Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа
Задачи работы состоят в том, чтобы:
1. Изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку.
2. Рассмотреть каковы были их взгляды на природу частной собственности и рабства, значение земледелия, ремесла и торговли.
3. Рассмотреть какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функции, разделения труда и богатства.
Введение ………………………………………………………..Стр. 3
1. Экономические учения Древнего Востока.…...……………Стр. 4
1.1 Древний Египет …………………………………..……...Стр. 4
1.2 Вавилония ………………………………………………...Стр. 5
1.3 Древний Китай …………………………………………... Стр. 5
1.4 Древняя Индия …………………………………………....Стр.7
2. Экономические взгляды мыслителей античности…..……....Стр. 9
2.1 Древняя Греция ……………………………………………Стр. 9
2.2 Древний Рим…..…………………………………………...Стр. 12
Заключение……………………………………………………….Стр. 16
Список использованной литературы …….……………………..Стр. 17
- разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
- природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;
- производительно может выполняться «наиболее простая работа»;
- степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;
- всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);
- деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон (428-347 до н. э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал, прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы».
В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.
Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т. е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.
Аристотель (384-322 до н. э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.
Эта концепция носит как бы классификационный характер. Аристотель предлагает различать два умения: вести домашнее хозяйство и наживать состояние. Все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние, т. е. все большее «обладание деньгами».
В рамках своей концепции Аристотель, тенденциозно анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и обмен посредством денег, относятся им к сфере экономики, а движение торгового капитала, то есть когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, – к сфере хрематистики. Аналогично трактует философ и формы денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, то есть в качестве ростовщического капитала, – к сфере хрематистики.
Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это, прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т. е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него вызывает ненависть».
2.2 Древний Рим
Римская экономика в основных чертах схожа с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и классическое рабство. Однако, рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. При этом противоречия рабовладельческого способа производства здесь достигли наибольшей остроты. В Древне Риме большее развитее получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Древней Греции), но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Древнем Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. На протяжении столетий здесь шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю. Основным содержанием экономической мысли Древнего Рима стали вопросы частного рабовладельческого хозяйства.
Марк Порций Катон Старший (234 – 149 гг. до н. э.) – известный римский политик, оратор и писатель. Он был первым кто обратился к проблемам хозяйства. Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «О земледелии» Катоном Старшим. Трактат отражает период подъема римского рабовладельческого производства и является своего рода руководством для начинающего хозяина.
Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное, а доход от земледелия - «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти». Главное внимание Катон уделял получению прибыли. Важнейшими условиями этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйствен-ного производства.
Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход - от неприбыльных лучше отказаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон отмечает, что ради получения дохода можно было бы даже отдавать деньги в рост, если бы это было почетно.
Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относит рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Рабы жестоко наказывались за малейшие проступки. Питание, одежда, жилище должны были соответствовать их положению говорящих орудий, в то же время, условия их жизни не должны быть плохими, ведь все это сказывается на производительности труда, прибыльности хозяйства.
Как экономист-практик Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств, огромную роль отводя при этом хозяину поместья. По его мнению «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье. Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов.
Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) – выдающийся оратор, политический деятель, философ. Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера.
Цицерон, вслед за греческими мыслителями считал, что естественным свойством природы является справедливость. В природе есть все необходимое для счастья человека, и сам он может украсить землю своим трудом. Особое уважение у Цицерона вызывал земледельческий труд, приносящий изобилие.
Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится государство, лучшим видом которого является республика. В ней соединены элементы трех основных государственных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие закона должны подпадать все.
Главное, в чем заключается справедливость, - это «никому не наносить вреда, если только тебя не вызвали противозаконием». Кроме того, справедливость состоит в том, «чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной как своей». Частной собственности, по мнению Цицерона, в природе не бывает, но она возникает в процессе естественного развития общества в результате войн, законов, соглашений и пр. Таким образом, частная собственность справедлива, а человек, посягающий на чужую собственность, нарушает «права человеческого общества».
Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу.
Луций Юний Модерат Колумелла (1 в н. э.) – писатель и агроном. Кризис рабовладения он отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве». Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал усугубляться. Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда.
Коллумелла первый в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства реорганизацию рабского труда. Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считал «присутствие самого хозяина». Если же по каким-то причинам присутствие хозяина, постоянный контроль с его стороны не возможны, более выгодно предоставить обработку земли свободным арендаторам, ведь они работают и на себя, а значит, заботятся о земле, обладают большей производительностью труда, чем рабы без хозяйского надзора.
Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.
1. Бартенев С. А. «История экономических учений» – М: Юристъ, 2002г. – 456 с.
2. Майбруд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – 544 с.
Информация о работе Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности