Народное хозяйство СССР в 1964-1985 гг. На пути к системному кризису

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Одним из весьма заметных мероприятий нового руководства страны СССР во главе с Л.И. Брежневым стало проведение экономической реформы. Ее главным идеологом и инициатором был председатель правительства А.Н. Косыгин.
Первым шагом в преобразованиях явились ликвидация совнархозов и восстановление отраслевого принципа управления народным хозяйством.

Работа содержит 1 файл

народное хозяйство 1945 1985.docx

— 31.65 Кб (Скачать)

Развитие художественной культуры в 60-80-е годы проходило в  обстановке неосталинизма. Противоречивость "застоя" весьма своеобразно проявилась в духовной жизни общества. Официальная  культура все более склонялась к  ритуалу, очищенному от какой-либо содержательности. В то же время через элементарное отрицание этого официоза значительно  расширилась возможность для  формирования "антистиля" в любых  художественных вариантах. Здесь имеется  в виду несоответствие методу и задачам  социалистического реализма как  они понимались идеологическим руководством страны. К "антистилю" приводила, в первую очередь, самобытность и  неординарность творцов культуры, таких, как И. Глазунов, А. Тарковский, Э  Неизвестный. Но нужно сказать, что  разрыв действительности и официоза приводили к ситуации, когда художник, объективно отражающий жизнь вольно или невольно приходил к антистилю. Примером тому писатели-деревенщики  В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, своим  реализмом талантливо показывающие трагедию угасания основы национальной культуры - русской деревни. Вершинами  неофициального направления в художественной жизни стало творчество В. Шукшина  и В. Высоцкого. Если первый с идеями российской вольницы и обостренным  антиурбанизмом в литературе и кинематографе  был более понятен интеллигенции, то уникальность стихов и песен Высоцкого - в их доступности и популярности во всех слоях и кругах общества.

Говоря об официальной  культуре, следует сказать, что помимо отказа от реальности она характеризовалась  значительной "милитаризацией". Чем  дальше в прошлое уходили события  войны, тем больше войны было в  художественном творчестве. Сюжеты сталинских беззаконий и репрессий, появившиеся  в 50-60-е годы, были изгнаны и заменены тотальной "героизацией". Тема простого человека на войне постепенно преобразовалась  в "лирическую фигуру для масштаба". В ранг героической активно включалась и производственная тематика.

Осуществляя тотальный контроль, государство прежде всего обращало внимание на те отрасли художественного  творчества, которые имеют самую  широкую аудиторию - литературу, кинематограф, телевидение. То что, по мнению чиновников не способствовало или вредило делу коммунистического воспитания, не должно было доходить до народа. Подобный подход определил рождение оригинального  явления в отечественной культуре - самиздатовской литературы. Запрещенные  книги распространялись в машинописном виде. Самиздат был тесно связан с общественным движением диссидентов  и приобрел политическое значение. Государственная монополия на все  средства культуры и невозможность  реализации творческих замыслов, пропаганды своей деятельности привели к  тому, что в 60-80-е годы многие деятели  отечественной культуры были вынуждены  уехать за границу. Некоторые были высланы  из страны властями насильственно. За рубежом продолжали работать поэт И. Бродский, писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Максимов, В. Некрасов, режиссеры  Ю. Любимов, А. Тарковский и многие другие. Таким образом, вопреки тоталитаризму  отечественная литература и искусство  развивалось, постоянно стремясь вырваться  из-под мелочной опеки государства. Созданные в этом случае произведения демонстрировали сохранение и развитие лучших гуманистических и реалистических традиций российской художественной культуры. Только физическое уничтожение творцов  культуры могло создать иллюзию  полного подчинения художественного  творчества идеологическим канонам. Периоды  ослабления и "затягивания гаек" в общественной жизни в советское  время в равной степени стимулировали  творческую активность, как порождаемыми надеждами, так и нарастающим  нравственным протестом.


Информация о работе Народное хозяйство СССР в 1964-1985 гг. На пути к системному кризису