Народничество в России 1860-1880гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле под народничеством подразумевается общественное движение, основанное на идеях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узком смысле это революционные подпольные группы и организации 60—80-х годов XIX в. Непосредственными идеологами и вдохновителями революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

Работа содержит 1 файл

Котрольная работа по Истории ПГУАС.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

Наиболее известные  деятели «Черного передела» - В.Плеханов, В.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

Группа «Освобождение  труда» действовала за границей и  не была связана с возникавшим  в России рабочим движением. Однако, деятельность группы «Освобождение  труда» за рубежом, марксистских кружков  в России подготавливали почву для  возникновения российской социал-демократической  партии.

Теория «русского  социализма» и народничество  имели общеевропейскую известность. Ряд народников состоял в Женевской  секции I Интернационала (преимущественно  «лавристы») и поддерживал борьбу Маркса против Бакунина и бакунистов. В этой западноевропейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. Капиталистическое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистской теории.

Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую  революцию, движущей силой которой  будут городская буржуазия и  пролетариат. Крестьянство они рассматривали  как реакционную силу общества. В  этом проявилась узость и односторонность  их взглядов.

Число сторонников  марксистской теории в стране все  больше возрастало, что привело к  организации первых социал-демократических  кружков: в столице Д.Н.Благоевым была создана «Партия русской социал-демократии» (1884-1885), П.В.Точисским – «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» (1885-1888).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Идеологи  либерального народничества  (Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков, В.П. Воронцов.)

 

Вся разнообразная проблематика, субъект социологии, формировалась  вокруг

единого стержня – субъективного  метода. Основу субъективного метода

составляет позитивистское деление человеческой истории на три периода:

1)   объективно-антропоцентрический  (первобытный);

2)   эксцентрический  (период разорваности жизни, разделение труда,

подавленности окружающей действительностью);

3)   субъективно-антропоцентрический  (когда начинает торжествовать  основной

принцип субъективного  метода: человек – центр земной жизни, все для

человека);

Сущность третьего периода  Михайловский выразил следующим  образом: « Я – не

цель природы, природа  не имеет других целей, но у меня есть цели и я их

достигну». Этим пониманием субъективного метода обусловлена  его структура:

1)    пламенное отношение  к человеку как он есть, к  страдающему человечеству;

2)    законосообразность;

На всех этапах развития народнического движения субъективный метод

использовался его идеологами в качестве главного оружия в борьбе против

исторического материализма и марксистской методологии социального  познания.

Самый общий смысл этого  понятия в том, что познающий  субъект (наблюдатель) в

ходе познания ставит себя на место наблюдаемого, т. е. Субъективный метод

есть такой способ познания, при котором объект социологии –  «человек –

тождественен с субъектом, может быть, в следствии этой тождественности

мыслящий субъект только в таком случае может дойти  до истины когда вполне

сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не разлучится с ним, т. е. Войдет

в его интересы, переживет  его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его

чувство, перестрадает его  страдания, переплачет его слезами».

Попытки выразить сущность субъективного метода, как принципиально  нового и

многообещающего средства познания предпринимались неоднократно. Так, Лавров

связывал с ним надежды  на выведение социологических законов. Процедура его

применения, считал он, состоит  в том, что социолог ставит себя «на  место

страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного

постороннего наблюдателя  общественного механизма». Михайловский, трактовавший

этот метод как «такой способ удовлетворения познавательных потребностей,

когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого» видел в нем,

кроме того, еще и особый способ регулирования деятельности, тот «путь,

которым сознательно идем к определенной цели».

Основоположники субъективного  метода обладали могучим интеллектуальным

зарядом. В соединении с  сознанием высокого гражданского долга  он дал мощный

импульс к развитию социологической  мысли на многие годы вперед. Об этом

свидетельствует и широкое  использование идей субъективной школы  в практике

русского революционного движения, и постоянно возникающая  потребность

обращения к теориям  Лаврова, Михайловского на более  поздних этапах

народнического движения. Лавров и Михайловский обнаружили своеобразие

социального факта и  убедились в насущной необходимости  использовать в

социологии оценочные  критерии (поскольку социолог имеет  дело не только с

психологией, но и различными фактами этической, религиозной, правовой и

другими сторонами жизни  людей).

Большой заслугой Михайловского  считается разработка им идея индивидуальности

и связанная с этим трактовка  понятия истины, объединяющего Правду – Истину и

Правду – Справедливость. Тема борьбы за индивидуальность как  часть общей

борьбы за человеческое достоинство и справедливость составляет главное

содержание субъективного  метода, его гуманистическую сущность. Серьезной

заслугой субъективной школы была пропаганда в России достижений западной

социологии. Благодаря заботам  Лаврова, Михайловского, других представителей

этой школы, русская общественность получила возможность ознакомиться с

трудами О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, других европейских мыслителей. Тем

самым были достигнуты заметные сдвиги в сторону радикализации общественного

сознания, сделаны новые  шаги по пути к приобщению общественной мысли России к

достижениям мирового научного сообщества.

 

 

 

Источники и литература

 

Виленская Э. С. Н. К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-x - начала 80-х годов XIX века. М,, 1979

Ляшенко Л.М. Революционные народники 1898

Алексеева Г.Д. народничество в  России в ХХ в. Идейная эволюция

Утопический социализм в России.

 


Информация о работе Народничество в России 1860-1880гг