МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История
Беларуси
на тему: «Николай Радзивилл
Черный (1515-1565) «отец» Реформации в ВКЛ»
Студент
ФФБД, 1-й курс, ДФК-2
Н.Д.Тюлюнов
Проверил
ассистент
Д.Н.Черкасов
Минск 2010
Содержание
Введение 3
Некоронованный король литвы 5
Религиозная и культурная
деятельность Николая Радзивилла 10
Реформация в экономической
и политической сферах 15
Заключение 19
Список использованных источников 20
Введение
Если посмотреть
на историю Беларуси, среди всех
периодов особенно выделяется
время, которое многие называют
Золотым Веком нашей страны. Это
XVI в. – время наибольшего культурного,
интеллектуального, экономического расцвета
Беларуси; время выдающихся людей, государственных
и культурных деятелей мирового масштаба.
На XVI в. в истории Беларуси приходится
большинство наиболее важных событий,
сформировавших белорусов как нацию. Наиболее
характерной чертой белорусского Возрождения
XVI в. является развитие Реформации на
наших землях. В это время вся Европа в
своей духовной, культурной, экономической
и политической жизни переживало грандиозные
изменения, связанные с движением обновления
Церкви, возвращением к библейским основаниям
христианства. Реформация стала центральным
событием всего XVI в. В полной мере это
относится к нашей стране. Мы не можем
говорить о Возрождении Беларуси, игнорируя
Реформацию и, наоборот, нельзя Реформацию
отделить от Возрождения. Выдающиеся деятели
белорусского Возрождения были одновременно
людьми Реформации. Это и Франциск Скорина,
который напечатал Библию на белорусском
языке; и Сымон Будный, который издал первый
белорусский Катехизис, в котором объяснял
основы веры просто и понятно, в духе Евангелия;
и Василь Тяпинский, который во весь голос
заявил о необходимости развития литературы
и науки на родном языке и сам взялся за
перевод Нового Завета на белорусский
язык, чтобы каждый белорус смог понять
Слово Божье. Это также магнат Николай
Радзивилл Черный, который открывал по
всей стране церкви, школы, типографии;
канцлер Астафей Волович, который руководил
проведением земельной реформы, так называемой
«волочной померы», и готовил самый совершенный
свод законов в Европе XVI в. – Статут Великого
Княжества Литовского. Но что произошло
в Великом Княжестве, что идеи Реформации
завоевали так много сторонников? Ответ
на этот вопрос связан с деятельностью
одного из крупнейших представителей
белорусской реформации – князя Николая
Радзивилла Черного, человека, который
широко открыл двери обновлению христианства
в Беларуси, на протяжении нескольких
лет, сделав Великое Княжество страной
Реформации. Таким образом, основная цель
исследования – показать какой огромный
вклад внес наш земляк, Николай Радзивилл
Чёрный, в развитие реформационных идей
в Великом Княжестве Литовском.
Обращаясь к
литературе, необходимо отметить
научную работу Станислава Акиньчица
«Золотой век Беларуси» в которой
наиболее ярко отражена религиозная
и культурная деятельность Николая
Радзивилла Черного. Что же
касается его биографии и политической
деятельности, то данные сведения
можно найти в энциклопедии
«Мысліцелі і асветнікі Беларусі», а также
в работе Мікалая Багадзяжа «Сыны зямлі
беларускай». Если говорить о самой Реформации,
о Возрождении на белорусских землях,
о значение которое сыграла эта эпоха
в становлении белорусской нации, обращаемся
к работе Міколы Ермаловіча «Беларуская
дзяржава ВКЛ».
4
Некоронованный король литвы
Николай
Радзивилл Чёрный родился в
Несвиже 4 января 1515 года. Рано оставшись
без отца, он вместе с младшим
братом Яном и сестрой Анной
был взят на воспитание на
королевский двор в Краков. В
Кракове молодой магнат учился
в университете, а также приобретал
знания, необходимые для государственного
деятеля, наблюдая за политической
жизнью польской столицы. Прозвище
"Чёрный" Николай Радзивилл
получил чуть позже из-за цвета
своей бороды, чем отличался от
своего двоюродного брата, великого
гетмана литовского Николая Радзивилла
Рыжего.
Известный в
Великом Княжестве магнатский
род Радзивиллов всегда славился
своим патриотизмом. Не был исключением
и Николай Чёрный. В это время
политическая жизнь Великого
Княжества Литовского переживала
упадок, вызванный многолетним отсутствием
великого князя Жигимонта Старого
в государстве, находившегося
все время в Кракове и посещавшего
Вильню раз в несколько лет.
Николай Радзивилл, видя, как государство
гибнет без соответствующего
лидерства, предложил белорусским
магнатам обратиться к Жигимонту
Старому с просьбой о передаче
реальной власти в княжестве
сыну короля Жигимонту Августу,
который в 1529 году был уже
формально избран и на польский,
и на литовский трон. Это предложение
Чёрного попало на благодатную
почву, и осенью 1544 года на Брестском
сойме Жигимонт Август де-факто становится
властителем Великого Княжества Литовского.
