Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы состоят в том, чтобы:
1. Изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку.
2. Рассмотреть каковы были их взгляды на природу частной собственности и рабства, значение земледелия, ремесла и торговли.
3. Рассмотреть какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функции, разделения труда и богатства.

Содержание

Введение ………………………………………………………..Стр. 3
1. Экономические учения Древнего Востока.…...……………Стр. 4
1.1 Древний Египет …………………………………..……...Стр. 4
1.2 Вавилония ………………………………………………...Стр. 5
1.3 Древний Китай …………………………………………... Стр. 5
1.4 Древняя Индия …………………………………………....Стр.7
2. Экономические взгляды мыслителей античности…..……....Стр. 9
2.1 Древняя Греция ……………………………………………Стр. 9
2.2 Древний Рим…..…………………………………………...Стр. 12
Заключение……………………………………………………….Стр. 16
Список использованной литературы …….……………………..Стр. 17

Работа содержит 1 файл

История экономических учений.doc

— 124.00 Кб (Скачать)


17

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории экономики, политики и культуры

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История экономических учений»

 

Тема № 2.

 

Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности.

 

 

 

                                                         Исполнитель: Вдовенко Ю. С.

                                                        Факультет: Менеджмент и маркетинг

                                                        Специальность: менеджмент организаций

                                                        Группа: № 1С-МО201

                                                        № зачетной книжки: 09ммд10126

                                                        Руководитель:  Остроумов В.В.

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012



17

 

                                              Содержание

 

Введение ………………………………………………………..Стр. 3

1. Экономические учения Древнего Востока.…...……………Стр. 4

1.1 Древний Египет …………………………………..……...Стр. 4

1.2 Вавилония ………………………………………………...Стр. 5

1.3 Древний Китай …………………………………………... Стр. 5

1.4 Древняя Индия …………………………………………....Стр.7

            2. Экономические взгляды мыслителей античности…..……....Стр. 9

                2.1 Древняя Греция ……………………………………………Стр. 9

                2.2 Древний Рим…..…………………………………………...Стр. 12

Заключение……………………………………………………….Стр. 16

Список использованной литературы …….……………………..Стр. 17

 

 

 

 

 

 

 



17

 

Введение

Данная работа посвящена анализу развития экономической мысли Древнего Востока и античности. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в изменении натурально-хозяйственных воззрений идеологов.

Задачи работы состоят в том, чтобы:

1. Изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку.

2. Рассмотреть каковы были их взгляды на природу частной собственности и рабства, значение земледелия, ремесла и торговли.

3. Рассмотреть какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функции, разделения труда и богатства.

Эпоха Древнего мира является для экономической науки, как, впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. Вероятно, зарождение экономической мысли относится еще к первобытному этапу истории человечества, но лишь в эпоху древности с появлением письменности и института государства, с усложнением организации хозяйства, с появлением его новых форм становится возможной и необходимой фиксация экономических идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономические учения Древнего Востока

Древний Восток — колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государ­ства, появились первые памятники экономической мысли в исто­рии человечества.

Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ро­лью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобла­дала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материаль­ных благ являлись аграрии — члены территориальных общин.

Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.

1.1 Древний Египет

На примере этой страны человечество распола­гает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных обра­зований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н. э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея – недопу­щение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

1.2 Вавилония

Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего паря Хаммурапи (1792- 1750 до н. э.), часто имену­емое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ос­лабления государственных структур и армии от сократившихся по­ступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие право­вые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую эконо­мическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

-                     посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

-                     за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более не лишаются своих земельных наделов;

-                     срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг от­меняется по отбытии срока наказания;

-                     предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.

1.3 Древний Китай

На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы  (551-479 гг. до н.э.) и его сборником «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного тракта «Гуань-цзы».

Сторонник регламентированных  патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновей почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали  регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывания эти налоги на производимые с их использованием товаров) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства  в тракте названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег  и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

1.4 Древняя Индия

В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Наиболее ярким свидетельством древнеиндий­ской экономической мысли на протяжении IV–III вв. до н. э. явля­ется трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н. э.), воз­вещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределе­ния торговой прибыли между купцами и государством. Именно госу­дарство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных соору­жений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирую­щими торговцами и т. д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан - ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование зем­лей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйствен­ный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10 % соответственно от цены товара местного и иностранного про­исхождения.

Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются эко­номические вопросы, — Законы Ману. Ману — это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сбор­ника предписаний и правил, составленного, по всей видимости, в первые века новой эры. Законы Ману представляют собой самый известный из множества правовых сборников — дхармашастр (книг о долге). Такие сборники в соответствии с религиозными догмами индуизма регулировали поведение людей в частной и обществен­ной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В них также нашла отражение социальная структура индийского общества — его деление на варны и касты.

В законах Ману называются допустимые способы приобрете­ния имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу. Определяются также способы существова­ния: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, доволь­ство малым, милостыня, получение процентов за деньги». Отме­чается, что экономика не является сферой деятельности двух выс­ших варн (сословий) общества — брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, — удел вайшьев и шудр. При этом шудры (как низшая из четырех варн) должны заниматься ремеслом, которое рассматривается как обслуживающий труд; в сельском хозяйстве они могут быть лишь наемными работниками и арендаторами.

 

 

 

2. Экономические взгляды мыслителей античности

Рабство зародилось на Востоке в IV тысячелетии до н. э. Наибольшего развития рабовладение достигло в античный период в Древней Греции и в Древнем Риме с I тысячелетия до н. э. по IV в н. э. Его расцвет падает на V в. до н. э. Античное рабство, получившее название классического, представляло собой наиболее зрелую форму рабовладения, когда рабы составляли основную производительную силу общества. В рабовладельческом обществе формировалась соответствующая ему идеология, развивалась экономическая мысль. Господствующее положение занимала идеология рабовладельцев.

 

2.1 Древняя Греция

Лучшими достижениями экономической мыс­ли античного рабства в период конца V–IV вв. до н. э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на при­мере названных авторов.

Ксенофонт (430–354 до н. э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в ко­тором приводятся следующие положения:

Информация о работе Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности