Наследственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Он был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. По мере того, как индивидуальная частная собственность освобождалась от пережитков собственности семейной, в наследственном праве выражался все последовательнее принцип свободы завещательных распоряжений. Весь этот ход развития был связан и с постепенным освобождением завещания от первоначального формализма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. История развития римского наследственного права……………………4
2. Понятие наследования …………………………………………………....6
3. Содержание завещания. …………………………………………………..7
4. Открытие, принятие наследства. Последствия…………………………..9
5. Необходимое наследование. Иски о наследстве. Выморочное наследство……………………………………………………………………11
6. Легаты и фидеикомиссы………………………………………………......14
Заключение……………………………………………………...……………17
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

РИМСКОЕ ПРАВО КОНТРОЛЬНАЯ 2 КУРС.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Следствием приобретения наследства было также погашение взаимных обязательств, существовавших между наследником и наследодателем, и прекращение сервитутов, которые имел наследодатель на имущество наследника или наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Необходимое наследование. Иски о наследстве. Выморочное наследство.

     В древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться своим имуществом. Иногда имущество даже передавалось посторонним и случайным людям. Жизнь показала, что формальное требование, обращенное к завещателю, или назначить этих ближайших родственников наследниками или прямо лишить их наследства, не ограждает законных интересов этих лиц. Вследствие этого в практике суда, в компетенцию которого входили споры о наследстве (так называемого центумвирального суда) было установлено, что наиболее близких родственников недостаточно просто упомянуть в завещании, но необходимо и завещать им известный минимум (обязательная доля).

     На неё имели право:

1. непосредственно подвластные;

2. эмансипированные дети

3. нисходящие и восходящие родственники - братья, сестры (если в завещании наследодателем назначено лицо опороченное). Размер обязательной доли составляло 1/4 доли, которую бы это лицо получило бы при наследовании по закону. Обязательная доля может быть не оставлена по уважительной причине: например, причинение опасности жизни завещателя и др.

     Формально необходимое наследственное право являлось правом  домочадцев быть по отдельности и поименно упомянутыми в завещании.

     Причиной для их упоминания  в завещании являлось то, что они еще при жизни наследодателя считались хозяевами семейного имущества, и в согласии с принципом семейной солидарности, если они не становились наследниками, то должны были быть упомянуты в завещании и лишены наследства. Если это совершалось правильно, они оставались без доли в наследстве.

     Если наследодатель не лишал наследства поименно сыновей, дочерей и других домочадцев, завещание было абсолютно или относительно ничтожным (недействительным).

     Материально необходимым наследственным правом являлось право ближайших наследников получить определенную долю в наследстве, если не существовало причин для лишения их наследства.

     Завещания, в которых ближайшие родственники не были поименно перечислены, центуриатный суд, отвечающий за тяжбы по завещанию, расценивал как акты, наносящие вред устоям римской семьи и как акты, выражающие волю умственно неполноценных лиц, не принимающих во внимание своих близких. Поэтому правомочными считались только те завещания, по которым ближайшие наследники получали хотя бы четверть того, что они наследовали бы по закону, если бы не было завещания. Иск для осуществления права на необходимую долю предъявляли  дети наследодателя, другие его потомки и, в порядке исключения, братья и сестры. Если  судья убеждался, что не существует оправданных причин для исключения их из наследства, пострадавшие наследники получали свою долю.

     Юстиниан увеличил необходимую долю законных наследников до 1/3 всего наследства и до половины того, что им полагалось по закону.

     Надобность в судебной защите у наследника могла также возникнуть вследствие того, что кто-то не признавал тех прав, которые входили в состав наследства, если кто-то своим поведением нарушал или не признавал права данного лица как наследника, например, оспаривал действительность завещания, из которого данное лицо выводит свое право наследования.

     В первом случае в распоряжении наследника имелись те же самые иски, какие были в распоряжении наследодателя.

     Во втором случае наследнику предоставлялся цивильный иск об истребовании наследства, аналогичный виндикационному иску.  Владелец наследства должен был по такому иску выдать истцу а) свое обогащение за счет наследства (на момент предъявления иска) за удержанием понесенных им издержек на наследственное имущество;  или б) всё полученное из наследства со всеми плодами и приращениями, нёс ответственность за виновную (а с момента предъявления иска и за случайную) гибель или порчу полученных ценностей и мог удержать лишь сумму понесенных им издержек[4].

    Наследственная трансмиссия представляет собой переход права на принятие наследования, то есть, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если всё наследственное имущество было завещано — к его наследникам по завещанию. Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника[5].

     Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону, наследство становилось выморочным. В древнейшем праве такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено каждым желающим. Начиная со времени принципата, выморочное имущество передавалось государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Легаты и фидеикомиссы

     Легатом называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества.

     Легаты были возможны лишь при завещательном наследовании, формой установления легатов было их упоминание в завещании.  При Августе легат мог устанавливаться и кодициллами, представлявшими собой письменное пожелание по распределению наследства, поскольку оно не соответствовало формам, предписанным для правомочного завещания. Кодициллы должны были составляться в письменной форме и, хотя не содержали назначения универсальных наследников, могли иметь силу, если наследодатель подтвердил их в завещании. Юстиниан уменьшил формальности, так что правомочными кодициллами стали считаться те, которые были составлены в устной или письменной форме в присутствии не менее пяти свидетелей.

     Предметом легата могли быть все вещи, являвшиеся предметом наследования, и даже вещи, не присутствовавшие среди оставленных наследодателем.

     Установление легатов всегда ограничивалось, уже начиная с Законов XII таблиц, где предусматривалось, что легат устанавливается лишь при отсутствии наследников sui, а затем (200 год до н. э.) отдельные легаты не должны были превышать 1000 ассов, потом законом Фальцидия (приблизительно за полвека до н. э.) было установлено более радикальное ограничение: наследник не обязан выдавать в качестве легатов больше трех четвертей наследства; четверть наследства (оставшегося после погашения долгов наслелодателя) должна поступить наследнику (так называемая фальцидиева четверть[6].

     Существовало четыре вида легатов.

а) Legatum per vindicationem являлся таким видом легата, при котором легатарий получал предмет легата в собственность чаще всего в момент принятия наследства наследниками. Это право легатария защищалось вещным иском.

б) Legatum per damnationem был наилучшим видом легата. Им могли быть отказаны все вещи, даже чужие. Этот легат не давал легатарию права собственности или какого-либо другого вещного права. При этом легате наследодатель поручал наследнику предоставить легатарию какую-либо вещь. Как только наследник заявлял о принятии наследства, легатарий при помощи мог требовать исполнения легата. По этому иску наследник присуждался к реализации воли наследодателя в связи с легатом, где бы ни находилась являвшаяся его предметом вещь.

в) Legatum sinendi modo являлся таким видом легата, предметом которого могли быть вещи наследодателя, вещи наследника, но не вещи третьих лиц. Наследник, обремененный таким видом легата, был обязан не препятствовать легатарию самому взять и унести отказанную ему вещь.

г) Содержание legatum per praeceptionem является спорным. Одни считали, что по этому легату можно отказывать только имущество наследодателя и при этом кем-либо из завещательных наследников. Другие толковали этот легат как подвид legatum per vindicationem.

д) Юстиниан отменил все виды легатов за исключением легата, который был идентифицирован с фиденкомиссом.

Правовое положение и защита легатариев.

     Легатарии не отвечали за долги по наследству кроме тех, что обременяли предмет легата. Легатарии имели право обеспечить исполнение легата, если существовала опасность, что наследник воспротивится этому. При Юстиниане легатарии могли обезопасить себя путем законной ипотеки на все наследство.

     Фидеикомисс являлся неформальной просьбой, с которой наследодатель обращался к наследнику и просил его что-либо дать или исполнить третьему лицу за счет получаемого наследства. Неформальная просьба могла быть обращена и к легатарию или другому лицу, которое за вознаграждение что-либо даст или исполнит третьему лицу. Лицо, получающее вознаграждение, именовалось фидеикомиссарием, а лицо, к которому была обращена просьба, называлось фидуциарием.

     Во время республики фидеикомисс не имел правовой защиты. Позднее, при Августе, была допущена его защита.

     Фидеикомисс мог устанавливаться по завещанию, по подтвержденным завещанием кодициллам, по неподтвержденным кодициллам и устно.

     Предметом фидеикомисса были отдельные вещи наследодателя, вещи третьих лиц и, в виде исключения, все наследство.

     Целью фидеикомисса являлось предоставление правомочий лицам, которые не могли назначаться наследниками или легатариями, или потому что наследодатель не хотел обременять их пассивным наследством.

     Юстиниан полностью объединил фидеикомисс с легатом.

     Универсальный фидеикомисс

     Универсальный фидеикомисс возникал, когда предметом фидеикомисса являлось все наследство. Посредством универсального фидеикомисса завещатель просил наследников предоставить совокупный актив наследства фидеикомиссарию, в то время как долги по наследству оставались за наследниками. Поэтому наследники пользовались правом не принимать наследство. Появился обычай, по которому фидеикомиссарии, путем стипуляции, гарантировали наследникам, что возьмут на себя долги по наследству, если наследники примут наследство. Позднее, универсальные фидеикомиссарии наследовали актив и пассив наследства, объединяясь с универсальными наследниками наследодателя. Между тем и в этом случае существовало условие, что наследство будет принято назначенным наследником. Было установлено, что любой наследник имеет право удерживать для себя четверть стоимости наследственной доли и только в этом случае принимать наследство и отвечать за долги по наследству.

     Семейный фидеикомисс

     Семейный фидеикомисс - специальный вид фидеикомисса, устанавливаемый, если наследодатель просил наследника, чтобы в случае собственной смерти наследник передал все наследство лицу, обладающему в семье наследника тем же положением, которым обладал сам наследник в семье наследодателя. Это являлось фидеикомиссорной субституцией и способом перехода имущества семьи от поколения к поколению.

    Было ещё дарение в случае смерти, которое являлось договором, заключенным между человеком, находящимся при смерти, и одаряемым, по которому даритель предоставлял одаряемому какую-либо вещь, но сохранял за собой право взять эту вещь обратно, если избегнет смерти или переживет одаряемого.

     Право Юстиниана объединило это право с фидеикомиссом и легатом. Формой его заключения сделалось обещание, данное при пяти свидетелях о том, что дар будет предоставлен, если одаряемый переживет дарителя. Обещание предоставления дара могло быть отменено.

 

 

 

 

 

Заключение.

      Таким образом, наследование в римском праве - переход имущества умершего лица к одному или нескольким лицам. Наследование - есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляются в том, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он не знал. Также известно сингулярное преемство, т.е. предоставление лицу отдельных прав - так называемые легаты или отказы. Наследование возможно было или по завещанию или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании не принимал наследства).

     Особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания 2 оснований (завещания и закона) при наследовании после одного и того же лица. В процессе наследования необходимо различать открытие наследства и вступление в наследство. Наследство открывается в момент смерти наследодателя. Но в момент открытия наследства имущество еще не переходит к наследникам. Переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.

     Я рассказал о наследовании по завещанию в римском праве, рассмотрел содержание и нюансы открытия, принятия завещания, обязательные доли, иски о наследстве, легаты и фиденкомиссы.

     Считаю цель и задачи работы выполненными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. О.С.Иоффе, В.А.Мусин. Основы римского гражданского права. Л., , 1974.

2. Романовская В.Б., Курзенин Э.Б. Основы римского частного права. - Нижний Новгород, - 2000.

3. http://otherreferats.allbest.ru/law/00047826_0.html

4. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право базовый учебник. Перевод с македонского Томсинова В.А. и Филиппова Ю.В. / Под ред. Томсинова В.А. - М., 1999.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наследственная_трансмиссия.

6. http://yuridlit.narod.ru/11/01/ch22.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Завещанием в римском праве признавалось не всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, а лишь такое, которое содержало назначение наследника. По классическому праву требовалось, чтобы такое назначение было в самом начале завещания. Назначение наследника составляло существенную часть завещания: если в распоряжении, сделанном на случай смерти, имелись даже исчерпывающие указания, кому и в каких долях должно перейти имущество после смерти данного лица, но никто не был назван в этом распоряжении в качестве наследника (никому не дано nomen heredis, имя наследника), завещание не было действительным. Назначением наследника, однако, завещание могло не исчерпываться; в нем могли также содержаться отказы (легаты), назначаться опекуны к малолетним наследникам и т.п.

2. Завещание является односторонней сделкой, т.е. оно выражает волю только завещателя. То обстоятельство, что завещание получит действительное значение лишь при условии, если назначенный в нем наследник согласится принять наследство, не делает завещания договором, ибо выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания (как, например, согласие одаряемого при дарении), а только после смерти завещателя, как совершенно самостоятельный, отдельный от завещания акт.

Односторонний характер завещания проявляется, между прочим, в праве завещателя в любое время также односторонне изменить или вовсе отменить завещание.

Информация о работе Наследственного права