Наука и образование в СССР послевоенного период

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:09, реферат

Описание работы

Для советского общества, его граждан, вынесших на своих плечах основную тяжесть войны, послевоенные годы стали временем новых тяжелых испытаний. В сложнейших условиях глобального противостояния с США, “ холодной войны “, отсутствия внешней помощи СССР пришлось решать задачи восстановления разрушенного войной хозяйства, возвращения к мирной жизни миллионов людей. К объективным трудностям прибавились трудности субъективного характера, связанные с ужесточением политического режима, активизацией репрессивного аппарата, борьбой сталинского руководства с проявлениями инакомыслия.

Смерть Сталина повлекла за собой существенные перемены в составе партийно-государственного руководства, во внутри- и внешнеполитическом курсе, в духовной жизни. В истории Советского государства период середины 50-х – середины 60-х годов был ознаменован большими и впечатляющими достижениями в науке, технике, культуре, демократизацией многих сфер общественной жизни, улучшением материального благосостояния народа, многими, часто не вполне удачными попытками реформ.

Работа содержит 1 файл

наука и образование в СССР послевоенного периода.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

    Введение

     В мировой истории и в истории  Советского государства послевоенное двадцатилетие – сложный, многогранный по своему значению период. Вторая мировая  война как самая разрушительная, явилась важным рубежом в истории XX века, породив глобальные геополитические изменения. Война привела к расколу Европы, изменениям в соотношении сил между ведущими мировыми державами, инициировала распад старой колониальной системы, дала мощный толчок исследованиям в области науки и техники, привела к росту авторитета коммунистических идей и партий. Трагедия военных лет привела к фундаментальным сдвигам в духовной сфере – в сознании, умонастроениях людей.

     Для советского общества, его граждан, вынесших на своих плечах основную тяжесть  войны, послевоенные годы стали временем новых тяжелых испытаний. В сложнейших условиях глобального противостояния с США, “ холодной войны “, отсутствия внешней помощи СССР пришлось решать задачи восстановления разрушенного войной хозяйства, возвращения к мирной жизни миллионов людей. К объективным трудностям прибавились трудности субъективного характера, связанные с ужесточением политического режима, активизацией репрессивного аппарата, борьбой сталинского руководства с проявлениями инакомыслия.

     Смерть  Сталина повлекла за собой существенные перемены в составе партийно-государственного руководства, во внутри- и внешнеполитическом курсе, в духовной жизни. В истории Советского государства период середины 50-х – середины 60-х годов был ознаменован большими и впечатляющими достижениями в науке, технике, культуре, демократизацией многих сфер общественной жизни, улучшением материального благосостояния народа, многими, часто не вполне удачными попытками реформ. 
 

    1. Наука в  СССР послевоенного периода

          В СССР создан значительный  и быстро растущий научно-технический потенциал (НТП). Он включает совокупность материальных и духовных ресурсов, определяющих научно-технический уровень общественного производства в исторически определённых социально-экономических условиях. НТП представляет собой динамичное сочетание реализуемых и ещё не используемых объективных возможностей и условий для дальнейшего роста общественного производства. Важнейшие составляющие НТП — собственно научный потенциал, инженерно-конструкторский потенциал (принято также объединение этих двух составляющих в единый исследовательский потенциал), потенциал образования, технический потенциал производства. Развитие НТП сопровождается усилением взаимосвязи и взаимопроникновения этих элементов. Основные параметры НТП: сеть научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных организаций, занятых разработкой фундаментальных и прикладных направлений науки и её технологическим применением; кадры учёных и специалистов во всех звеньях цепи — от разработки научных идей до массового внедрения достижений науки и техники; система подготовки и переподготовки научных и инженерно-технических кадров; финансовое и материально-техническое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); развитие научной, экспериментальной и производственной базы, её оснащённость научными приборами, инструментами, оборудованием, материалами для проведения исследований и разработок, внедрения их результатов в производство; организация и управление научными исследованиями и техническими разработками и система внедрения достижений науки и техники в практику; система информационного обеспечения, распространения передового опыта, пропаганды достижений науки и техники; участие в международной кооперации и специализации в научных исследованиях и технических разработках, способность эффективного использования преимуществ международного разделения труда.        

 Развитие  НТП, темпы и характер его  количественного и качественного  роста определяются социально-экономической  природой государства, общими  и специфическими особенностями страны, уровнем развития её экономики и культуры. В условиях социализма постоянное наращивание и использование НТП осуществляется планомерно в масштабах всего общества на основе единой научно-технической политики как составной части общегосударственной социально-экономической политики. Рост НТП СССР — одно из главных условий социально-экономического прогресса, обеспечения всестороннего развития всех членов общества и наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.        

 Планирование  развития НТП, как и всего  комплекса научных и технических  исследований, является в СССР  составной частью всей системы  управления. Сознательно ставя науку  на службу коммунистическому  строительству, КПСС разрабатывает  целенаправленную программу научно-технического прогресса, обеспечивая соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, гармоническое, пропорциональное развитие составляющих НТП компонентов, а также науки, техники и других сфер общества. При этом одно из главных преимуществ социалистического общества заключается в возможности концентрации усилий на решении важнейших проблем.        

 НТП  СССР формируется и развивается  как органичная часть социально-экономических  преобразований, осуществляемых под руководством Коммунистической партии. Рост и совершенствование материально-технической базы коммунизма, культурная революция, приведшая к широкому развитию образования, подготовке для всех отраслей народного хозяйства квалифицированных кадров специалистов, возрастающие финансовые и материальные средства, направляемые государством на развитие науки и техники, моральное и материальное стимулирование научно-технического прогресса позволили обеспечить в короткий исторический срок развитие огромного НТП. Современный НТП СССР позволяет вести исследования по всему фронту проблем науки и техники.         

 В  СССР насчитывается более 1,2 млн. (1975) научных работников. Общая численность  занятых в сфере науки и  научного обслуживания достигла 4 млн., а в области просвещения и культуры — 9,1 млн. чел. Количество дипломированных инженеров, занятых в народном хозяйстве, составило 3,7 млн. чел. 121,5 млн. чел. имели высшее и среднее (полное и неполное) образование (58,7 млн. чел. в 1959). В народном хозяйстве было занято 22,8 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием (в т. ч. 9,5 млн. с высшим и 13,3 млн. со средним образованием) или в 120 раз больше, чем в дореволюционной России.        

 На  начало 1976 доля лиц с высшим  образованием составила 9%, а с высшим и средним (полным и неполным) — 77% всего занятого населения (в 1939 соответственно — 1% и 12%).        

 После  Октябрьской революции 1917 число  научных работников росло быстрыми  темпами. В 1913 имелось 11,6 тыс.  научных работников, к 1975 численность научных работников выросла более чем в 100 раз. С 1960 по 1975 численность всех научных работников увеличилась в 3,5 раза, численность работников с учёной степенью кандидата или доктора наук — в 3,3 раза. Темпы роста численности научных работников более чем в 2 раза превышали темпы роста численности рабочих и служащих. Число научных работников в СССР в 1975 составляло 1/4 часть научных работников мира.        

 При  сохранении высоких темпов роста  НТП важнейшее значение Коммунистическая партия придаёт мероприятиям, связанным с качественной стороной, повышением эффективности использования НТП, улучшением и совершенствованием системы организации и управления научно-исследовательскими учреждениями и внедрением новой техники в производство.        

 Общее  руководство научно-техническими  исследованиями в стране осуществляет  Совет Министров СССР. Специальным  органом, ответственным за научно-технический  прогресс, является Государственный  комитет Совета Министров СССР  по науке и технике (ГКНТ). Высшее научное учреждение СССР — Академия наук СССР.        

 Развитие  НТП было направлено на развёртывание  научной базы не только в  традиционных культурных центрах, но и в новых промышленных и сельскохозяйственных районах, во всех союзных республиках. В стране сложилась разветвленная и взаимосвязанная система научных учреждений, отвечающая потребностям развития советского общества. Её отличительные черты — охват широкой фундаментальной проблематики при одновременной устремлённости к практике, решению текущих и перспективных задач коммунистического строительства.        

    

Важную  роль в развитии НТП играют высшие учебные заведения и созданные  при них научные организации. На начало 1975/76 уч. г. в СССР насчитывалось 856 вузов (в 8 раз больше, чем в дореволюционной России). За годы Советской власти подготовлено свыше 12 млн. специалистов с высшим образованием. В СССР исторически сложились 3 группы вузов: университеты, политехнические институты и специализированные (отраслевые) институты. Руководство системой образования и исследовательской работой в высшей школе осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР.        

 Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием расширяется система подготовки научных кадров высшей квалификации. Численность аспирантов за 1960—75 увеличилась в 2,6 раза.         

 Финансирование  НТП складывается из расходов  из государственного бюджета и собственных средств предприятий и организаций, направляемых на капитальные вложения, текущие расходы, организацию и управление, подготовку кадров. Развитие НТП СССР сопровождается неуклонным ростом расходов на науку из государственного бюджета и других источников. Они составили (в млрд. руб.) 0,3 — в 1940, 6,9 — в 1965, 11,2 — 21 970, 17,4 — в 1975.        

 Важной  составной частью НТП являются  научно-исследовательские учреждения, проектные институты, конструкторские  бюро промышленности, в которых  сосредоточена значительная часть прикладных научно-исследовательских работ, а также опытные и конструкторские работы. В отраслевых НИИ министерств и ведомств в начале 70-х гг. было около 45% всех научных работников. В этих организациях наряду с учёными занято большое число инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, квалифицированных рабочих. К техническому потенциалу производства относится также большое число лабораторий (заводских, фабричных, цеховых и др.), конструкторских организаций на балансе предприятий, отделы, бюро, опытно-экспериментальные отделы, отделы механизации и автоматизации и др.        

