Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:42, реферат
Одним из весьма заметных мероприятий нового руководства страны СССР во главе с Л.И. Брежневым стало проведение экономической реформы. Ее главным идеологом и инициатором был председатель правительства А.Н. Косыгин.
Первым шагом в преобразованиях явились ликвидация совнархозов и восстановление отраслевого принципа управления народным хозяйством.
Одним из весьма заметных мероприятий
нового руководства страны СССР во
главе с Л.И. Брежневым стало
проведение экономической реформы.
Ее главным идеологом и
Первым шагом в
Курс новой реформы
был направлен на расширение хозяйственной
самостоятельности предприятий
и усиление системы их материального
стимулирования, для этого существенно
сокращалось число обязательных
плановых показателей. Теперь ведущим
показателем эффективности
Одновременно с хозяйственной реформой в промышленном секторе новое руководство предприняло ряд мер по выводу из кризисного положения сельского хозяйства, где произошло заметное снижение валовых показателей. На пятилетие до 1970 г. был установлен сниженный план обязательных закупок зерна и продукции животноводства при одновременном увеличении закупочных цен. А за сверхплановую продажу зерна хозяйства получали надбавку в размере 50% к основной закупочной цене.
Увеличение закупочных цен в ходе реформ 1953-1954 и 1965 гг. масштабные капиталовложения 1970-х начала 1980-х гг. в итоге не способствовали развитию этой отрасли. Она не обеспечила растущих потребностей народного хозяйства, а требовала от государства все новых и новых инвестиций, превращаясь в "черную дыру" советской экономики. Именно сельское хозяйство наиболее ярко отражало несостоятельность "социалистических методов хозяйствования".
К началу 1970-х гг. произошли
существенные изменения в приоритетах
развития третьей НТР, основным направлением
которой явились информационные
технологии. В народное хозяйство
внедрились лишь 1/5 часть изобретений.
Отставание в развитии НТП происходило
на фоне окончательного возврата руководства
к прежней хозяйственной
Чуть лучше складывалась
ситуация в ВПК. Несмотря на установление
военно-стратегического
Немалые средства для обеспечения
роста уровня жизни советского народа
и поддержания затухающих темпов
развития народного хозяйства приносил
массированный экспорт нефти
и газа. Только за 1970-1980-е гг. ежегодный
экспорт нефти вырос почти
вдвое с 66,8 млн. до 119млн. т., а газа
- в 16 раз (с 3,3 млрд. до 54,2 млрд. м3). Позитивное
влияние на развитие рынка потребительских
товаров оказала расширявшаяся
кооперация социалистических стран
в рамках СЭВ. В результате расширения
внешнеэкономических связей внешнеэкономический
оборот СССР за 1970-1985 гг. вырос более
чем в шесть раз - с 22,1 млрд. до
142 млрд. руб. Это способствовало длительному
поддержанию затухающих темпов роста
народного хозяйства страны в
период стагнации и в последующую
эпоху реформ. Одним из грозных
проявлений системного кризиса стала
подавленная инфляция, в основе которой
лежал растущий год от года разрыв
в темпах увеличения денежных доходов
населения и затухающих темпов роста
совокупного предложения на рынке
потребительских товаров и
Отечественная культура в
условиях тоталитарного общества
В 1946-1950 годы были восстановлены в
основном разрушенные войной учебные
заведения. В короткий срок была восстановлена
система всеобщего начального обучения.
С 1952 года обязательным становится образование
в объеме 7 классов, а уже в середине
50-х годов в столичных и
Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку.
В 60-е годы коренному преобразованию
подверглась и система
Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире.
Несмотря на все это
качество подготовки специалистов не
соответствовало мировому уровню и
требованиям научно-
В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные "дискуссии" по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.
Основной упор в научной сфере партийное руководство в послевоенные годы делало на укрепление военной мощи государства. К числу приоритетных в первую очередь была отнесена физика атомного ядра и элементарных частиц. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем.29 августа 1949 г. под руководством И. Курчатова было произведено испытание атомного оружия.
Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Работы, связанные с атомом, концентрируются в объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Велись разработки мирного использования атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была открыта в 1954 г. в Обнинске.
Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Н. Басов и А. Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Л. Ландау. Академиком А. Логуновым разработан новый подход к проблеме множественного рождения частиц при высоких энергиях. Под его руководством был основан Институт физики высоких энергий, построен протонный синхротрон. Группой ученых под руководством Г. Флерова были синтезированы новые элементы таблицы Менделеева. В эти годы открываются новые отрасли науки - химия твердого состояния, физика твердого тела. Возобновляются исследования в области генетики и кибернетики. Развитие космонавтики связано в эти годы с переходом от единичных полетов к созданию орбитальных станций и проведению длительных околоземных экспедиций. Нужно отметить, что эта сфера отечественной науки не выдержала неофициального соревнования с США, которые первыми совершили высадку человека на поверхность Луны и перешли к использованию космических кораблей многоразового исследования. Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военно политическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов. Такое отношение привело к тому, что в 70-е годы в стране, первой вышедшей в космос, 40% рабочих и 75 крестьян работали вручную. Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и осферебыта.
Таким образом и образование,
и наука, как и вся культура,
в советское время находилась
под контролем государственной
машины. Были достигнуты несомненные
количественные успехи - значительно
расширилась сеть учебных и научно-
По окончании войны тоталитаризм предпринимает ряд мер, направленных на искоренение ожиданий либеральных перемен в жизни общества, проявившихся в результате победоносного завершения борьбы с фашизмом. Эти меры коснулись не только политической сферы, но и культуры, в том числе и художественного творчества. В августе 1946 г. по инициативе Сталина принято постановление ЦК ВКП (б)"О журналах "Звезда" и "Ленинград", а затем целая серия других "идеологических" постановлений: "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и другие.
Они дали сигнал к публичной травле многих деятелей культуры: писателей А. Ахматовой, М. Зощенко, Э Казакевича, Ю. Германа, композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. Козинцева, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других. Вся эта компания своей целью имела "приструнить" интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе партийности и соцреализма.
Смена руководства и попытки
либерализации общественной жизни
в 50-е годы привнесли в художественное
творчество заметное оживление. в это
время рождались новые
В 50-е - первой половине 60-х
годов систематической
Пожалуй, главным содержанием
художественного творчества в этот
период было противоборство политико-культурных
сил сталинистов и
Информация о работе Народное хозяйство СССР в 1964-1985 гг. На пути к системному кризису