В
мировой истории и в истории
Советского государства послевоенное
двадцатилетие – сложный, многогранный
по своему значению период. Вторая мировая
война как самая разрушительная,
явилась важным рубежом в истории
XX века, породив глобальные геополитические
изменения. Война привела к расколу Европы,
изменениям в соотношении сил между ведущими
мировыми державами, инициировала распад
старой колониальной системы, дала мощный
толчок исследованиям в области науки
и техники, привела к росту авторитета
коммунистических идей и партий. Трагедия
военных лет привела к фундаментальным
сдвигам в духовной сфере – в сознании,
умонастроениях людей.
Для
советского общества, его граждан, вынесших
на своих плечах основную тяжесть
войны, послевоенные годы стали временем
новых тяжелых испытаний. В сложнейших
условиях глобального противостояния
с США, “ холодной войны “, отсутствия
внешней помощи СССР пришлось решать задачи
восстановления разрушенного войной хозяйства,
возвращения к мирной жизни миллионов
людей. К объективным трудностям прибавились
трудности субъективного характера, связанные
с ужесточением политического режима,
активизацией репрессивного аппарата,
борьбой сталинского руководства с проявлениями
инакомыслия.
Смерть
Сталина повлекла за собой существенные
перемены в составе партийно-государственного
руководства, во внутри- и внешнеполитическом
курсе, в духовной жизни. В истории Советского
государства период середины 50-х – середины
60-х годов был ознаменован большими и впечатляющими
достижениями в науке, технике, культуре,
демократизацией многих сфер общественной
жизни, улучшением материального благосостояния
народа, многими, часто не вполне удачными
попытками реформ.
- Наука в
СССР послевоенного периода
В СССР создан значительный
и быстро растущий научно-технический
потенциал (НТП). Он включает совокупность
материальных и духовных ресурсов, определяющих
научно-технический уровень общественного
производства в исторически определённых
социально-экономических условиях. НТП
представляет собой динамичное сочетание
реализуемых и ещё не используемых объективных
возможностей и условий для дальнейшего
роста общественного производства. Важнейшие
составляющие НТП — собственно научный
потенциал, инженерно-конструкторский
потенциал (принято также объединение
этих двух составляющих в единый исследовательский
потенциал), потенциал образования, технический
потенциал производства. Развитие НТП
сопровождается усилением взаимосвязи
и взаимопроникновения этих элементов.
Основные параметры НТП: сеть научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и проектных организаций,
занятых разработкой фундаментальных
и прикладных направлений науки и её технологическим
применением; кадры учёных и специалистов
во всех звеньях цепи — от разработки
научных идей до массового внедрения достижений
науки и техники; система подготовки и
переподготовки научных и инженерно-технических
кадров; финансовое и материально-техническое
обеспечение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
развитие научной, экспериментальной
и производственной базы, её оснащённость
научными приборами, инструментами, оборудованием,
материалами для проведения исследований
и разработок, внедрения их результатов
в производство; организация и управление
научными исследованиями и техническими
разработками и система внедрения достижений
науки и техники в практику; система информационного
обеспечения, распространения передового
опыта, пропаганды достижений науки и
техники; участие в международной кооперации
и специализации в научных исследованиях
и технических разработках, способность
эффективного использования преимуществ
международного разделения труда.
Развитие
НТП, темпы и характер его
количественного и качественного
роста определяются социально-экономической
природой государства, общими
и специфическими особенностями страны,
уровнем развития её экономики и культуры.
В условиях социализма постоянное наращивание
и использование НТП осуществляется планомерно
в масштабах всего общества на основе
единой научно-технической политики как
составной части общегосударственной
социально-экономической политики. Рост
НТП СССР — одно из главных условий социально-экономического
прогресса, обеспечения всестороннего
развития всех членов общества и наиболее
полного удовлетворения их материальных
и культурных потребностей.
Планирование
развития НТП, как и всего
комплекса научных и технических
исследований, является в СССР
составной частью всей системы
управления. Сознательно ставя науку
на службу коммунистическому
строительству, КПСС разрабатывает
целенаправленную программу научно-технического
прогресса, обеспечивая соединение
достижений научно-технической революции
с преимуществами социалистической системы
хозяйства, гармоническое, пропорциональное
развитие составляющих НТП компонентов,
а также науки, техники и других сфер общества.
При этом одно из главных преимуществ
социалистического общества заключается
в возможности концентрации усилий на
решении важнейших проблем.
НТП
СССР формируется и развивается
как органичная часть социально-экономических
преобразований, осуществляемых под руководством
Коммунистической партии. Рост и совершенствование
материально-технической базы коммунизма,
культурная революция, приведшая к широкому
развитию образования, подготовке для
всех отраслей народного хозяйства квалифицированных
кадров специалистов, возрастающие финансовые
и материальные средства, направляемые
государством на развитие науки и техники,
моральное и материальное стимулирование
научно-технического прогресса позволили
обеспечить в короткий исторический срок
развитие огромного НТП. Современный НТП
СССР позволяет вести исследования по
всему фронту проблем науки и техники.
