НЭП и его влияние на государственную и правовую систему Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

В отечественной историографии НЭПа следует учесть одно важное обстоятельство. Дело в том, что в период с 1925 года по 1985 год исследованием этого периода занимались крайне неохотно. Однако, начиная с середины 80-х годов XX века, в связи с началом предполагаемой ротации командной системы экономики на рыночную, этой проблемой стали активно интересоваться и в это время увидели свет монографии и исследования различных авторов, которые в своих работах пытались дать оценку экономическому курсу 20-х годов XX века и стремились выработать положения для более цивилизованного перехода к рынку .

Содержание

1. Введение. 3
2. НЭП и его влияние на государственную и правовую систему Советского государства.
2.1. Источники и историография. 4
2.2. Предпосылки перехода к НЭПу. 6
2.3. Сущность и основные элементы НЭПа. 8
2.4. Влияние НЭПа на политическую систему государства. 11
2.5. Итоги и противоречия НЭПа. 13
3. Заключение. 16
4.Список использованной литературы. 18

Работа содержит 1 файл

Ист-я отечества гос-ва и права НЭП.doc

— 87.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Академия права и управления

Кировский филиал

 

 

 

Регистрационный №_________                                   оценка_________

 

Работа поступила в учебный отдел

«___»__________2007 г.

 

Вариант №____________

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

 

НЭП и его влияние на государственную и правовую систему Советского государства.

 

Слушателя: Дуркина Вячеслава Васильевича                курс 4

 

Группа: ЮВ 41

 

Специальность: правоохранительная деятельность

 

Преподаватель: Подлевских Л. Г.

 

Дом адрес: Киров, Луганская 62-339

 

 

 

 

Дата отправки в Академию: «___»__________2007  г.

 

 

Киров 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение.                                                                                                             3

2. НЭП и его влияние на государственную и правовую систему Советского государства.

2.1. Источники и историография.                                                                       4

2.2. Предпосылки перехода к НЭПу.                                                                  6

2.3. Сущность и основные элементы НЭПа.                                                    8

2.4. Влияние НЭПа на политическую систему государства.                       11

2.5. Итоги и противоречия НЭПа.                                                                    13

3. Заключение.                                                                                                      16

4.Список использованной литературы.                                                          18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Актуальность «рыночной проблематики» сегодня не нуждается в обосновании Рыночный механизм регулирования экономики - достояние мировой цивилизации на определённом этапе её исторического развития.

В критические периоды общественного развития человечество неизбежно возвращается к историческому опыту, пытаясь отыскать в нём аналогии, а переосмыслив их, извлечь уроки. Не помешает и нам вернуться к переосмыслению некоторых страниц нашей истории, тем более что феномен перехода от административной «военно-коммунистической» системы к рыночной уже имел место в начале 20-х гг[1].

Соотношение экономики и политики, оценка так называемой «новой экономической политики», роль государства в экономике, методы управления хозяйством и планирования-все эти проблемы стали предметом профессиональных дискуссий и политической борьбы в 20-е гг. Споры и дискуссии отражали скачкообразные, противоречивые социальные, экономические процессы в переходном обществе[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НЭП и его влияние на государственную и правовую систему Советского государства.

 

2.1. Источники и историография.

Источниковой базой работы являются воспоминания Н.Н. Валентинова-Вольского[3], документы Советского правительства[4], а также хрестоматия по истории России[5], в которой содержится ряд документов по реализации НЭПа и оценки происходящего современниками.

В отечественной историографии НЭПа следует учесть одно важное обстоятельство. Дело в том, что в период с 1925 года по 1985 год исследованием этого периода занимались крайне неохотно. Однако, начиная с середины 80-х годов XX века, в связи с началом предполагаемой ротации командной системы экономики на рыночную, этой проблемой стали активно интересоваться и в это время увидели свет монографии и исследования различных авторов, которые в своих работах пытались дать оценку экономическому курсу 20-х годов XX века и стремились выработать положения для более цивилизованного перехода к рынку[6].

Интересными являются также публикации в журнале “Отечественная история”[7]. Например, Е.Г. Гимпельсон в своей статье замечает, что было бы неправильным трактовать НЭП как чисто экономическую политику, хотя именно в этом плане она и рассматривается в посвященной ей литературе. Между тем эта политика органически предполагала демократизацию уже сложившейся политической системы, государственного аппарата власти и управления, отказ от методов “чрезвычайщины”, укрепление права и законности. Статья посвящена рассмотрению этого аспекта проблемы в хронологических рамках 1921-1923 гг.

И.В. Быстрова считает, что споры и дискуссии о соотношении экономики и политики, оценка, так называемой, новой экономической политики, роль государства в экономике, методы управления хозяйством и планирования - все эти проблемы ставшие предметом дискуссий и политической борьбы в тот период отражали скачкообразные, противоречивые социальные, экономические процессы в "переходном" обществе.

Предлагаемые авторы попытались рассмотреть все важнейшие преобразования в комплексе, их истоки, значение, экономический и общественный фон. Они представили ряд интересных подходов, а также некоторые обобщения и выводы.

Таким образом, круг проблем, рассматриваемых в работе, потребовал использования различных источников и литературы, на основе которых, хотелось бы подойти к исследованию комплексно и попытаться составить объективную картину реализации нового экономического курса и его влияния на политическую систему государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Предпосылки перехода к НЭПу.

 

Потребность в изменении внутриполитического курса Советского государства после окончания гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Политика “военного коммунизма” придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. К 1921 г. промышленное производство России сократилось в 7 раз, продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила две трети довоенного уровня. Требовалось восстановление разрушенного войной хозяйства, а государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием.

Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, например, такими, как отношение крестьянства к Советской власти. Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале-марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические антибольшевистские лозунги. В Петрограде и Москве прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступили представители партий умеренных социалистов. В результате Советское правительство столкнулось с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

Таким образом, предполагаемая новая экономическая политика была призвана снять социальное напряжение в обществе путём введения в жизнь отдельных рыночных элементов хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Сущность и основные элементы нэпа.

 

Новая экономическая политика (1921-1928 гг.) - это социально-экономическая политика рыночного типа, принятая в послевоенный период и имевшая своей целью укрепление союза рабочего класса и крестьянства как основы политической власти большевиков. Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. Первоначально НЭП рассматривался как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат в ряде отраслей экономики к госкапитализму и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения. Затем НЭП стал оцениваться уже как один из возможных путей к социализму - не прямой, через борьбу, а опосредованный - через сосуществование социалистического и несоциалистического укладов и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство, а не только его беднейшая часть, становилось полноправным участником социалистического строительства. Наличие капиталистических отношений в деревне не считалось главной угрозой социалистическим целям партийно-государственной власти.

Нэп в торговле и промышленности означал:

-         восстановление товарно-денежных отношений;

-         налаживание товарообмена между городом и деревней;

-         частичная денационализация промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

-         введение хозрасчета и создание хозрасчетных объединений - трестов и синдикатов;

-         отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

-         создание госкапиталистических предприятий - в форме концессий, смешанных обществ, аренды. Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи.

Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась определённой децентрализацией кредитной системы. Стали, например, выделяться коммерческие кредиты. В этот период действовали Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. В 1924 г. был создан Центральный сельскохозяйственный банк, который за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена система прямых и косвенных налогов, таких как промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги. Проведение денежной реформы в 1922-24 гг. стабилизировало финансовое положение в стране. В обращение была выпущена устойчивая конвертируемая валюта - червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям.

В сельском хозяйстве НЭП осуществлялся следующим образом. На Х съезде РКП  (б) в марте 1921 г. было принято решение о замене продразверстки продовольственным налогом - твердым, процентным отчислением от урожая. Налог был вдвое меньше разверстки и объявлялся заранее, накануне посевной, и не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, остававшиеся у крестьян, они могли вывозить на рынок. Однако право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе-сентябре 1921 г. В годы НЭПа допускалась сдача земли в долгосрочную аренду до 12 лет, выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств. Снимались ограничения с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.

Также в деревне происходило развитие различных форм кооперации. В период НЭПа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн. крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений насчитывалось 12850 (из них производственных - 10521); в 1925 - 54813 (производственных - 15178). Производственная кооперация включала в себя сельхозкомунны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47,3 %; в 1927 г. - 65,4 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Влияние НЭПа на политическую систему государства.

 

Новый экономический курс взятый правительством требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена судебная реформа. Первые месяцы НЭПа ознаменовались также либерализацией общественно-культурной жизни страны, центром возрождения которой стал Московский университет. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные издательства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей. Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев. Вместе с тем 10 августа 1922 г. ВЦИК принял декрет “Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными”, по которому комиссия при НКВД получала право без суда высылать и заключать в лагеря принудительных работ всех социально неблагонадежных элементов. Осенью 1922 г. за границу была выслана большая группа ученых, философов.

Информация о работе НЭП и его влияние на государственную и правовую систему Советского государства