Николай Радзивилл Черный (1515-1565) «отец» Реформации в ВКЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

Если посмотреть на историю Беларуси, среди всех периодов особенно выделяется время, которое многие называют Золотым Веком нашей страны. Это XVI в. – время наибольшего культурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси; время выдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба. На XVI в. в истории Беларуси приходится большинство наиболее важных событий, сформировавших белорусов как нацию. Наиболее характерной чертой белорусского Возрождения XVI в. является развитие Реформации на наших землях.

Содержание

Введение 3
Некоронованный король литвы 5
Религиозная и культурная деятельность Николая Радзивилла 10
Реформация в экономической и политической сферах 15
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2.docx

— 35.04 Кб (Скачать)

    В советской  исторической литературе распространено  мнение, что главной причиной  массового принятия Реформации  белорусскими магнатами и шляхтой  было стремление захватить имущество  католической или православной  церкви и желание иметь дешевую,  не требующую особых затрат  церковь в своих владениях.  Однако даже поверхностного взгляда  на ситуацию, сложившуюся в середине XIV века в Великом Княжестве  Литовском, достаточно, чтобы опровергнуть  такое утверждение. Земельные  владения далеко не самых богатых  белорусских магнатов, таких как  Горностаи или Тальвашы, намного превосходили владения католических епископств. Православная церковь жила преимущественно за счёт помощи богатых опекунов и практически не имела более-менее серьёзной собственности. В то же время строительство новых зборов, распространение идей Реформации, само создание нового образа церкви требовало немалых финансовых затрат. К тому же реформированные церкви требовали от своих верующих без сравнения большей посвящённости, а самое главное - настоящей, живой веры. Если же обратиться к документам того времени, то личная переписка белорусской шляхты свидетельствует о том, что основными причинами поддержки Реформации были личная вера, рожденная от слышания Слова Божьего, и желание видеть церковь, соответствующую ее образу, описанному в Библии[1, c. 64-65].

    В 1556 году вся  Европа читала ответ Николая  Радзивилла Чёрного на открытое  письмо папского нунция (посла)  в Польше Алоиза Липпомано. В январе этого года нунций в своем письме обвинил виленского воеводу в содействии вероотступничеству и раскритиковал его взгляды, призвав вернуться в лоно католической церкви. Ответ Николая Чёрного, написанный на латыни и изданный в Кенигсберге в октябре того же года, стал своеобразной декларацией белорусской Реформации. Виленский воевода фактически первым среди реформационных деятелей Великого Княжества сформулировал доктрину евангельских церквей в стране.

    Прежде всего,  Николай Чёрный опроверг концепцию  повсеместности власти папы римского. Далее виленский воевода высказал  программу своих действий с  целью реформы церкви, отдельно  остановившись на вопросе о  языке в служении церкви.

    Для укоренения  идей Реформации в Великом  Княжестве Николай Радзивилл  Чёрный начал повсеместно организовывать  евангельские церкви. Вслед за  Брестом и Вильней кальвинистские зборы возникают в Несвиже, Клецке, Ивье, Койданове, Орше. Остальные магнаты действовали по примеру виленского воеводы. Князья Пронские основали збор в Иказьни, Кишки - в Венгрове, Дорого-стайские - в Ошмянах, и так во многих городах и местечках по всей Беларуси. Чаще всего новые зборы возникали не за счёт уже существовавших костёлов или православных церквей. Верующие или строили свои храмы, или собирались в каких-либо общественных или частных зданиях, как, например, в

замке в Бресте или во дворце Радзивилла в Вильне. Для работы во вновь возникших зборах приглашались пастора и проповедники, известные своей образованностью и ораторскими способностями, часто из-за границы, потому что своих служителей не хватало. Деятельность пасторов не ограничивалась только лишь проповедью и проведением служений. Николай Чёрный желал, чтобы христиане стали авангардом нации, поэтому большое внимание придавал образованию. Благодаря его усилиям при каждом зборе были открыты начальные школы, в которых молодые люди учились чтению и письму, а также основам христианской веры. Практически вся будущая элита Великого Княжества, те люди, которые определяли жизнь страны до начала XVII века, учились именно в таких школах. Кальвинистские школы, принципиально отличаясь своей системой образования, давали значительно лучшее образование, чем католические школы того же времени, и этим также содействовали быстрому распространению Реформации. Виленская школа, основанная Николаем Радзивиллом Чёрным одновременно со збором, в конце XVI века претендовала на статус академии, но из-за сильного противодействия католической иерархии и короля Жигимонта Вазы этот проект не удалось осуществить[3, c. 242].