В
СССР насчитывается более 1,2 млн.
(1975) научных работников. Общая численность
занятых в сфере науки и
научного обслуживания достигла
4 млн., а в области просвещения и культуры
— 9,1 млн. чел. Количество дипломированных
инженеров, занятых в народном хозяйстве,
составило 3,7 млн. чел. 121,5 млн. чел. имели
высшее и среднее (полное и неполное) образование
(58,7 млн. чел. в 1959). В народном хозяйстве
было занято 22,8 млн. специалистов с высшим
и средним специальным образованием (в
т. ч. 9,5 млн. с высшим и 13,3 млн. со средним
образованием) или в 120 раз больше, чем
в дореволюционной России.
На
начало 1976 доля лиц с высшим
образованием составила 9%, а с высшим и
средним (полным и неполным) — 77% всего
занятого населения (в 1939 соответственно
— 1% и 12%).
После
Октябрьской революции 1917 число
научных работников росло быстрыми
темпами. В 1913 имелось 11,6 тыс.
научных работников, к 1975 численность
научных работников выросла более чем
в 100 раз. С 1960 по 1975 численность всех научных
работников увеличилась в 3,5 раза, численность
работников с учёной степенью кандидата
или доктора наук — в 3,3 раза. Темпы роста
численности научных работников более
чем в 2 раза превышали темпы роста численности
рабочих и служащих. Число научных работников
в СССР в 1975 составляло 1/4 часть
научных работников мира.
При
сохранении высоких темпов роста
НТП важнейшее значение Коммунистическая
партия придаёт мероприятиям, связанным
с качественной стороной, повышением эффективности
использования НТП, улучшением и совершенствованием
системы организации и управления научно-исследовательскими
учреждениями и внедрением новой техники
в производство.
Общее
руководство научно-техническими
исследованиями в стране осуществляет
Совет Министров СССР. Специальным
органом, ответственным за научно-технический
прогресс, является Государственный
комитет Совета Министров СССР
по науке и технике (ГКНТ). Высшее
научное учреждение СССР — Академия наук
СССР.
Развитие
НТП было направлено на развёртывание
научной базы не только в
традиционных культурных центрах, но и
в новых промышленных и сельскохозяйственных
районах, во всех союзных республиках.
В стране сложилась разветвленная и взаимосвязанная
система научных учреждений, отвечающая
потребностям развития советского общества.
Её отличительные черты — охват широкой
фундаментальной проблематики при одновременной
устремлённости к практике, решению текущих
и перспективных задач коммунистического
строительства.
Важную
роль в развитии НТП играют высшие
учебные заведения и созданные
при них научные организации. На начало
1975/76 уч. г. в СССР насчитывалось 856 вузов
(в 8 раз больше, чем в дореволюционной
России). За годы Советской власти подготовлено
свыше 12 млн. специалистов с высшим образованием.
В СССР исторически сложились 3 группы
вузов: университеты, политехнические
институты и специализированные (отраслевые)
институты. Руководство системой образования
и исследовательской работой в высшей
школе осуществляет министерство высшего
и среднего специального образования
СССР.
Наряду
с подготовкой специалистов с высшим образованием
расширяется система подготовки научных
кадров высшей квалификации. Численность
аспирантов за 1960—75 увеличилась в 2,6 раза.
Финансирование
НТП складывается из расходов
из государственного бюджета и собственных
средств предприятий и организаций, направляемых
на капитальные вложения, текущие расходы,
организацию и управление, подготовку
кадров. Развитие НТП СССР сопровождается
неуклонным ростом расходов на науку из
государственного бюджета и других источников.
Они составили (в млрд. руб.) 0,3 — в 1940, 6,9
— в 1965, 11,2 — 21 970, 17,4 — в 1975.
Важной
составной частью НТП являются
научно-исследовательские учреждения,
проектные институты, конструкторские
бюро промышленности, в которых
сосредоточена значительная часть прикладных
научно-исследовательских работ, а также
опытные и конструкторские работы. В отраслевых
НИИ министерств и ведомств в начале 70-х
гг. было около 45% всех научных работников.
В этих организациях наряду с учёными
занято большое число инженеров-конструкторов,
инженеров-технологов, квалифицированных
рабочих. К техническому потенциалу производства
относится также большое число лабораторий
(заводских, фабричных, цеховых и др.), конструкторских
организаций на балансе предприятий, отделы,
бюро, опытно-экспериментальные отделы,
отделы механизации и автоматизации и
др.