 Для  развития НТП характерна тенденция  усиления связей между его  различными составляющими. По  мере роста научно-технического  уровня промышленного производства всё более возрастает интеллектуализация труда непосредственно в сфере производства, что способствует постепенному стиранию существенных различий между умственным и физическим трудом. Одно из проявлений этого процесса — увеличение числа изобретателей и рационализаторов, опирающихся на достижения науки и техники. В 1975 по сравнению с 1940 количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. до 5113 тыс., из них внедрённых с 202 тыс. до 3977 тыс.; экономия в расчёте на год выросла с 90 до 4805 млн. руб. Связь науки с производством приобретает самые разнообразные формы на всех стадиях процесса — от зарождения научных идей, научных экспериментов, инженерно-технических разработок до организации внедрения новой техники и технологии в производство. Важнейшая задача в современных условиях — всемерное ускорение этого процесса.        

 В  1971—75 освоено производство и  начат серийный выпуск 16,5 тыс.  новых видов машин, оборудования  и приборов (8,4 тыс. в 1966—70). Доля  отраслей, в наибольшей степени определяющих технический прогресс и эффективность народного хозяйства (машиностроения, электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности) в общем объёме промышленного производства повысилась с 31% в 1970 до 36% в 1975. При этом выпуск продукции машиностроения увеличился в 1,8 раза, в том числе вычислит. техники — в 4 раза, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним — в 1,9 раза. Если за 1966—70 было создано 414 автоматизированных систем управления, то в 1971—75 — 2364, из них 321 и 1457, соответственно, — для управления предприятиями и технологическими процессами. В 1965—75 число комплексно механизированных и автоматизированных предприятий в промышленности возросло с 1,9 тыс. до 5,4 тыс., а участков, цехов и производств — с 22,4 тыс. до 66,2 тыс.; количество механизированных поточных линий увеличилось с 42,9 тыс. до 114,1 тыс., автоматических линий — с 6 тыс. до 17,1 тыс. Темпы роста НТП обгоняют темпы роста в любой из сфер общественного производства, что является свидетельством успешного развертывания научно-технической революции в СССР.        

 Составная  часть НТП — информационная  служба в области науки и  техники, которая строится в  СССР как единая общегосударственная  система. В 1975 в научно-технической информационной сети имелось 10 всесоюзных НИИ, 86 центральных отраслевых органов и 93 территориальных центра информации. Непосредственно в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, на фабриках и заводах имелось более 11 тыс. бюро и отделов научно-технической информации. Всего в системе научно-технической информации занято около 166 тыс. чел.        

 Важнейшая  черта советской науки, продолжающей  традиции российской науки, —  тесная связь с мировой наукой, освоение её достижений и одновременно внесение вкладов в её развитие. Рациональное использование международной кооперации в области науки и техники, растущее международное сотрудничество — существенное условие роста НТП. Эти процессы диктуются усиливающейся интернационализацией науки и тем, что многие проблемы приобрели глобальный характер (например, мирное использование ядерной энергии, освоение космоса и богатств океана, защита окружающей среды, обеспечение человечества продуктами питания и энергией, борьба с некоторыми болезнями). Важнейшее значение международных научных связей состоит и в том, что они оказывают всё возрастающее влияние на политические отношения между государствами, содействуя обеспечению международной безопасности, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между народами.        

 Сотрудничество  в области науки и техники  становится важной предпосылкой  развития стран социализма, основой  их экономической интеграции, фактором, цементирующим сплочённость социалистического  содружества, укрепляющим его  международные позиции. На основе сотрудничества социалистических стран осуществляется эффективное объединение НТП стран — членов СЭВ, углубление международного разделения труда и кооперирования в сфере фундаментальных и прикладных исследований, в использовании их ресурсов.        

 Позитивные  сдвиги в международной обстановке  в конце 60—70-х гг. позволили  значительно расширить объём  научно-технических связей СССР  со многими капиталистическими  странами и внесли качественные  изменения в их формы и методы. Научно-технические связи с развитыми капиталистическими странами почти полностью переведены на долгосрочную основу в рамках межправительственных соглашений, намечающих основные задачи и формы экономических и научно-технических связей. Заключение этих соглашений — свидетельство признания реалистически мыслящими представителями деловых, научных и политических кругов Запада выдающихся достижений СССР в области науки и техники и важности развития научно-технического сотрудничества. Сотрудничество СССР с развивающимися странами в максимальной степени направлено на то, чтобы обеспечить укрепление их экономической самостоятельности, создание собственного НТП.        

Информация о работе Наука и образование в СССР послевоенного период