Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:42, контрольная работа
Основной целью работы является исследование темы «Надзор за законностью в царствование Петра I», задачами контрольной работы является изучение и раскрытие следующих вопросов:
– Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I;
– Надзор за законностью.
Введение 3
§ 1 Надзор за законностью 5
§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I 10
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ижевский юридический институт (филиал)
Заочное отделение
кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: История органов и учреждений юстиции в России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Надзор за законностью в царствование Петра I»
Выполнил
Проверил
Старший преподаватель кафедры
государственно правовых дисциплин
БУЛЬЕННОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Оценка ___________________________
______________________________
(подпись преподавателя)
Ижевск 2012
Основателем
органов прокуратуры и
Первым в России специализированным контрольным ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная указом от 2 марта 1711 г. фискальная служба. За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии, а модель такой должности была заимствована в Швеции. Назначение ее состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". При Сенате учреждается должность обер-фискала, назначаемого государем, получавшего возможность осуществлять надзор за деятельностью государственного аппарата, используя систему фискалов. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников. Должности фискалов учреждались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др., при губернских правлениях, провинциях, городах. Фискальная служба являлась секретной, к фискалам предъявлялись высокие моральные требования.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях. Они не получали материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель». Сам император вынужден был признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим».
Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган — Правительствующий сенат. Предпринятые в 1715—1721 гг. усилия по организации действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. В то же время такой контроль был особенно актуален в условиях невиданной прежде интенсификации законодательного процесса. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла российская прокуратура.
Основной целью работы является исследование темы «Надзор за законностью в царствование Петра I», задачами контрольной работы является изучение и раскрытие следующих вопросов:
– Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I;
– Надзор за законностью.
Во времена правления Петра I Россия превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Изменились не только устоявшийся веками образ жизни, но и все основные государственные структуры. Петр Великий учреждал новые, необычные для Российского государства органы, положение которых с каждым днем становилось все сильнее и сильнее. Боярскую думу сменил Правительствующий Сенат; приказы уступили место коллегиям. С введением Святейшего Синода в подчинение императора перешла и церковь. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление.
Все эти преобразования Российской империи нуждались в новом законодательстве, в связи с чем в первой половине XVIII в. в год в среднем издавалось по 160 указов.
Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.
22 февраля 1711 г. Петром I был издан указ об учреждении Сената. Данным указом Сенату было поручено «прежде всего суд иметь нелицемерный», преследовать несправедливых судей и ябедников. Указами от 2 и 5 марта 1711 г. Петр I вводит должность фискалов, с помощью которых Сенат мог наблюдать за деятельностью судов в государстве.
Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате. Но фискалы, несмотря на то, что состояли при сенате, были доверенными лицами царя. Указом от 17 марта 1714 г. была обозначена компетенция фискальных органов. В их обязанность входило: узнавать все обстоятельства, которые могут причинить вред государству; обязательно докладывать об измене или заговоре, возмущении или бунте.
С течением времени сеть фискальных органов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный.
На основании указа от 17 марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводил ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях — инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.
В обязанность фискалов входило
тайно проведывать, доносить и обличать
все злоупотребления как
Практическая вседозволенность фискальства
вызывала большое недовольство в
обществе, и в 1714 г. Петр I издал указ,
устанавливающий
Всевозможные злоупотребления фискалов своим положением привели к тому, что слово «фискал» превратилось в бранное и стало означать нечто низкое, подлое, корыстное, несмотря на то, что в некоторых случаях фискалы и приносили пользу. Но правительство считало, что фискалам лучше с доношением ошибиться, чем промолчать, хотя в то время ведение суда и следствия проходило таким образом, что неправильное и правильное доношение грозило одинаковым наказанием, на кого ложно или правдиво, по долгу или по злобе донесет фискал. Фискал даже при ложности своего доноса мог с большей уверенностью рассчитывать на успех, так как следствие добивалось признания обвиняемого через пытки или посредством допроса с пристрастием. В большинстве случаев обвиняемый не выдерживал пытки или сдавался на допросе с пристрастием, боясь возможности пытки, и признавал донос. В этом случае донос признавался доказанным. А если в дальнейшем обвиняемый отказывался от своего признания, его вновь подвергали пыткам.
Это привело к тому, что люди
стали писать правительству в
официальных бумагах о
Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.
С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».
Эта же мысль Петра
нашла отражение и в указе
от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора».
Положение первого генерал-прокурора было непростым. Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате и т.п. Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».
Постепенно генерал-прокурор
занимает ключевое положение в государственном управлении. В.О. Ключевский
писал по этому поводу: «Генерал-прокурор,
а не Сенат, становился маховым колесом
всего управления; не входя в его состав,
не имея сенаторского голоса, был, однако,
настоящим его президентом, смотрел за
порядком его заседаний, возбуждал в нем
законодательные вопросы, судил, когда
Сенат поступал право или неправо, посредством
своих песочных часов руководил его рассуждениями
и превращал его в политическое сооружение
на песке». Генерал-прокурор оглашал в
Сенате именные указы, выступал с законодательными
инициативами, вносил в Правительствующий
Сенат кандидатуры прокуроров и руководил
нижестоящими прокурорами, осуществлял
надзор за фискальной службой, отслеживал
исполнение высочайших предписаний, осуществлял общенадзорную
Информация о работе Надзор за законностью в царствование Петра I