Для
развития НТП характерна тенденция
усиления связей между его
различными составляющими. По
мере роста научно-технического
уровня промышленного производства
всё более возрастает интеллектуализация
труда непосредственно в сфере производства,
что способствует постепенному стиранию
существенных различий между умственным
и физическим трудом. Одно из проявлений
этого процесса — увеличение числа изобретателей
и рационализаторов, опирающихся на достижения
науки и техники. В 1975 по сравнению с 1940
количество ежегодно поступающих изобретений
и рационализаторских предложений возросло
с 591 тыс. до 5113 тыс., из них внедрённых с
202 тыс. до 3977 тыс.; экономия в расчёте на
год выросла с 90 до 4805 млн. руб. Связь науки
с производством приобретает самые разнообразные
формы на всех стадиях процесса — от зарождения
научных идей, научных экспериментов,
инженерно-технических разработок до
организации внедрения новой техники
и технологии в производство. Важнейшая
задача в современных условиях — всемерное
ускорение этого процесса.
В
1971—75 освоено производство и
начат серийный выпуск 16,5 тыс.
новых видов машин, оборудования
и приборов (8,4 тыс. в 1966—70). Доля
отраслей, в наибольшей степени определяющих
технический прогресс и эффективность
народного хозяйства (машиностроения,
электроэнергетики, химической и нефтехимической
промышленности) в общем объёме промышленного
производства повысилась с 31% в 1970 до 36%
в 1975. При этом выпуск продукции машиностроения
увеличился в 1,8 раза, в том числе вычислит.
техники — в 4 раза, приборов, средств автоматизации
и запасных частей к ним — в 1,9 раза. Если
за 1966—70 было создано 414 автоматизированных
систем управления, то в 1971—75 — 2364, из
них 321 и 1457, соответственно, — для управления
предприятиями и технологическими процессами.
В 1965—75 число комплексно механизированных
и автоматизированных предприятий в промышленности
возросло с 1,9 тыс. до 5,4 тыс., а участков,
цехов и производств — с 22,4 тыс. до 66,2 тыс.;
количество механизированных поточных
линий увеличилось с 42,9 тыс. до 114,1 тыс.,
автоматических линий — с 6 тыс. до 17,1 тыс.
Темпы роста НТП обгоняют темпы роста
в любой из сфер общественного производства,
что является свидетельством успешного
развертывания научно-технической революции
в СССР.
Составная
часть НТП — информационная
служба в области науки и
техники, которая строится в
СССР как единая общегосударственная
система. В 1975 в научно-технической
информационной сети имелось 10 всесоюзных
НИИ, 86 центральных отраслевых органов
и 93 территориальных центра информации.
Непосредственно в научно-исследовательских
и проектно-конструкторских организациях,
на фабриках и заводах имелось более 11
тыс. бюро и отделов научно-технической
информации. Всего в системе научно-технической
информации занято около 166 тыс. чел.
Важнейшая
черта советской науки, продолжающей
традиции российской науки, —
тесная связь с мировой наукой,
освоение её достижений и одновременно
внесение вкладов в её развитие. Рациональное
использование международной кооперации
в области науки и техники, растущее международное
сотрудничество — существенное условие
роста НТП. Эти процессы диктуются усиливающейся
интернационализацией науки и тем, что
многие проблемы приобрели глобальный
характер (например, мирное использование
ядерной энергии, освоение космоса и богатств
океана, защита окружающей среды, обеспечение
человечества продуктами питания и энергией,
борьба с некоторыми болезнями). Важнейшее
значение международных научных связей
состоит и в том, что они оказывают всё
возрастающее влияние на политические
отношения между государствами, содействуя
обеспечению международной безопасности,
созданию атмосферы доверия и взаимопонимания
между народами.
Сотрудничество
в области науки и техники
становится важной предпосылкой
развития стран социализма, основой
их экономической интеграции, фактором,
цементирующим сплочённость социалистического
содружества, укрепляющим его
международные позиции. На основе сотрудничества
социалистических стран осуществляется
эффективное объединение НТП стран —
членов СЭВ, углубление международного
разделения труда и кооперирования в сфере
фундаментальных и прикладных исследований,
в использовании их ресурсов.
Позитивные
сдвиги в международной обстановке
в конце 60—70-х гг. позволили
значительно расширить объём
научно-технических связей СССР
со многими капиталистическими
странами и внесли качественные
изменения в их формы и методы.
Научно-технические связи с развитыми
капиталистическими странами почти полностью
переведены на долгосрочную основу в рамках
межправительственных соглашений, намечающих
основные задачи и формы экономических
и научно-технических связей. Заключение
этих соглашений — свидетельство признания
реалистически мыслящими представителями
деловых, научных и политических кругов
Запада выдающихся достижений СССР в области
науки и техники и важности развития научно-технического
сотрудничества. Сотрудничество СССР
с развивающимися странами в максимальной
степени направлено на то, чтобы обеспечить
укрепление их экономической самостоятельности,
создание собственного НТП.