Надзор за законностью в царствование Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование темы «Надзор за законностью в царствование Петра I», задачами контрольной работы является изучение и раскрытие следующих вопросов:
– Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I;
– Надзор за законностью.

Содержание

Введение 3
§ 1 Надзор за законностью 5
§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I 10
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14

Работа содержит 1 файл

Надзор за законностью в царствование Петра 1.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I

 

Как название, так и  исходный замысел нового государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции, где прокуратура как государственный институт возникла впервые —  25 марта 1302 г. Но в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия. Российская прокуратура начинала складываться как ведомство, подчиненное непосредственно верховной власти и призванное осуществлять надзор за деятельностью правительственных учреждений.

12 января 1722 года оказалось  знаменательной датой в истории Российского  государства. В тот день царь  подписал указ, направленный на улучшение  деятельности всех органов государства. В нем определялись обязанности  сенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий в  Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенате  должности генерал-прокурора, рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера.  Петр предложил представить ему кандидатов на эти должности. 

В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при  Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны  будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Уже 18 января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора графа Павла Ивановича Ягужинского, одного из «птенцов гнезда Петрова» (То, что выбор Петра I пал на Павла Ивановича Ягужинского, было вполне закономерно. Тот свободно владел несколькими иностранными языками, отличался красноречием и был наделен дипломатическими способностями. По приказу Петра он вел переговоры с королями Дании и Пруссии, участвовал в ряде конгрессов, часто сопровождая царя в его заграничных поездках. Умный и деятельный, Павел Иванович умел жестко отстаивать свою позицию, за что светлейший князь Меньшиков «от души ненавидел его». Царь не мог нахвалиться своим генерал-прокурором, не раз повторяя приближенным: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел». А 7 мая 1724 года, в день коронации императрицы Екатерины Алексеевны, П. И. Ягужинский был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного. Пост генерал-прокурора Павел Ягужинский сохранил вплоть до самой своей смерти в 1736 году, хотя при преемниках Петра I в полной мере познал как взлеты, так и падения. Во время «заговора верховников» был даже обвинен в измене и арестован, но из кратковременного заточения вышел еще более могущественным. Он достиг чина действительного тайного советника, был пожалован в сенаторы и обер-шталмейстеры. При императрице Анне Иоанновне даже получил титул графа и стал ее кабинет-министром. Однако в последние годы своего пребывания на посту генерал-прокурора Ягужинский несколько отошел от собственно прокурорских дел, чему в немалой степени способствовала и изменившаяся политическая обстановка.)

Генерал-аншефа, обер-шталмейстера, кабинет-министра и дипломата, кавалера всех  высших орденов  Российской империи. Был ближайшим помощником Ягужинского, обер-прокурором Сената, этим же указом был  определен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев,  выдвинувшийся из среды гвардейских офицеров. Он уже имел опыт в Тайной  канцелярии, и особенно отличился при ведении следствия по ряду политических дел.

При создании прокуратуры  Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или  ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". В этом же указе Петр писал: «Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобы  
выбрать и мне представить кандидатов на вышеписанные чины, а буде за  
краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего  
карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины  
дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело  
нужное есть».

На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов  поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений  законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах, тюрьмах.

По структуре петровская прокуратура делилась на две части — сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня. Высший уровень составили независимые друг от друга генерал-прокуратура Правительствующего Сената и обер-прокуратура Святейшего Синода. Генерал-прокурору и обер-прокурору подчинялись прокуроры при коллегиях Сената. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. Низший уровень составляли подчиненные им прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа. В то же время должности прокуроров не предусматривались в единолично управлявшихся центральных ведомствах — канцеляриях. По замыслу Петра I прокуратура не финансировалась как отдельное ведомство, ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных учреждений.

По первоначальному  замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступать в роли высшего  должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за правильным и законным ходом управления страной, и прежде всего ее центральными учреждениями. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами защитить свои интересы.  Однако в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры Петр отказался от таких всеобъемлющих обязанностей генерал-прокурорской должности. Центр тяжести переносился исключительно на надзирающую роль генерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и прежде всего Сената.

 

Заключение

 

В своей работе я попытался рассмотреть, как осуществлялся надзор за законностью в царствие Петра Великого, и отразить возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I.

С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей  прокуратуры Российской империи: Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казенных интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах, более того, имели место даже злоупотребления самих наблюдателей в связи с этим Петр I создал еще одну должность для надзора за Сенатом, за фискалами и за всей системой управления и судом вообще.

Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.

В наше время 12 января официально провозглашен «Днем прокуратуры».  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Из истории российской  прокуратуры. Статья опубликована  на web-сайте www.respublika.ru 

2. Исаев И.А. История  государства и права России: Учебник.  — М, Юристъ, 2003.

3. Ключевский В.О. Курс  русской истории. Приводится по публикации на web-сайте www.hrono.ru.

4. Прокурорский надзор. Учебник для вузов  под ред. засл.юриста РФ, д.ю.н., проф.А.Я.Сухарева. — М., Норма, 2005 г.

5. Савченко Д. Новое  исследование об истории российской  прокуратуры. «Наука в Сибири»,  № 16/2003.




Информация о работе Надзор за законностью в царствование Петра I