Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:21, реферат
В ночь на 22 июня 1941 года советский человек засыпал тружеником, проснулся солдатом. Война в одно мгновение изменила весь уклад жизни советских людей. В их счастливые трудовые будни ворвались завывание сирен, рокот авиационных моторов, взрывы бомб, артиллерийская канонада, печальные сообщения о первых жертвах жестокой войны.
Непокоренная земля
В ночь на 22 июня 1941 года советский человек засыпал тружеником, проснулся солдатом. Война в одно мгновение изменила весь уклад жизни советских людей. В их счастливые трудовые будни ворвались завывание сирен, рокот авиационных моторов, взрывы бомб, артиллерийская канонада, печальные сообщения о первых жертвах жестокой войны.
Вероломное нападение фашистской Германии не вызвало паники и растерянности у советских людей, на что рассчитывал агрессор. По зову Коммунистической партии трудящиеся нашей Родины грудью встали на ее защиту. Чувства белорусского народа того времени хорошо выразила замечательная белорусская революционерка и патриотка В. 3- Хоружая. Она писала: «Тяжелая и сильная, как звериная лапа, скорбь хватает за душу, жгучая злость буйным пламенем обжигает сердце: наши улицы и наши города, наши шляхи и наши деревни, наши поля и сенокосы — вся наша светозарная Беларусь в руках лютого, злого врага. На превращенных в руины площадях стоят виселицы. По разрушенным нашим
улицам ходят ненавистные люди с автоматами, и каждый их шаг болью откликается в моем сердце. Это мою душу они топчут подкованными сапогами, утюжат гусеницами танков, рвут снарядами, бомбами, минами мою душу, мою Беларусь» 5.
В те исключительно
тяжелые дни Витебская
Высокий патриотизм,
чувство личной ответственности
за судьбу своей страны стали нормой
поведения каждого человека. Люди
работали, забыв об усталости, давали
двойные и тройные нормы
Несмотря на частые налеты вражеской авиации, заметную нехватку мужских рабочих рук, в глубокий советский тыл организованно эвакуировались оборудование промышленных предприятий вместе с основными группами специалистов и квалифицированных рабочих, запасы готовой продукции, сырья, подвижной железнодорожный состав, детские дома, семьи рабочих и служащих, занятых на предприятиях. На восток было отправлено имущество и оборудование станкостроительных завгдов имени Кирова и имени Коминтерна, мастерских политехникума, льнопрядильной фабрики «Двина», чулочно-трикотажной фабрики «КИМ», кожзавода имени Евстигнеева, швейных фабрик «Знамя индустриализации» и «Профинтерн», обувных фабрик «Прогресс» и «Красный Октябрь», очковой фабрики, БелГРЭС и других. Было вывезено свыше тысячи металлообрабатывающих станков, трансформаторное оборудование и все запасы цветных металлов. Всего из Витебска и области в глубокий советский тыл эвакуировано 37 крупных промышленных предприятий, отправлено две с половиной тысячи вагонов с оборудованием, сырьем и готовой продукцией. Важнейшие народнохозяйственные ценности не только не достались врагу, но с первых же недель после эвакуации использовались на новых местах для выпуска военной продукции. Значе
Так выглядела площадь Свободы, Витебска в день освобождения города от гитлеровских захватчиков.
нне этого подвига станет еще более ощутимым, если учесть, что времени на эвакуацию оставалось очень мало.
Уже с наступлением июля 1941 года территория Витебщины стала ареной ожесточенных боев. В вечернем сообщении Советского Информбюро 4 июля 1941 года появилось Лепельское, а 5 июля — Полоцкое направления. На Полоцко-Витебском направлении наступали 3-я немецкая танковая группа генерал-полковника Гота и 9-я армия генерала Штрауса из состава группы немецких армий «Центр». Это была наиболее сильная группировка врага, на которую возлагалась задача взятия Москвы. Гитлеровское командование понимало, что Полоцк и Витебск — это ворота на Ленинград, Смоленск и Москву, и всеми силами стремилось овладеть Этими важными в стратегическом отношении городами.
В соответствии с указанием Ставки Главного командования войскам Западного фронта был дан приказ стойко оборонять линию Полоцкого укрепленного района, рубеж по реке Западная Двина, Сенно, Орша и далее по реке Днепр, не допустить, чтобы противник прорвался в северном и восточном направлениях. Наша 22-я армия (командующий генераллейтенант Ф. А. Ершаков) получила задачу оборонять Полоцкий укрепленный район и рубеж по реке Западная Двина — от Краславы — Полоцка до Бешенкович включительно, 20-я армия (командующий генерал-лейтенант П. А. Курочкин) — Бешенковичи — Орша — Шклов. Однако обе эти армии к началу боев за Витебск еще не завершили своего развертывания. К тому же силы были неравными. В полосе 22-й армии сложилась крайне напряженная обстановка. И днем, и ночью здесь шли кровопролитные бои. За каждую пядь советской земли враги платили многочисленными жизнями.
Благодаря стойкости и мужеству советских воинов, оборонявших рубеж, проходивший по Западной Двине, наносивших мощные контрудары по врагу на Лепельском и Оршанском направлениях, захлебнулась не одна атака противника, а 3-го июля наступление 3-й танковой группы Гота было приостановлепо. Это позволило выиграть время, поднять боевой дух защитников Витебска.
На Оршанском направлении стойко сдерживала натиск 18-й фашистской танковой дивизии 1-я Московская мотострелковая дивизия. 3 июля совместно с отходившими частями 13-й армии и подразделениями Борисовского танкового училища эта дивизия, в упор расстреливая фашистские танки, остановила продвижение противника вдоль магистрали Минск — Москва в районе Крупки — Толочин и задержала его на двое суток. За умелое руководство боевыми действиями и проявленный героизм командир 1-й Московской мотострелковой дивизии полковник Я. Г. Крейзер был удостоен звания Героя Советского Союза.
Напряженные
бои развернулись па левом фланге
22-й армии. 4 июля врагу удалось
захватить плацдарм на реке Западная
Двина в районе Диены. На следующий
день решительной контратакой
С целью ликвидации угрозы прорыва на Витебско-Смоленском направлении командование Западного фронта решило нанести контрудар во фланг и разгромить его. Осуществление этой задачи возлагалось на 5-й и 7-й механизированные корпуса, которые должны были нанести контрударгиз района юго-западнее Витебска в направлении Сенно.
Наступление наших войск началось около 10 часов 6 июля. За первый день 5-й механизированный корпус (командир генерал-майор
И. П. Алексеенко) продвинулся на 30—40 км и вышел в район Сенно, Красное Село. Перегруппировавшись, наши танковые соединения 9 июля нанесли новый удар по врагу, разгромили два его моторизованных полка, уничтожили четыре артиллерийские батареи и значительное количество противотанковых орудий. Оставив на поле боя сотни трупов, гитлеровские части отошли на запад.
Четверо суток шли ожесточенные бои. Враг нес большие потери. Об Этом свидетельствует приказ тех дней по 18-й немецкой танковой дивизии, в котором, в частности, говорилось: «Потери снаряжением, оружием и машинами необычайно велики и значительно превышают захваченные трофеи. Это положение нетерпимо, иначе мы напобеждаемся до своей собственной гибели» 6.
Наиболее упорные и ожесточенные бои в период с 6 но 9 июля происходили южнее Сенно. Воины 18-го мотострелкового полка в течение двух суток вели решительное наступление, проявляя мужество, отвагу и массовый героизм. Командир 3-го батальона майор Зудин, идя в атаку впереди своих подчиненных, личным примером воодушевлял бойцов. Будучи раненым, он не ушел с поля боя до тех пор, пока не передал командование своему заместителю. Герой Советского Союза капитан И. И. Про-шин, ведя в атаку свой танковый батальон, был тяжело ранен и, несмотря на это, оставался в танке до конца боя. Батальон Прошина уничтожил в этом бою 8 вражеских танков 7.
