Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:10, реферат
Я выбрала эту тему, так как эта тема очень актуальна. 1920-е годы ХХ века привели к возникновению нового экономического мышления. Именно эти годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Сущность НЭПа. Основные мероприятия……………………………………….4
2.НЭП как политика финансовой стабилизации и рационализации в условиях кредитной блокады………………………………………………………………….7
3.Противоречия и кризисы НЭПа…………………………………………………10
4.Значение НЭПа.......................................................................................................12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованных источников.......................................................................15
Вместе с развитием планирования народного хозяйства в стране укреплялась «торговая смычка» между городом и деревней. Замена продразверстки продналогом позволила оставлять часть произведенных сельскохозяйственных продуктов в распоряжении крестьян для продажи их на рынке. С целью обеспечения прибыльности и безубыточности были переведены на хозрасчет государственные предприятия. Частное хозяйство контролировалось и регламентировалось государством.
Для государственного регулирования рынка были организованы биржи. Общее их число достигло 100. Они упорядочивали торговый оборот и ослабляли тем самым спекуляцию. Руководство и наблюдение за деятельностью бирж было возложено на органы Наркомторга. При некоторых товарных биржах были образованы фондовые биржи, находившиеся в ведении Наркомфина, для совершения операций с иностранной валютой, банкнотами Госбанка, государственными ценными бумагами, а также с акционерными бумагами и паями обществ. После налаживания производства и распределения продуктов первой необходимости в масштабах страны, а также проведения институциональных преобразований по созданию многоукладной экономики в 1922 - 1924 гг. была осуществлена денежная реформа, направленная на стабилизация рубля и восстановление золотого обращения [5, c.111].
Задачей первого этапа денежной реформы явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими государствами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 млн. руб. прежних денежных знаков был приравнен к 1 р. новых совзнаков, было введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твердых червонцев, обеспеченных драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. Червонец приравнивался к старой 10-рублевой золотой монете содержавшей 7,74 г чистого золота.
Эмиссия обесценивающихся совзнаков была использована для финансирования дефицита государственного бюджета, вызванного экономическими трудностями. Их удельный вес в денежной массе неуклонно сокращался с 94 % в феврале 1923 г. до 20 % в феврале 1924 г. От обесценения совзнаков большие потери несло крестьянство, стремившееся задержать реализацию своих продуктов, и рабочий класс, получавший заработную плату в совзнаках. Для компенсации потерь рабочего класса использовалась бюджетная политика, направленная на повышение обложения частного сектора и уменьшение обложения государственного сектора. Увеличивались акцизы на предметы роскоши и снижались или вовсе отменялись на предметы первой необходимости. Большую роль в поддержке стабильности национальной валюты в течение всего периода НЭП играли государственные займы. Однако угроза торговой смычке между городом и деревней требовала ликвидации параллельного денежного обращения и стабилизации рубля на внутреннем рынке.
Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 г. осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте.
Отмененные совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение 1,5 месяца. Между казначейским рублем и банковским червонцем установили твердое соотношение, приравнивающее 1 червонец к 10 рублям. В обращении находились банковские и казначейские билеты, а золотые червонцы использовались, как правило, в международных расчетах. Их курс в 1924 г. стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и доллару.
В 20-е гг. широко использовался коммерческий кредит, обслуживавший примерно 85% объема сделок по продаже товаров. Банки осуществляли контроль за взаимным кредитованием хозяйственных организаций и с помощью операций по учету и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку [6, c. 90 – 91]. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затрудняло банковский контроль.
Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались в безвозвратном порядке или в виде долгосрочных ссуд. Для инвестирования промышленности в 1922г. были созданы акционерное общество «Электрокредит» и Промышленный банк, преобразованные затем в Электробанк и Торгово-промышленный банк СССР. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные коммунальные банки, преобразованные с 1926 г. в Центральный коммунальный банк (Цекомбанк). Сельскому хозяйству предоставляли долгосрочные кредиты государственные кредитные учреждения, кредитная кооперация, образованный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки - Всекобанк и Украинбанк. Тогда же был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчетное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты [2, c.37].
Накопление практического опыта и необходимой информации позволило Госплану приступить к разработке с 1925 г. единых годовых народнохозяйственных планов, контрольные цифры которого применялись в качестве заданий, охватывающих все народное хозяйство, а Госбанку разработать первый сводный план кредитования по всем банкам.
В 1926 г в основном
народное хозяйство было восстановлено
на уровне 1913 г. В 1925 г. достигли
уровня 1913 г. по добыче нефти, а по
производству электроэнергии превзошли.
По добыче угля уровень 1913 г. был превзойден в 1927 г.
3. ПРОТИВОРЕЧИЯ И КРИЗИСЫ НЭПА
К середине 1920-х гг. четко определились основные противоречия НЭПа.
Главными из которых являются следующие:
1. Между экономической и политической сферой: отступление от военнокоммунистических методов в экономике не было подкреплено адекватным отступлением в политической сфере. Партия, которая вводила нэп, не желала ставить под угрозу свою власть — диктатуру пролетариата, не шла на демократические, четкие преобразования. В этом расхождении заключалось общее по своему характеру противоречие нэпа [1, c.108].
2. Второе противоречие нэпа — между сельским хозяйством и промышленностью. Восстановление и интенсивное развитие крупной промышленности большевики неизменно считали приоритетной целью. Руководство страны стремилось изъять средства из сельского хозяйства через налоги, искусственную ценовую политику и вложить их в развитие крупной промышленности. Такая политика вела к перманентным конфликтам с крестьянством, порождала кризисы.
