Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:42, контрольная работа
Основной целью работы является исследование темы «Надзор за законностью в царствование Петра I», задачами контрольной работы является изучение и раскрытие следующих вопросов:
– Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I;
– Надзор за законностью.
Введение 3
§ 1 Надзор за законностью 5
§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I 10
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14
Как название, так и исходный замысел нового государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции, где прокуратура как государственный институт возникла впервые — 25 марта 1302 г. Но в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия. Российская прокуратура начинала складываться как ведомство, подчиненное непосредственно верховной власти и призванное осуществлять надзор за деятельностью правительственных учреждений.
12 января 1722 года оказалось
знаменательной датой в истории Российского государства. В тот день
царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности
всех органов государства. В нем определялись
обязанности сенаторов, предписывалось
присутствовать президентам некоторых
коллегий в Сенате, устанавливалась ревизион-
В Именном Высочайшем Указе Петра
1 Правительствующему Сенату отмечалось:
"Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору
Генерал-аншефа, обер-
При создании прокуратуры
Петром 1 перед ней ставилась задача
"уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков
в делах, неправосудия, взяточничества
и беззакония". В этом же указе Петр писал:
«Ныне ни в чем так надлежит трудиться,
чтобы
выбрать и мне представить кандидатов
на вышеписанные чины, а буде за
краткостью времени всех нельзя, то чтобы
в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры
выбрать; что необходимая есть нужда до
наступающего
карнавала учинить, дабы потом исправиться
в делах было можно; в сии чины
дается воля выбирать изо всяких чинов,
а особливо в прокуроры, понеже дело
нужное есть».
На прокуратуру была
возложена обязанность
По структуре петровская прокуратура делилась на две части — сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня. Высший уровень составили независимые друг от друга генерал-прокуратура Правительствующего Сената и обер-прокуратура Святейшего Синода. Генерал-прокурору и обер-прокурору подчинялись прокуроры при коллегиях Сената. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. Низший уровень составляли подчиненные им прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа. В то же время должности прокуроров не предусматривались в единолично управлявшихся центральных ведомствах — канцеляриях. По замыслу Петра I прокуратура не финансировалась как отдельное ведомство, ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных учреждений.
По первоначальному
замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступать
в роли высшего должностного лица в государственном
аппарате, в руках которого сосредоточивался
бы надзор за правильным и законным ходом
управления страной, и прежде всего ее
центральными учреждениями. Предполагалось,
что генерал-прокурор должен стоять на
страже интересов государя, государства,
церкви и всех граждан, которые не могут
сами защитить свои интересы. Однако в
ходе дальнейшей работы над указом о функциях
прокуратуры Петр отказался от таких всеобъемлющих
обязанностей генерал-
В своей работе я попытался рассмотреть, как осуществлялся надзор за законностью в царствие Петра Великого, и отразить возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I.
С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей прокуратуры Российской империи: Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казенных интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах, более того, имели место даже злоупотребления самих наблюдателей в связи с этим Петр I создал еще одну должность для надзора за Сенатом, за фискалами и за всей системой управления и судом вообще.
Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.
В наше время 12 января официально
провозглашен «Днем прокуратуры».
1. Из истории российской
прокуратуры. Статья
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М, Юристъ, 2003.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Приводится по публикации на web-сайте www.hrono.ru.
4. Прокурорский надзор. Учебник для вузов под
ред. засл.юриста РФ, д.ю.н.,
5. Савченко Д. Новое
исследование об истории
Информация о работе Надзор за законностью в царствование Петра I