Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос «откуда есть пошла земля русская». Вопрос происхождения государства всегда являлся животрепещущим и привлекал внимание большого количества ученых археологов, историков, культурологов. По этому вопросу уже написано много трудов и монографий, и огромное множество историков высказали свое мнение по этому вопросу. В данном случае мое обращение к этой теме лишь подчеркивает ее актуальность и значимость в данный момент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1.Образование древнерусского государства……………………………4
1.1 Предпосылки....……………………………………………………..4
1.2 Основные этапы складывания государства……………………....5
1.3 Общественный и государственный строй……………………...…6
1.4 Развитие древнерусского феодального права………………...…10
2.Норманнская теория…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Gotovaya_kontrolnaya_po_istoriii_otechestva.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя.

Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья. Функции съезда составляли:

      принятие новых законов;

      распределение земель (ленов);

      решение вопросов войны и мира;

      охрана границ и торговых путей.

Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались. Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.

Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.

Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".

Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.

В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну. На местах суд осуществляли посадник и волостели. В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации. Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

1.4 Развитие древнерусского феодального права

В Древнерусском государстве источником права, как и во многих раннефеодальных государствах, является правовой обычай, унаследованный от первобытнообщинного строя. С развитием феодализма и обострением классовых противоречий обычное право теряет свое значение. Во времена Владимира Святославовича (978/980-1015 гг.) все большее значение приобретает законодательство, выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви.

Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Оленецкие редакции).

Устав выступает как соглашение между князем (Владимиром Святославовичем) и митрополитом (предположительно Лионом). По уставу изначально - князь: а) покровитель церкви (защищает церковь и обеспечивает ее материально); б) не вмешивается в дела церкви;

Уставная грамота была составлена под сильным влиянием византийской церкви, о чем говорит содержание статей в части определения состава преступления.

Целевое назначение устава - утверждение в Древнерусском государстве христианской церкви. Положение устава Владимира "О десятинах, судах и людях церковных" направлены на:

      сохранение семьи и брака, утверждение незыблемости семейных уз;

      защиту церкви, церковной символики и христианского церковного порядка;

      борьбу против языческих обрядов.

Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права.

Таким образом, после принятия христианства (988 г.) церковь выступает как элемент государства.

В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права, которые получают название "Русская правда" или "Закон русский". Русскими историками они по сходству между собой объединены в 3 редакции:

1. Краткая правда (КП).

2. Пространная правда (ПП).

3. Сокращенная правда (СП).

Некоторые списки именуются по месту нахождения.

Краткая правда делится на 2 части:

1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) - составлена в 30-х гг. XI в.

Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава.

2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.).

Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из 2 основных частей:

1. Устав Ярослава, включающий краткую правду (см. ст. 1-52) "Суд Ярославль Володемеречь".

2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) "Устав Володемер Всеволодовичь".

Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве.

Кроме Русской правды источниками светского права на Руси являются русско-византийские договоры, содержащие не только нормы международного права, но и нормы, регулирующие внутреннюю жизнь. Известны 4 договора Руси с Византией: 907, 911, 944 и 971 гг. Договоры свидетельствуют о высоком международном авторитете Древнерусского государства. Много внимания в них уделено регулированию торговых отношений.

Основным источником древнерусского феодального права является "Русская правда". Основная часть ее посвящена уголовному и процессуальному праву, вместе с тем имеются статьи, содержащие нормы гражданского права, особенно обязательственного и наследственного. В "Русской правде" значительное внимание уделено охране частной собственности феодалов. В Пространной правде закреплено право собственности феодалов на холопов. В связи с развитием частной собственности формируется и развивается наследственное право. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.

Особенностью "Русской правды" является то, что она карает только за умышленные преступления или причинение вреда. Ответственность несли только свободные люди. Виды преступлений, предусмотренные "Русской правдой", можно разделить на: а) преступления против личности; б)преступления против собственности или имущественные преступления. Наказания по "Русской правде" предусматривали прежде всего возмещение ущерба. В Правде Ярослава была предусмотрена кровная месть со стороны родственников потерпевшего (ст.1). Ярославичи кровную месть отменили.

Судопроизводство носило состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой спор сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме. Своеобразными формами этого процесса были "заклич", "свод" и "гонение следа". Доказательствами выступали показания послухов, видаков, ордалии, судебные поединки, присяга.

 

 

2. Норманнская теория

В 9-11 вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения Древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним викингов и норманнов) было более раннего происхождения и более значительно.

