Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:27, контрольная работа
В широком смысле под народничеством подразумевается общественное движение, основанное на идеях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узком смысле это революционные подпольные группы и организации 60—80-х годов XIX в. Непосредственными идеологами и вдохновителями революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.
Наиболее известные деятели «Черного передела» - В.Плеханов, В.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.
Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением. Однако, деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.
Теория «русского
социализма» и народничество
имели общеевропейскую
Важнейшим условием
социального прогресса в России
они считали буржуазно-
Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н.Благоевым была создана «Партия русской социал-демократии» (1884-1885), П.В.Точисским – «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» (1885-1888).
2.Идеологи либерального народничества (Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков, В.П. Воронцов.)
Вся разнообразная проблематика, субъект социологии, формировалась вокруг
единого стержня – субъективного метода. Основу субъективного метода
составляет позитивистское деление человеческой истории на три периода:
1) объективно-
2) эксцентрический (период разорваности жизни, разделение труда,
подавленности окружающей действительностью);
3) субъективно-
принцип субъективного метода: человек – центр земной жизни, все для
человека);
Сущность третьего периода Михайловский выразил следующим образом: « Я – не
цель природы, природа не имеет других целей, но у меня есть цели и я их
достигну». Этим пониманием субъективного метода обусловлена его структура:
1) пламенное отношение к человеку как он есть, к страдающему человечеству;
2) законосообразность;
На всех этапах развития народнического движения субъективный метод
использовался его идеологами в качестве главного оружия в борьбе против
исторического материализма и марксистской методологии социального познания.
Самый общий смысл этого понятия в том, что познающий субъект (наблюдатель) в
ходе познания ставит себя на место наблюдаемого, т. е. Субъективный метод
есть такой способ познания, при котором объект социологии – «человек –
тождественен с субъектом, может быть, в следствии этой тождественности
мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины когда вполне
сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не разлучится с ним, т. е. Войдет
в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его
чувство, перестрадает его страдания, переплачет его слезами».
Попытки выразить сущность субъективного метода, как принципиально нового и
многообещающего средства познания предпринимались неоднократно. Так, Лавров
связывал с ним надежды
на выведение социологических
применения, считал он, состоит в том, что социолог ставит себя «на место
страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного
постороннего наблюдателя общественного механизма». Михайловский, трактовавший
этот метод как «такой способ удовлетворения познавательных потребностей,
когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого» видел в нем,
кроме того, еще и особый способ регулирования деятельности, тот «путь,
которым сознательно идем к определенной цели».
Основоположники субъективного метода обладали могучим интеллектуальным
зарядом. В соединении с сознанием высокого гражданского долга он дал мощный
импульс к развитию социологической мысли на многие годы вперед. Об этом
свидетельствует и широкое использование идей субъективной школы в практике
русского революционного движения, и постоянно возникающая потребность
обращения к теориям Лаврова, Михайловского на более поздних этапах
народнического движения. Лавров и Михайловский обнаружили своеобразие
социального факта и убедились в насущной необходимости использовать в
социологии оценочные критерии (поскольку социолог имеет дело не только с
психологией, но и различными фактами этической, религиозной, правовой и
другими сторонами жизни людей).
Большой заслугой Михайловского считается разработка им идея индивидуальности
и связанная с этим трактовка понятия истины, объединяющего Правду – Истину и
Правду – Справедливость. Тема борьбы за индивидуальность как часть общей
борьбы за человеческое достоинство и справедливость составляет главное
содержание субъективного метода, его гуманистическую сущность. Серьезной
заслугой субъективной школы была пропаганда в России достижений западной
социологии. Благодаря заботам Лаврова, Михайловского, других представителей
этой школы, русская общественность получила возможность ознакомиться с
трудами О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, других европейских мыслителей. Тем
самым были достигнуты заметные сдвиги в сторону радикализации общественного
сознания, сделаны новые шаги по пути к приобщению общественной мысли России к
достижениям мирового научного сообщества.
Источники и литература
Виленская Э. С. Н. К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-x - начала 80-х годов XIX века. М,, 1979
Ляшенко Л.М. Революционные народники 1898
Алексеева Г.Д. народничество в России в ХХ в. Идейная эволюция
Утопический социализм в России.