Нестор Махно

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:00, доклад

Описание работы

Жизнь и деятельность Нестора Махно окутана тайнами. Попытка развеять некоторые из них.

Содержание

1.Биография Нестора Махно.
2.Воспоминания Нестора Махно как основной источник. Источники.
3.Оценка его деятельности в работах самых разных исследователей
- революционная литература его сподвижников
-советская литература
- отечественная современная литература

- зарубежная литература
4.Моя точка зрения по поводу деятельности Махно, его идеи, сподвижники.
5.Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Доклад Махно.docx

— 43.16 Кб (Скачать)

В ходе боёв за Крым махновские отряды приняли участие в форсировании Сиваша и в сражениях с кавкорпусом ген. Барбовича под Юшунью и Карповой Балкой. После завершения военных действий красное командование решило избавиться от ставшего ненужным союзника. Отряд махновцев был окружён, однако смог выйти с полуострова. В ходе отступления был настигнут превосходящими силами «красных» и частично уничтожен пулемётным огнем. Спастись удалось единицам, которые и поведали о случившемся в Гуляйполе.

Конец Гуляйполя

Вскоре  после падения белого Крыма командование Красной Армии издало приказ о  передислокации махновцев на Южный  Кавказ. Считая этот приказ ловушкой, Махно  отказался подчиниться. Ответом  большевиков стала военная операция по «ликвидации партизанщины». Отряды Махно с боями ушли из окружения в районе Гуляйполя и несколько месяцев перемещались по Украине, уходя от преследования. При этом отдельные соединения красных, в особенности принимавшие участие в совместных с Махно боях, сражались против махновцев «нехотя», иногда переходя на сторону повстанцев.[14]

17 апреля 1921 года газета «Звезда» № 238 опубликовала сообщение об успешной борьбе трудящихся Бердянского уезда совместно с частями Красной Армии против банд Махно. В статье в частности было сказано:

Не устояли  махновские шайки перед регулярными частями Красной Армии, банды были разбиты и разогнаны. Жизнь в городе и уезде после того, как миновал призрак махновщины, вошла в нормальную колею.

[править]В эмиграции

Зимой—летом 1921 года после столкновений с превосходящими силами Красной Армии остатки отрядов Махно были прижаты к румынской границе. 28 августа Махно с отрядом из 78 человек перешёл границу в районе Ямполь. До начала апреля 1922 года Махно с женой и несколькими единомышленниками проживал в Румынии (в районе Бухареста под контролем полиции). Затем румынское правительство передало Махно Польше, где он и был помещён в лагерь для интернированных.

25 сентября 1923 года Махно был арестован (с женой, И. Хмарой и Я. Дорошенко) и помещён в Варшавскую цитадель и 27 ноября 1923 года предстал перед судом по обвинению в подготовке восстания в Восточной Галиции для присоединения её к Советской Украине. Суд Махно оправдал и отправил на поселение в город Торунь. В декабре 1923 года Махно сделал публичное заявление о борьбе против большевиков и Советской власти, вызвавшее отрицательную реакцию польского правительства. 14 апреля 1924 года после попытки самоубийства был переведён под надзор полиции в город Данциг. В том же году с помощью российских анархистов-эмигрантов добился разрешения на выезд в Германию.

В апреле 1925 года переехал во Францию, где жил до 1934 года (в пригороде Парижа — Венсенне). В последние годы жизни Махно бедствовал, работал разнорабочим (маляром), публиковал отдельные очерки в анархическом журнале «Дело труда» (Париж), готовил мемуары. Здоровье Махно было подорвано множеством ранений, в том числе тяжёлых, полученных в боях.

Могила  Махно

6 июля 1934 года в возрасте 45 лет он умер в парижской больнице от костного туберкулёза28 июля урна с прахом Нестора Махно была замурована в стене колумбария кладбища Пер-Лашез, в ячейке под номером 6685. Многие считают, что номер могилы Махно в колумбарии — 6686, эта ошибка распространена из-за не совсем удачного ракурса съёмки (из-за ограниченного пространства). На самом деле нумерация идёт с верхних могил, и, таким образом, номер могилы Махно 6685, а 6686 — это номер нижней чужой могилы (согласно документам кладбища Пер-Лашез). См фото
 

Воспоминания  Нестора Махно как основной источник. Источники. 
Русская революция на Украине (от марта 1917 г. по апрель 1918 г.). Кн. 1, Париж. 1929;

Под ударами  контрреволюции, т. 2, Париж. 1936;

Украинская революция, т. 3, Париж, 1937. 

Воспоминания  Нестора Махно в трёх книгах (томах), подготовленные к изданию В. Волиным (которые редактировал 2-й и 3-й  тома). 1-я книга рассказывает о  периоде с марта 1917 до апреля 1918 г., 2-я книга — с апреля до конца июля 1918 г. Судя по размаху, Махно намеревался написать о своих деяниях немало, однако смерть прервала его работу. Во второй книге очень интересно описание встреч Махно со Я.Свердловым и В.Ульяновым (Н.Лениным). 3-я книга, «Украинская революция», заканчивается декабрём 1918 года и «дает полное представление о первой, подготовительной стадии движения махновщины». По словам Волина, написанные Махно три книги «дают, однако, достаточное понятие, во-первых, о личной роли и о психологии Махно и, во-вторых, о как раз наименее известном периоде махновщины: о ее первых шагах и первых успехах». Воспоминания вышли в 1936 г. 

  1. Оценка  его деятельности в работах самых  разных исследователей 
    - революционная литература его сподвижников 
    -советская литература 
    - отечественная современная литература

    - зарубежная  литература

До чего же не везет бедному Нестору Ивановичу  Махно! Мало того, что он при жизни  потерпел военное и политическое поражение, так еще и после  смерти его всё время норовят  опорочить!

Со времен сталинизма более или менее правдивые  биографии Махно оказались недоступны отечественным читателям. Их заменил  окарикатуренный образ «батьки» из фильма «Александр Пархоменко». В  послесталинский период стало вроде легче, но ненамного: едва ли не главным «специалистом» по Махно оказался С.Н. Семанов, чьи откровенно белогвардейско-черносотенные взгляды были широко известны. Казалось, ситуация стала выправляться во время «перестройки»: появились специально посвященные Махно книги В.В. Комина и В.Н. Волковинского[1], пошли переиздания книг 20-х годов (включая и зарубежные)[2], были опубликованы мемуары самого Махно и некоторых махновцев[3]. Казалось, можно было рассчитывать на то, что фигура Махно и такое явление, как махновщина, будут наконец беспристрастно исследованы и проанализированы.

Не тут-то было! В новой, капиталистической России Махно был быстро превращен в объект масскульта: массовому читателю (а с 2007 года и зрителю) он теперь преподносится не как революционер, а как авантюрист, серьезные работы по махновщине заменены полубульварными или откровенно бульварными компиляциями да одинаково далекими от научности и объективности писаниями А.В. Шубина (апологетическими) и С.Н. Семанова (обличительными).

Но книга  Веллера «Махно» выходит за рамки обычной бульварной литературы и вообще за рамки приличий.

Собственно, хорошо известно, кто такой Михаил Веллер. Литератор, некогда обративший на себя внимание книгой «Хочу быть дворником» (1983), где было напечатано несколько действительно интересных рассказов, таких как «Кнопка» и «Кошелек». Затем – вплоть до «перестройки» – книги Веллера не выходили, он перебрался из Ленинграда в Таллин, постепенно обрастая легендой «гонимости». Но вот грянула «перестройка» – и книги пошли одна за другой. И каждая была хуже предыдущей. Обнаружилось, что Веллер – не писатель, а рассказчик анекдотов. Анекдот, конечно, тоже литературная форма – вон у Довлатова это вполне получалось. Но не у Веллера, который элементами биографии тщательно повторял Довлатова и откровенно Довлатову завидовал (см. его «Ножик Сережи Довлатова»). Анекдоты Веллера становились все площе и площе, все пошлее и пошлее, все примитивнее и примитивнее. Пока Веллера не показывали по телевизору, еще можно было гадать о причинах такой эволюции. Но когда Веллер замелькал на телеэкранах (а вскоре и получил собственную передачу), стало ясно, что причина проста. Похоже, телевидение придумано не только для того, чтобы, как говорил Энди Уорхол, «каждый мог получить свои 15 минут славы», но и для того, чтобы, в точном соответствии со словами Петра I, «каждому была бы видна дурость его»…

По «законам рынка» на обложку первого издания  книги Веллера вынесены «манки» – «сенсационные» «новости» о Махно: «…он изобрел тачанку… ученик князя Кропоткина… орден Красного Знамени № 4… красный комдив… его принимал в Кремле Ленин». Редакционная аннотация добавляет: «Новая книга Михаила Веллера в остросюжетной форме, опираясь на сенсационные документы, рассказывает о великих и удивительных деяниях легендарного батьки Махно».

Насчет  «остросюжетной формы» скромно промолчу. Блатной анекдот, может быть, и  можно отнести к «остросюжетным формам», но лишь в той же степени, в какой ежа можно отнести  к «птицам гордым». Но вот о  «сенсационных документах» хочется  поговорить поподробнее. Это какие же такие сенсации обнаруживаются в книге Веллера? Что там есть, что давно не было бы известно не только историкам, но и следящим за темой рядовым читателям? Ничего. Какие «сенсационные» документы, доселе неведомые, найдены (интересно, где?) и напечатаны в книге? Никакие.

Если  аннотацию можно считать видом  рекламы, то перед нами – реклама, содержащая заведомо ложные сведения, вводящая читателя в заблуждение, то есть ложная реклама. Если мне не изменяет память, такие действия считаются нарушением закона и влекут за собой уголовное наказание (ст. 182 УК РФ). 

[1] Комин В.В. Нестор Махно: мифы и реальность. М., 1990; Волковинский В.Н. Махно и его крах. М., 1991.

[2] Герасименко Н.В. Батько Махно. Мемуары белогвардейца. М., 1990; Нестор Иванович Махно. Воспоминания, материалы и документы. Киев, 1991; Аршинов П.А. История махновского движения. Запорожье, 1995, и др.

[3] Махно Н.И. Воспоминания. Т. 1–3. Киев, 1991; его же. Воспоминания. М., 1992; Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Нестора Махно. Киев, 1993; 40 дней в Гуляйполе. Воспоминания матушки Галины – жены батьки Махно. Владимир – М., 1990, и др.

[4] Савченко В.А. Авантюристы Гражданской войны. Историческое расследование. Харьков – М., 2000; его же. Двенадцать войн за Украину. Харьков, 2006.

[5] Голованов В.Я. Тачанки с Юга. М. – Запорожье, 1997; Телицын В.Л. Нестор Махно. Смоленск – М., 1998; Ахинько В. Нестор Махно. М., 2000; Мосияш С. Одиссея батьки Махно. М., 2002, Болгарин И.Я., Смирнов В.В. Девять жизней Нестора Махно. СПб., 2006.

[6] Шубин А.В. Махно и махновское движение. М., 1998; Шубин А. Анархия – мать порядка. Между красными и белыми. Нестор Махно как зеркало Русской революции. М., 2005; Семанов С.Н. Махно. Подлинная история. М., 2001; его же. Махно. Судьба атамана. М., 2004; его же. Нестор Махно. Вожак анархистов. Новое прочтение по новым материалам. М., 2005. Изданный в 2006 г. РОССПЭНом 1000-страничный томина «Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918–1921. Документы и материалы» остался массовому читателю неизвестным – по причине малотиражности и дороговизны. 

Информация о работе Нестор Махно