Тридцатилетний Николай Радзивилл стал
главным советником и правой рукой великого
князя, с которым его связывали долгие
годы дружбы ещё со времени нахождения
в Кракове при королевском дворе. Эта позиция
Чёрного была закреплена должностью великого
маршалка, самой главной после канцлера
должностью в Великом Княжестве, которую
дал своему другу Жигимонт Август. В компетенцию
маршалка входили судебная власть высшей
инстанции и вопросы внешней политики
страны[4, c. 112-113].
На протяжении
нескольких следующих лет Николай
Радзивилл Чёрный становиться
некоронованным королём Литвы.
В его руках сосредоточились
важнейшие государственные должности
нашей страны. В 1549 году он занял
пост трокского воеводы, через
два года стал канцлером Великого
Княжества Литовского, а ещё через
год получил виленское воеводство
(самую главную воеводскую должность в
стране). Великокняжеским указом он получил
право хранить в своём архиве в Несвиже
все бумаги и документы, связанные с внутренней
и внешней политикой Великого Княжества,
и это приравнивало несвижский архив к
государственному. Учитывая, что Жигимонт
Август большую часть времени находился
в Польском Королевстве, фактическая власть
в стране была сконцентрирована в руках
Николая Радзивилла.
Но не только
политическая карьера интересовала
князя Николая. Время стремительного
возвышения было также периодом
сложных духовных поисков. Реформация,
которой жила Европа XVI века, не
могла оставить равнодушным Николая
Радзивилла. Впервые он столкнулся
с идеями обновления христианства
во время учёбы, когда, выезжал
в Германию для завершения
своего образования. Возвратившись
в Вильню, молодой Магнат познакомился
с виленскими лютеранами. В это
время он близко познакомился
с Авраамом Кульвой, пламенные
проповеди которого вызывали у молодого
Радзивилла восхищение верой и убежденностью
этого человека. Когда в 1542 году Кульва,
спасаясь от преследований, уехал в Кенигсберг,
где стал профессором тамошнего университета,
Николай Радзивилл взял на себя заботу
о больной матери одного из первых проповедников
Реформации в Вильне[1, c. 57].
В то же время
Ян Радзивилл, младший брат
Чёрного, поехал на лечение в Италию. По
дороге он заехал в Виттенберг и познакомился
там с Филиппом Меланхтоном, учеником
и сподвижником Мартина Лютера. Проведя
некоторое время в столице Реформации,
Ян Радзивилл принял евангельское учение
и стал его горячим последователем. Следующие
два года, которые он провел в Италии, только
укрепили Яна в правильности сделанного
выбора. Возвратившись
на родину, Ян Радзивилл
начал проповедовать учение Лютера
среди всех своих
многочисленных родственников.
И хотя виленский епископ Павел
Гольшанский косо смотрел на деятельность
молодого реформатора, помешать ему
он не мог. Тем более что к Реформации
стал склоняться дядя Радзивиллов, богатейший
магнат Великого Княжества Станислав
Кежгайло.
Но лавина событий,
участником которых стал Николай
Радзивилл Чёрный, помешала ему
занять конкретную духовную позицию.
Напряженный Брестский сойм, агитация
за Жигимонта Августа, должность маршалка,
заседания панов рады, тайная свадьба
Жигимонта Августа и Барбары Радзивилл,
смерть Жигимонта Старого и коронация
Жигимонта Августа, коронация Барбары,
ради которой Николай Чёрный был вынужден
больше года преодолевать сопротивление
магнатов Польского Королевства, брак
с Альжбетой Шидловецкой, получение титула
князя, поход против крымских татар на
Волынь. Казалось бы, нет времени, чтобы
остановиться и задуматься[4, c. 113].
В 1551 году неожиданно
умирает двоюродная сестра Николая
Радзивилла королева Барбара.
Спустя несколько месяцев отходит
в вечность младший брат Ян.
Смерть близких людей всегда
заставляет человека задуматься
о смысле жизни... Николай Радзивилл
остановился в своей деятельности.
"Человек - как трава, и вся
слава его - как цвет травы,
засохла трава, и цвет опал;
но Слово Бога пребывает вечно",
- пришли на память слова из
Библии, которая с новой силой
начала притягивать к себе
князя Николая[1, c. 58]. Из далекого
Виттенберга пришло письмо, это
Филипп Меланхтон прислал элегию
на смерть Яна Радзивилла. Канцлер
Великого Княжества снова и
снова вспоминал слова брата,
как тот рассказывал про Мартина
Лютера, про оправдание верой,
про молитву, про Библию.
В поисках ответа
на свои вопросы, Николай Радзивилл Черный
обратился к книгам, хранившимся в великокняжеской
библиотеке, среди которых была роскошная
Библия в переводе Лютера с его собственным
посвящением Жигимонту Августу; комментарий
Кальвина к Посланиям апостола Павла,
посвященный великому князю литовскому;
множество евангельской литературы, особенно
той, которая печаталась в Кенигсберге
по распоряжению прусского герцога Альбрехта.