По мнению ряда историков (например, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева), агрессивная политика Хазарского каганата нарушала торговые связи между южными и северными регионами, населенными русами (этнической группой, составившей основу будущего великого народа). Это послужило поводом для “призыва варягов из-за моря”, акции, о которой упоминает древнейшая летопись, и которая стала начальным моментом отсчета истории русской государственности (862 г.).

Пришедший из Фрисланда Рюрик со своей дружиной обосновался на Ладоге и позже в Новгороде. Это наступление было развито силами русско-шведских отрядов, дошедших до Киева, вышедших на Тамань для соединения с русскими силами на Юге, а затем напавших на Константинополь.

Через несколько лет преемник Рюрика Олег установил в Киеве собственное, независимое от северного (варяжского) влияния правление. Киев стал укрепляться как центр, контролирующий водный путь по Днепру (“из варяг в греки”). Киев и Новгород представляли два независимых политических образования, в каждом из которых формировалась собственная государственность.

Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры-погосты. Новгород осуществлял свою экспансию, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил Ладогу и Псков. Только с 11 в. новгородская экспансия приостановилась встречным движением из Полоцка и Смоленска.

 

Старонорманская теория

Старонорманская теория возникновения древнерусского государства возникла в середине восемнадцатого века. Основатели этой теории были ученые Г.С.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер. Суть теории состоит в том, что норманны и варяги это один народ, а Русы это один из народов проживавших на соседних территориях. Главная мысль этой теории, как считали все трое учёных, это то, что династия Рюриковичей имела скандинавское происхождение. По мнению ученых восточные славяне - отсталый народ. И этот народ был не в состоянии самостоятельно стать на путь к созданию государственности на русской земле, по этому норманны, как народ более развитый в этом плане, решили сделать все за них, но и тут мнения ученых разошлись в исполнении норманнского плана.

Байер и Миллер считали, что норманн пригласили Русы, что бы те в свою очередь поделились опытом по созданию государства, но Шлецер полагал что, норманны пришли в качестве завоевателей.

Аргументы:

              1)повести временных лет, легенда о призвании новгородцами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора в 862году из-за моря.

              2)финское название Швеции Ruotsi.

              3)имена первых князей скандинавского происхождения(Олег от Хельг, Ольга от Хельга, Игорь от Ингвар).

                 4)Похожее название норманнских государств в северной Франции, Англии, южной Италии.

Положительные стороны этой теории:

              1)опора на письменные источники (повесть временных лет).

              2)утверждение, которое является третьим аргументом.

Отрицательные стороны этой теории:

          1)не соответствие с данными современной науки : приобрести                                                                                                                                                           государственность из вне без конкретных предпосылок в то время было не возможно.

              2)утверждение, которое являлось четвертым аргументом (во всех странах менялся только правящий режим, а правительство оставалось). 

                          

Современная норманнская теория

Эта теория появилась в начале двадцатого века. Её создателями были шведские ученые. У современной норманнской теории есть несколько отличий от старонорманской: 

                1)современные норманисты признают, что древнерусское государство возникло в ходе длительного развития тех народов, которые населяли равнины, но в его создании самое активное участие принимали скандинавы.

              2)так же с появлением новой теории появились новые аргументы:

      данные архиологичесих раскопок на торговом пути “из варяг в греки” в районе города Новгорода

      упоминание в датских летописях девятого века вождя Рюарика Ютуанского. Примерно в 860 году его имя перестало упоминаться во всех связанных с его именем летописях, а в 862 году в Повести временных лет появляется Рюрик.

Положительные стороны этой теории:

              1)соответствие с данными современной науки.

              2)соответствие с Рюриком.

Отрицательные стороны этой теории:

              1)доля скандинавских вещей на раскопках составляла, не большую часть, всего 5-7% .

              2)исчезновение Рюрика из летописей можно объяснить по-другому (на пример его смертью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На протяжении столетий русско-скандинавские отношения раннего средневековья рассматривались лишь как воздействия скандинавов, на социально-политическое и культурное развитие народов Восточной Европы. Но между странами, расположенными по берегам Балтийского моря, существовали тесные связи (экономические, социально-политические и культурные) В них были вовлечены многие народы Северной и Восточной Европы – славяне и скандинавы, балты и финны. Итак, картина скандинавского присутствия в Восточной Европе имеет мозаичный характер. Однозначным может быть пока лишь негативный ответ на вопрос, стоящий в заглавии этой статьи. Можно ли назвать варягов создателями Древней Руси? Определённо – нет! Но роль внешнего, варяжского завоевательного и торгового импульса в складывании Древнерусского государства и степень участия (вне сомнения значительного) скандинавов в процессах, происходивших на Руси, ещё должны быть определенны.

Информация о работе Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и права