На Лепельском направлении наши войска в ходе боев уничтожили моторизованную дивизию фашистских войск, до 40 орудий, большое количество транспортных средств противника.
Гитлеровское командование бросило на этот участок фронта крупные силы авиации. Под непрерывными ударами вражеских танков и самолетов советские воины, мужественно и стойко обороняя каждый клочок родной земли, вынуждены были отходить на новые рубежи. Над городом и областью нависла реальная угроза фашистской оккупации.
В этих условиях партийные органы области развернули конкретную работу по подготовке людей для партизанской борьбы и созданию партийно-комсомольского подполья в тылу вражеских войск. В начале июля 1941 года обком КП(б)Б утвердил состав партийных, советских и комсомольских работников для работы в тылу врага. В область приезжали секретари ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко, В. Г. Ванеев, И. И. Рыжиков, Г. Б. Эйдинов, которые принимали непосредственное участие в разработке и проведении мероприятий по организации всенародного отпора немецко-фашистским захватчикам.
Герой Советского Союза Н. Ф. Шмырев
По решению
обкома партии в случае оккупации
гитлеровцами территории области на
нелегальное положение
Герой Советского Союза Туснолобова-Марченко.
Следовательно, в области заранее были созданы организационные основы для широкого развития партизанского движения и подпольной борьбы с первых же дней фашистской оккупации того или иного района Витебщины. Оставленный на местах партийный, советский и комсомольский актив стал в дальнейшем тем цементирующим ядром, вокруг которого сплачивались советские патриоты, создавались и росли боеспособные подпольные организации и партизанские отряды, в которые широким потоком вливалось население всех возрастов.
В связи с приближением немецко-фашистских войск к областному центру обком КП(б)Б призвал всех рабочих, служащих, интеллигенцию •с оружием в руках встать на защиту Витебска. В районах создавались истребительные батальоны, в Витебске формировалась дивизия народного ополчения, две трети личного состава которой составляла молодежь. Вместе с воинами Советской Армии народные ополченцы грудью встали яа оборону родного города. Так, 9 июля батальон народного ополчения Железнодорожного района, 1-я рота Первомайского батальона и немногочисленные подразделения наших войск в течение нескольких часов сдерживали натиск превосходящих сил противника в черте города. В течение суток отражал попытки противника форсировать Западную Двину в районе парка Мазурино батальон ополченцев имени Осоавиахима.
Но, несмотря на мужество и стойкость, проявленные советскими воинами и отрядами витебских ополченцев, утром 10 июля 1941 года фашистским войскам удалось овладеть городом.
Исчезновение Витебского направления в официальных сводках обзора военных действий не означало прекращение борьбы на данном участке фронта. На всю 22-ю армию прославился в те дни артиллерийский Ливизион капитана Чапаева (сын Василия Ивановича Чапаева), который в течение многих часов сдерживал бешеный натиск мотомеханизированных частей противника севернее Витебска.
Неувядаемой славой покрыл свое боевое знамя 293-й артиллерийский полк резерва Главного командования. Оказавшись в окружении, он в течение длительного времени вел ожесточенные бои с танками и пехотой врага на юго-восточных подступах к Витебску. Уже хозяйничали гитлеровцы в городе, продвинулся далеко на восток фронт, а советские артиллеристы, окруженные огненным кольцом в районе Лучесы, продолжали сражаться. Подводя итог боев под Витебском, немецкий корреспондент Альфред Тшимке в статье «Атака танков через Западную Двину» писал 12 июля 1941 года:
«На Западной Двине противник сражался с безнадежным ожесточением, которое нам стало хорошо известно в течение первых двух недель
Восточного похода. Они воюют и стоят насмерть даже в тех случаях, когда их положение совершенно безнадежно… Витебск и Городок заняты, и тем самым завершен прорыв глубины обороны Западной Двины. В самом Витебске еще происходили ожесточенные уличные бои. Они мастера вести уличные бои, находясь внутри города. Остались лишь руины там, где несколько дней назад стоял город с населением до 250 тысяч».