Князя Николая глубоко взволновало пламенное
"Обращение к христианскому дворянству
немецкой нации" Лютера, побудили серьезно
задуматься "Христианское воспитание"
Кальвина и другие работы отцов Реформации.
В октябре 1556 года в открытом письме к
папскому нунцию Липпомано Николай Радзивилл
написал, что он был бы рад видеть в Великом
Княжестве не только Кальвина, но и Меланхтона
и других реформаторов. Евангельское учение
восхищало князя Николая. Живая вера, непосредственные
отношения с Богом - это то, чего так желала
его душа, это то, что так необходимо было
его стране.
Теплым
августовским вечером 1552 года
виленский воевода в сопровождении
30-ти всадников приехал в Брест,
чтобы провести ревизию инвентаря
Брестского староства. Брестский
каштелян (комендант замка), давая отчёт
князю Николаю, среди вопросов, которые
необходимо было решить, вспомнил о неком
Сымоне Заке, проповеднике, которого объявили
еретиком и который искал убежища в Бресте.
Виленский воевода уже слышал об этом
человеке и о его проповедях, поэтому приказал
срочно позвать его к себе. На следующий
день в Брестском замке начался банкет
в честь приезда князя Радзивилла. Шляхта
пила вино за здоровье многоуважаемого
гостя, но сам виленский воевода пить отказывался.
Почти весь вечер он разговаривал с каким-то
скромно одетым мужчиной, которого никто
из присутствующих не знал. Через несколько
дней Николай Чёрный, собрав всех уважаемых
людей староства, торжественно объявил,
что в Брестском замке с этого дня будет
организована евангельская церковь, министром
(проповедником) в которой будет Сымон
Зак, магистр богословия Краковского университета.
Глядя на нового проповедника, многие
узнали в нем того незнакомца, с которым
долго беседовал во время банкета виленский
воевода.
Весной 1553 года
Николай Чёрный с посольством
отправился к императору Фердинанду.
Проезжая Германию - колыбель Реформации
- виленский воевода смотрел на
неё другими глазами. Он и
раньше бывал в этих местах,
но теперь, видя обновлённую немецкую
церковь, Николай Радзивилл окончательно
определил свою позицию как
евангельского христианина. Возвратившись
в Вильню, канцлер Великого Княжества
Литовского, виленский воевода князь
Николай Радзивилл Чёрный публично
объявил, что он исповедует
евангельскую веру, свободную от
всякого идолопоклонства, и что
основывает кальвинистскую церковь
в своем дворце на Лукишках,
приглашая туда всех, кто желает
исповедовать истинную веру Христову.
Виленского воеводу глубоко тронули
работы Жана Кальвина, его видение
христианской жизни как служения
всемогущему Богу, разумение, что
каждый человек пришел в этот
мир не случайно, а чтобы исполнить
свое предназначение. Князь Николай
нашел у женевского реформатора
ответы на многочисленные вопросы
как личные, так и те, что волновали
его как одного из руководителей
государства[2, c. 42-43].
В том же году
Николай Радзивилл Чёрный издал
на свои деньги в Бресте
катехизис христианской веры
для простого народа. Одновременно
во всех своих огромных владениях
он открывает новые церкви, или,
как их тогда называли, зборы,
где собирались горожане и шляхта слушать
проповедь Слова Божьего. Виленский воевода
не жалел ни сил, ни средств, чтобы распространить
веру в живого Бога по всему Великому Княжеству.
Он мечтал о том, чтобы сделать кальвинизм
господствующим вероисповеданием в нашей
стране.
9
Религиозная и культурная
деятельность Николая Радзивилла
Николай
Чёрный с огромным энтузиазмом
поддерживал каждую инициативу
реформы церкви в Великом Княжестве.
Однако задача, которую поставил
себе виленский воевода, была
непростой, несмотря на то, что
он имел огромную власть и
немалые средства. Сталкиваясь с
разными проблемами в проведении
преобразований, князь Николай вёл
постоянную переписку с немецкими
и швейцарскими реформаторами:
Кальвином, Булингером, Вольфом, Меланхтоном,
и советовался с ними по многочисленным
практическим и богословским вопросам.
Николай Радзивилл
не был единственным человеком,
желавшим Реформации в Великом
Княжестве. Буквально через месяц
после Николая Радзивилла о
своем покаянии объявил Иероним
Ходкевич и Станислав Кишка. Не прошло
и года, как сторонниками Реформации стали
Воловичи, Глебовичи, Сапеги, Вишневецкие,
Войны, Пацы, Зеновичи, Огинские, Пронские,
Нарушевичи, Шеметы и другие. Шляхта, как
католики, так и православные, массово
переходила в кальвинизм, а горожане активно
принимали учение Лютера.