3. Третье противоречие связано с курсом на «осереднячивание» и политикой «ограничения кулачества как класса». Этот классовый подход в аграрной политике привел к дроблению крестьянских хозяйств и в результате – к уменьшению товарной продукции [4, c. 295].
Все эти противоречия неминуемо создавали кризисные явления.
Первый кризис был в 1923 – начале 1924 гг. В экономической истории его называют «кризис сбыта». Основная его причина – попытка государства перекачать средства из аграрного сектора экономики в индустриальный. Начиная с лета 1922 г. стали создаваться так называемые «ножницы цен», их размер увеличивался и к осени 1923 г. достиг кульминационной точки, когда цены на промышленные изделия превысили цены на сельскохозяйственную продукцию по сравнению с довоенным уровнем более чем в 3 раза.
Нарушение рыночного
равновесия было вызвано, во-первых, более
быстрым восстановлением
Для исправления ситуации в ценообразование вмешалось государство. В ходе преодоления кризиса принимались меры по снижению себестоимости промышленной продукции, цен на товары, сокращении накладных расходов, совершенствовалась деятельность руководящего аппарата [5, c. 114]. Позитивно повлияла и денежная реформа 1922—1924 гг.
Второй кризис имел место на рубеже 1925—1926 гг. В отличие от предыдущего в республике возник острый дефицит товаров. Он развился не в результате разрушения производительных сил, а на стадии их быстрого роста. Этот кризис объясняется следующими причинами: во-первых, просчетами в планировании, когда государству не удалось закупить хлеб у крестьян, по низким ценам (1925 г. был неурожайным), в результате чего экспорт оказался значительно меньшим, намеченные темпы развертывания промышленности не были достигнуты. Во-вторых, зависимостью рынка промтоваров БССР от их поступления из-за рубежа. В-третьих, значительным ростом покупательной способности сельского и городского населения, которую промышленность не успевала удовлетворять.
Правительство довольно быстро отреагировало на этот кризис и в результате был сокращен импорт, заморожены новостройки, увеличены косвенные налоги. Также была введена государственная монополия на водку, увеличены заготовительные цены на зерно[3, c. 209].
Если первый и второй кризисы были чисто экономическими, то третий кризис на рубеже 1927—1928 гг. был уже социально-политическим. Он также был связан с невыполнением плана хлебозаготовок и нехваткой средств для начавшейся индустриализации. В 1927 г. был хороший урожай, и кризис стал неожиданностью для руководства страны. Заготовки хлеба шли плохо. План намеченный на конец 1927 г., не был выполнен.Было заготовлено в 2 раза меньше хлеба, чем в прошлом году. Если в первых двух случаях государство искало выход на путях развития НЭПа с помощью рыночных механизмов, то теперь обратилась к чрезвычайным мерам. Таким образом, система НЭПа стала нежизнеспособной.
Причина частых кризисов НЭПа в том, что в едином процессе восстановления объединялись город, стремившейся к расширенному воспроизводству, и ориентированная главным образом на простое воспроизводство деревня. Кроме того, партийно-государственное руководство стремилось к ускоренной модернизации общества под флагом «рывка в социализм», что не могло не вести к постоянным сбоям в процессе воспроизводства.
Отсутствие демократического контроля
за деятельностью партии, н6екомпетентность
аппарата управления, непрерывное разрастание
административно-
Значение НЭПа нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, её воздействие на экономику страны было благоприятным. В 20-е годы удалось восстановить народное хозяйство, находившееся после войны в разрушенном состоянии, и даже в какой-то мере превзойти довоенный уровень. Успехи в возрождении сельского хозяйства позволили накормить население страны и увеличить прирост промышленной продукции. За 1924 – 1928 гг. практически удалось восстановить промышленность. Благодаря успешно проведенной денежной реформе, удалось перейти к твердой национальной валюте. Материальное благополучие страны возросло.
С другой стороны,
осуществление НЭПа проходило трудно
и сопровождалось целым рядом
негативных моментов. Успехи в восстановлении
сельскохозяйственного
Однако главное противоречие, которое привело к краху новой экономической политики, было не в сфере экономики, а между экономической и политической системой, рассчитанной на использовании административно-командных методах управления.
Это противоречие стало непримиримым к концу 20-х годов, и политическая система разрешила его путем свертывания НЭПа.
Отказ от НЭПа нельзя представлять себе каким-то единовременным актом. Выкорчевывание ее принципов пришлось на конец 20-х начало 30-х гг. и касалось различных отраслей экономики. Считается, что апогеем НЭПа был 1927 – 1928 хозяйственный год, однако уже в начале 1928 г. началось свертывание принципов НЭПа в самой главной сфере экономических отношений – между городом и деревней.
Таким образом, благодаря НЭПу, сочетавшему государственные и личные интересы, было успешно восстановлено сельское хозяйство республики, промышленность получила стимул для развития, возросла численность промышленных предприятий и работающих на них. Потребительский рынок был наполнен, торговля увеличивала обороты. Но Беларусь всё еще оставалась слабо развитой в индустриальном плане, удельный вес ее в промышленности СССР был крайне низким: в 1923/24 хозяйственном году — 0,7 % в 1925/26 — 0,7 %. Несмотря на бесспорный потенциал для дальнейшего движения вперед, это было невозможно без модернизации экономического комплекса всего СССР. В конце 20-х гг. перед политическим руководством встали нелегкие вопросы выбора путей такой модернизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги моей работы, можно сделать вывод, что главным содержанием новой экономической политики было: замена продразвёрстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924). Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.