Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:49, контрольная работа
НАРОДНИЧЕСТВО – идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов – потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.
Возрождение революционного направления в народничестве, начавшееся в конце 1890-х (так называемое «неонародничество») оказалось связанным с деятельностью партии социалистов-революционеров (эсеров). Она сформировалась через объединение народнических групп в виде левого крыла демократии. Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу, народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие – в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М.Р.Гоц, О.С.Минор и др. – бывшие народники.
Заключение.
В данном реферате, я попытался показать начало и пути формирования в России с середины XIXв. и по начало XXв. народничества как массовую форму идеологии. Представители различных течений народничества легко достигали согласия по основополагающим социальным вопросам. Их представления совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Многое сближало их революционные программы. В области теоретического обоснования общие черты прослеживаются по ряду принципиальных вопросов: отношение к конечным целям движения, федерализму, общинному социализму, народу, политической борьбе.
Основополагающее положение народничества – «не только для народа, но и посредством народа» – было общим для Лаврова и Бакунина. Русская субъективная школа во главе с Лавровым и Кропоткиным ставили цели, как развитие общинной обработки земли и общинное пользование ее продуктами, хотел сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя. Эти цели органически продолжали теорию «русского социализма» Герцена и под, которым подписался бы и Бакунин.
Наличие общих
точек зрения не исключало однако,
серьезных теоретических и
Главная же идейная
линия их размежевания определялась
различной типологией революционности.
Лавров был ближе к Герцену. Разум, понимание,
чувство исторической ответственности
обуславливали его тактику подготовки
народа к революции.
ЛИТЕРАТУРА
Сергеев.Н.А.,Ибрагимов
Ф.Ф. История россии с древности
до наших дней. Казань: КГЭУ.2008
Попов М.Р. Записки землевольца. М., 1933
Фигнер В.Н. Запечатленный труд, т. 1. М.,
1964
Морозов Н.А. Повести моей жизни, т. 2. М.,
1965
Пантин Б.М., Плимак Н.Г., Хорос В.Г. Революционная
традиция в России. М., 1986
Зверев В.В. Реформаторское народничество
и проблема модернизации России. М., 1997
Будницкий О.В. Терроризм в российском
освободительном движении. М., 2000
Блохин В.В. Историческая концепция Николая
Михайловского. М., 2001
История России.
1861—1917. Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2001