав за португальцами вокруг Африки в Индийский океан; открыв Австралию в 1606 году, Новую Зеландию в 1642 году и Гавайские острова в 1778 году. Тем временем с 1580-х по 1640-е годы русские первопроходцы открыли и покорили почти всю Сибирь.

Великие географические открытия способствовали переходу от средневековья к Новому времени, вместе с эпохой Возрождения и подъёмом европейских национальных государств. Считают, что карты далёких земель, размножаемые с помощью новой печатной машины, способствовали развитию гуманистического мировоззрения и расширению кругозора, породив новую эпоху научного и интеллектуального любопытства. Продвижение европейцев в новые земли привело к созданию и подъёму колониальных империй, при контактах между Старым и Новым Светом происходил обмен: перемещались по планете растения, животные, продукты питания, целые народы (в том числе рабы), инфекционные болезни, а также шёл культурный обмен между цивилизациями, это был один из важнейших этапов глобализации в экологии, сельском хозяйстве и культуре в истории. 

 

  1. Становление мануфактурного капитализма в Европе.

На этапе разложения феодализма в середине XV-XVII вв. зарождались и  утверждались капиталистические отношения. Их становление в разных странах  происходило также неравномерно и отличалось большим своеобразием. В XV-XVI вв. капиталистические отношения  получили развитие в Голландии и  Англии.

Центрами развития буржуазных отношений были города, где складывалась прослойка людей, состоящая из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Между городом и деревней развивались  товарно-денежные отношения, которые  подрывали натуральные основы феодального  производства. В результате углубления общественного и территориального разделения труда происходили сдвиги в размещении производительных сил, их структуре, что вело к усилению обмена. Возникла новая форма организации  производства – мануфактура.

Для создания мануфактур необходимы были два условия: свободные капиталы и наличие свободных рабочих  рук. Эти два условия создавались  в процессе первоначального накопления капитала, источниками которого в  эпоху становда капитализма были доходы от внешней торговли, грабежа колоний, возникновения системы государственного долга, налогового гнета и развития откупной системы, политика протекционизма, торговые войны между европейскими странами и др.

Переход Западной Европы к  Новому времени характеризовался существенными  сдвигами во всех областях общественной жизни – социально-экономической, политической, религиозной, научной. Стал необратимым процесс утверждения новых капиталистических отношений.

На этом этапе выдвинулись  страны первого эшелона капитализма, где произошли ранее буржуазные революции – Голландия и Англия, в которых к этому имелись  соответствующие предпосылки.

Последствием буржуазных революций стали не только свобода  экономической деятельности, но и  изменения форм государственного устройства и продвижения к формированию правового государства и гражданского общества.

В начале XVIII в. мануфактурное производство в Европе вступило в последний этап своего развития, непосредственно предшествующий промышленной революции. Это положение относится, прежде всего, к Англии, Голландии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Гуманизм как явление  Нового времени

Возникновение классической науки в XVI и XVII веках придало гуманизму  узнаваемую сегодня форму. Многие мыслители  претворяли гуманистические идеи в  жизнь. К примеру, Мишель Монтень  пропагандировал как ценности скептицизма, так и гуманистические ценности. Бенедикт Спиноза выступает своего рода связующим звеном между средневековым и современным мировоззрением. Он ратовал за свободное мышление, отрицал библейское всепрощение как источник блага, прокладывал путь к новой науке о природе поскольку отождествлял Бога с природой.

Важнейшей культурной акцией, которой заявил о себе гуманизм Нового времени, было выступление в защиту мышления, свободного от церковной и политической цензуры. Отчасти поэтому современный гуманизм и свободомыслие рассматриваются сегодня как близкие по своему смыслу феномены культуры.

Судьбы Джордано Бруно, сожженного на костре, и Галилео Галилея, опозоренного и приговоренного к домашнему  аресту за дерзновенное нежелание пересмотреть традиционные представления о космосе, символизируют собой гуманистический  призыв к свободе.

Развитие научного метода и его применение в изучении природы  составили основу инструментария гуманистической  мысли. Гуманисты пытались опереться  на разум (Рене Декарт) или опыт (Френсис  Бэкон, Джон Локк, Дэвид Юм), чтобы  открыть законы природы и объяснить  протекающие в ней процессы. Тем самым было признано, что вековые апелляции к авторитету религиозного откровения и традиции как к источникам знания были ошибочными. Научная революция началась с впечатляющих достижений в физике, астрономии и философии природы. Эпоха Просвещения, названная Веком Разума, – это свидетельство стремления людей распространить методы рационально и научного познания на область изучения общества и индивида. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Научная революция  и складывание «ньютоновской картины мира».

Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции». Период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Связана с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона; Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

  • Коперник (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
  • Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.
  • Кеплер (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.
  • Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира и др.

Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Художественная культура  Европы в XVII в.

 

XVII столетие стало веком искусства. По числу художников этот век превосходит все остальные, включая Возрождение. Если в эпоху Ренессанса Италия не знала себе равных, то в XVII в. искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция выходит на первое место.

Как и наука, искусство переживает дифференциацию. Изменяются существующие жанры и возникают новые. Его  обособленность становится все заметнее. Ослабляется связь с религией. Вследствие этого религиозно - мифологические сюжеты наполняются глубокой жизненностью и естественностью. Среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения. Титаны, типа Леонардо да Винчи, уже редкость. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве, свобода, смелость, широта взглядов на вещи. Самостоятельными жанрами становятся портрет, пейзаж, возникает натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

Информация о работе Новая история с Реформации до Французской революции