    Став одним из  ключевых деятелей реформаторского  движения в Великом Княжестве,  князь Николай Радзивилл отлично  понимал необходимость книгоиздательской  деятельности для успеха Реформации  в стране. Он видел, как именно  благодаря печатному слову идеи  Лютера и Кальвина стали известны  всей Европе и серьёзно повлияли  на жизнь народов. Поэтому почти  одновременно со збором в Брестском замке воевода основал типографию, в которой за свои деньги издавал различную евангельскую продукцию: катехизисы, песенники, учебники, полемические произведения, комментарии к Библии. Наконец в 1563 году Николай Радзивилл Чёрный осуществил грандиозный издательский проект - перевод и издание Библии на польском языке. Живой разговорный язык жителей Великого Княжества был своей лексикой более похож на польский язык, чем на церковнославянский, поэтому это издание было необходимо

не только христианам Польского  Королевства, но могло быть использовано и в многочисленных зборах в Великом Княжестве. Виленский воевода пригласил к себе известных учёных христиан, знающих еврейский и греческий языки, и поручил им перевод всей Библии с языков оригинала: Ветхого Завета - с еврейского, а Нового Завета - с греческого. До конца 1562 года работа над рукописью перевода была закончена, и 4 сентября 1563 года из брестской типографии Радзивилла Чёрного вышли первые экземпляры роскошно изданной Радзивилловской, или Брестской Библии с собственным предисловием князя-реформатора. На это издание Николай Чёрный пожертвовал огромную сумму - 10 тысяч дукатов - годовой доход всех своих владений[1, c. 71,73].

    Однако виленский  воевода никогда не забывал  и нуждах своей страны, и, одновременно с Брестской Библией в несвижской типографии князя Радзивилла вышли в свет два кальвинистских издания на старо-белорусском языке: "Катехизис" и "Об оправдании грешного человека перед Богом", подготовленные Сымоном Будным.

    Николай Радзивилл  Чёрный и его единомышленники  среди политической элиты Великого  Княжества действовали с большим  посвящением и жертвенностью.  На свои деньги они основывали евангельские церкви, строили зборы, где могли собираться верующие, приглашали пасторов и проповедников, для обучения правдам веры, открывали школы, в которых могла учиться молодёжь из различных слоев общества, основывали типографии. Благодаря их усилиям переводились книги Священного Писания, писались полемические и познавательные книги, которые распространяли в обществе идеи Реформации, печатались учебники для школ и катехизисы евангельской веры. Пример начинателей реформаторского движения вдохновлял других реформаторов, и Великое Княжество Литовское буквально на глазах становилось евангельской страной. Шляхта в Великом Княжестве Литовском, в отличие от многих стран Европы, а также России, составляла около 10% населения (для сравнения: дворяне во Франции составляли около 1,5% общества), и в подавляющем боль

шинстве она стала под знамёна Реформации.    Такой подъём реформационного движения, особенно если учесть массовые покаяния шляхты, не мог не затронуть и крестьян. И хотя этот процесс шёл значительно медленнее, что и не удивительно, если вспомнить о минимальном уровне понимания сущности христианства и полную неграмотность белорусского крестьянства, с течением времени ситуация стала меняться. Сохранились документы, которые свидетельствуют о том, что в некоторых владениях кальвинистских магнатов крестьяне также исповедовали евангельскую веру. Один из провинциальных синодов постановил, чтобы шляхта не заставляла крестьян принимать кальвинизм, но советовал сеньорам зборов, чтобы они своих подданных приобщали к слушанию Слова Божьего, сами будучи для них примером[3, c. 256].

    Стремительное  развитие Реформации в Великом  Княжестве позволило уже в  1557 году провести под председательством  Николая Радзивилла Чёрного первый  синод (собрание сеньоров и  министров зборов) евангельско-реформированного Объединения, как называли себя сторонники кальвинизма в Великом Княжестве. На этом синоде был избран первый суперинтендант (ответственный) белорусских зборов - Сымон Зак. Вскоре дальнейший рост числа евангельских церквей в стране вынудил евангельско-реформированное Объединение разделиться на два, а позднее - на шесть дистриктов (регионов), каждый из которых возглавлял свой суперинтендант. Ежегодно делегаты от каждого дистрикта съезжались в Вильню на общее собрание.

    Евангельские церкви  в городах Великого Княжества  Литовского, даже задолго до своего  юридического оформления, отличались  немалой миссионерской активностью.  Города северо-восточной Беларуси  имели давние торговые связи  с Новгородом Великим, Тверью  и Москвой, и вместе с купеческими  обозами на восток шли идеи  Реформации. Как результат этого  в середине XVI века в Московском  государстве также стало распространяться  евангельское учение.

 

    

 

Реформация в экономической  и политической сферах

       В это  время Великое Княжество Литовское  переживало подъём не только  в духовной жизни, но и в  экономике и культуре. И именно  Реформация стала причиной этого  подъёма. Учение Кальвина, которое  большое внимание уделяло характеру  человека и осуществлению каждым  своего предназначения, особенно  подчёркивало важность качественного  исполнения каждым своих обязанностей  и необходимость дальнейшего  совершенствования мастерства. Такой  библейский подход к труду  создал в Европе предпосылки  возникновения рыночной экономики.  Подобные процессы протекали  в Беларуси[1, c. 80].

    Особенно этому  содействовала аграрная реформа,  на протяжении XVI века полностью  изменившая облик Беларуси. Идея  реформы, которая позволила бы  каждому крестьянину быть непосредственно  ответственным за свою землю,  принадлежала королеве Боне Сфорце, жене великого князя Жигимонта  Старого. Активно поддерживал  королеву в её начинаниях её  духовник Лисманини, один из  проповедников Реформации в Великом  Княжестве, считавший, что предназначение  человека наиболее полно реализуется  тогда, когда он имеет своё  дело. Однако реформы королевы  Боны затронули только её владения  в Гродненском и Кобринском  староствах. В начале 1550-ых годов  Николай Радзивилл, который считал  Лисманини одним из своих наставников,  заинтересовался преобразованиями  во владениях Боны Сфорцы и  увидел эффективность проведенных  реформ, развивавших инициативу  и активность крестьян и делавших  сельское хозяйство более продуктивным. В 1556 году начала работать специальная  комиссия по подготовке аналогичной  реформы в государственном масштабе  во главе с виленским воеводой. Вместе с ним работали писарь  Великого Княжества Астафей Волович  и один из непосредственных  исполнителей преобразований во  владениях королевы Боны Пётр  Хвальчевский. Комиссия подготовила  "Уставу на волоки", оглашённую Жигимонтом Августом осенью 1557 года. Этот закон на долгие годы определил принципы распоряжения землёй в Великом Княжестве Литовском. Суть этой реформы заключалась в измерении земли и классификации её в зависимости от качества, обработанности и урожайности. Измеренные земли разделялись на стандартные участки - волоки (21,37 гектара). Земля в пользовании крестьян перераспределялась так, чтобы каждая семья получила одну волоку, что ликвидировало чересполосицу и упрощало налогообложение крестьянского хозяйства. Такая организация землепользования позволяла осваивать новые земли и увеличивать производительность отдельных хозяйств благодаря большим размерам участка и возможности использовать новую, трёхпольную систему земледелия. Одновременно создавались фольварки - большие помещичьи хозяйства, которые должны были обрабатываться тяглыми крестьянами (так называемая панщина). Земельная реформа, или, как её называют, "волочная помера", началась в землях, принадлежавших великому князю, но затем её продолжила шляхта, проводя померу в своих владениях[1, c. 81-82].

    Волочная помера  изменила даже внешний вид  деревень по всей Беларуси. Они  стали больше, с характерной застройкой  в одну улицу. И этот их  вид принципиально не изменился  до сегодняшнего дня. Ещё более  важным результатом реформы стало  увеличение денежного оборота,  так как большинство крестьян  было переведено с натуральной  подати на денежную - чинш, и это связывало их с рынком. Кроме того, была ликвидирована крестьянская община, потому что крестьяне по наследству получали волоки в своё пользование и исполняли денежные и другие повинности по отдельности, а не всей деревней.

    Новая система  хозяйствования дала возможность  увеличить урожаи зерна настолько,  что рожь и ячмень стали  вывозить на продажу за границу.  Ликвидация крестьянской общины  позволила развивать промышленность, особенно связанную с обработкой  древесины, потому что часть крестьян вместо работы на земле стала заниматься ремёслами. Появились целые поселения смолокуров, медников, кожевенников, сапожников, кузнецов. Всё это благоприятствовало росту местного рынка и экономическому развитию страны. Одним из признаков подъёма экономики стало введение в Великом Княжестве однородной денежной системы. В начале XVI века на Полотчине в обороте были главным образом рижские шиллинги, в Понемонье - пражские грошы, а на Полесье - золотоордынские дирхемы. А в середине XVI века основной монетой во всём Княжестве становится литовский полугрош виленской чеканки.

    Ещё одной характерной  чертой XVI века стал быстрый рост  в Беларуси городов и местечек. Если в начале века их было  всего лишь 48, то уже в 1567 году  их насчитывалось более 280. Урбанизация  Великого Княжества была непосредственно  связана со стремлением магнатов  основывать города и местечки  в своих владениях. Радзивилы, Кишки, Пацы, Сапеги приглашали различных ремесленников, прежде всего верующих, и давали новым поселениям магдебургское право (право на самоуправление). Деятели Реформации ставили своей целью заботиться об увеличении числа людей, занимающихся каким-либо ремеслом.

    Середина XVI века - это также стремительный культурный  подъём Великого Княжества. Здесь  стоит упомянуть хотя бы те  несколько сотен школ, открытых  при евангельских церквях на  протяжении неполных десяти лет,  которые дали возможность тысячам  молодых людей получить, по крайней  мере начальное образование. Или сотни книг, которые выходили большими тиражами и несли знания жителям страны. В реформационных типографиях издавалась не только религиозная литература, но также книги по истории, географии, математике, философии, поэтические и прозаические произведения разных авторов, переводы с иностранных языков. Князь Николай Радзивилл Чёрный стал основоположником меценатства в Великом Княжестве. При его дворе писали музыку Киприан Базылик и Вацлав из Шамотулов, писали стихи Микалай Рэй и Андрей Третеский. Немецкие художники, работавшие благодаря поддержки виленского воеводы, ввели в обиход шляхты Княжества портретную живопись. Николай Чёрный стоял также у истоков знаменитых Радзивилловских художественных коллекций, первой художественной коллекции на Беларуси[3, c. 275]

Информация о работе Николай Радзивилл Черный (1515-1565) «отец» Реформации в ВКЛ