Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа
Задачи работы состоят в том, чтобы:
1. Изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку.
2. Рассмотреть каковы были их взгляды на природу частной собственности и рабства, значение земледелия, ремесла и торговли.
3. Рассмотреть какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функции, разделения труда и богатства.
Введение ………………………………………………………..Стр. 3
1. Экономические учения Древнего Востока.…...……………Стр. 4
1.1 Древний Египет …………………………………..……...Стр. 4
1.2 Вавилония ………………………………………………...Стр. 5
1.3 Древний Китай …………………………………………... Стр. 5
1.4 Древняя Индия …………………………………………....Стр.7
2. Экономические взгляды мыслителей античности…..……....Стр. 9
2.1 Древняя Греция ……………………………………………Стр. 9
2.2 Древний Рим…..…………………………………………...Стр. 12
Заключение……………………………………………………….Стр. 16
Список использованной литературы …….……………………..Стр. 17
17
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра истории экономики, политики и культуры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История экономических учений»
Тема № 2.
Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности.
Факультет: Менеджмент и маркетинг
Москва – 2012
17
Введение ………………………………………………………..Стр. 3
1. Экономические учения Древнего Востока.…...……………Стр. 4
1.1 Древний Египет …………………………………..……...Стр. 4
1.2 Вавилония ………………………………………………...Стр. 5
1.3 Древний Китай …………………………………………... Стр. 5
1.4 Древняя Индия …………………………………………....Стр.7
2. Экономические взгляды мыслителей античности…..……....Стр. 9
2.1 Древняя Греция ……………………………………………Стр. 9
2.2 Древний Рим…..…………………………………………...Стр. 12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …….……………………..Стр. 17
17
Введение
Данная работа посвящена анализу развития экономической мысли Древнего Востока и античности. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в изменении натурально-хозяйственных воззрений идеологов.
Задачи работы состоят в том, чтобы:
1. Изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку.
2. Рассмотреть каковы были их взгляды на природу частной собственности и рабства, значение земледелия, ремесла и торговли.
3. Рассмотреть какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функции, разделения труда и богатства.
Эпоха Древнего мира является для экономической науки, как, впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. Вероятно, зарождение экономической мысли относится еще к первобытному этапу истории человечества, но лишь в эпоху древности с появлением письменности и института государства, с усложнением организации хозяйства, с появлением его новых форм становится возможной и необходимой фиксация экономических идей.
1. Экономические учения Древнего Востока
Древний Восток — колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.
Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлись аграрии — члены территориальных общин.
Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.
1.1 Древний Египет
На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н. э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
1.2 Вавилония
Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего паря Хаммурапи (1792- 1750 до н. э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
- посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
- за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более не лишаются своих земельных наделов;
- срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
- предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.
1.3 Древний Китай
На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы (551-479 гг. до н.э.) и его сборником «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного тракта «Гуань-цзы».
Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновей почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.
Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывания эти налоги на производимые с их использованием товаров) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в тракте названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».
1.4 Древняя Индия
В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении IV–III вв. до н. э. является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н. э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т. д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан - ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10 % соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.
Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются экономические вопросы, — Законы Ману. Ману — это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сборника предписаний и правил, составленного, по всей видимости, в первые века новой эры. Законы Ману представляют собой самый известный из множества правовых сборников — дхармашастр (книг о долге). Такие сборники в соответствии с религиозными догмами индуизма регулировали поведение людей в частной и общественной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В них также нашла отражение социальная структура индийского общества — его деление на варны и касты.
В законах Ману называются допустимые способы приобретения имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу. Определяются также способы существования: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов за деньги». Отмечается, что экономика не является сферой деятельности двух высших варн (сословий) общества — брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, — удел вайшьев и шудр. При этом шудры (как низшая из четырех варн) должны заниматься ремеслом, которое рассматривается как обслуживающий труд; в сельском хозяйстве они могут быть лишь наемными работниками и арендаторами.
2. Экономические взгляды мыслителей античности
Рабство зародилось на Востоке в IV тысячелетии до н. э. Наибольшего развития рабовладение достигло в античный период в Древней Греции и в Древнем Риме с I тысячелетия до н. э. по IV в н. э. Его расцвет падает на V в. до н. э. Античное рабство, получившее название классического, представляло собой наиболее зрелую форму рабовладения, когда рабы составляли основную производительную силу общества. В рабовладельческом обществе формировалась соответствующая ему идеология, развивалась экономическая мысль. Господствующее положение занимала идеология рабовладельцев.
2.1 Древняя Греция
Лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V–IV вв. до н. э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430–354 до н. э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
Информация о работе Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности