Национально-государственное развитие 1953- начале 60-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели», государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг. Основными задачами являются: рассмотрение того, как изменилась командно-административная система управления, также какие новые принципы управления страной появились, особенности в организации управления РСФСР, СССР и национальный состав и специфика управления советскими республиками.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……3
Глава 1. Особенности административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели»…………………………………………………..5
1.1.Приход Хрущева к власти и изменение командно-административной системы управления СССР ……………………………………………….……..5
1.2. Развенчание культа личности и новые принципы управления государством……………………………………………………………………..11
Глава 2. Национальный состав советского государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг.…………………….………………..……….16
2.1. РСФСР: особенности организации управления в РСФСР…………….... 16
2.2. Изменение управление советскими республиками в эпоху «Хрущевской оттепели»……………………………………………………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы ………………………….29

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Было  осуществлено, в частности, объединение  народных комиссариатов военных  и морских дел, Высшего Совета Народного Хозяйства, наркоматов внешней  торговли, финансов, путей сообщения, труда, почт и телеграфа.

    Используя преимущества советского общественного и государственного строя, партия уделяла много внимания проблемам размещения производительных сил, расширению взаимосвязей между различными отраслями народного хозяйства республик, углублению кооперирования и специализации.

    Важнейшие успехи в осуществлении ленинской национальной политики были предопределены решениями XX съезда КПСС. На основе решений съезда партия осуществила необходимые меры по устранению отрицательных последствий культа личности Сталина как в идеологической работе, так и в практике государственного строительства. Речь шла не только о реабилитации граждан, подвергшихся необоснованным репрессиям, но и о восстановлении ряда национальных автономий, которые были неоправданно упразднены. Это касалось прежде всего устранения несправедливости в отношении балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Восстановив их национальную автономию, Советское государство тем самым обеспечило этим народностям необходимые условия для их всестороннего экономического и культурного развития.

    После XX съезда КПСС в стране были осуществлены крупные меры, направленные на расширение прав союзных республик. Был изменен порядок государственного планирования и финансирования хозяйств республик, в их распоряжении оставалась значительная часть продукции, выробатываемой сверх план. К компетенции Советов Министров республик был отнесен ряд вопросов, касавшихся труда, заработной платы, организации сельскохозяйственного производства. Республики получили большую самостоятельность в финансовых вопросах, в области культурного строительства.

    Эти меры позитивно сказались на всех сторонах жизни советских республик. Однако их значение было в значительной степени ослаблено вследствие непродуманного решения о передачи управления промышленностью и строительством  вновь организуемым Советам народного хозяйства основных экономических районов страны. Поспешно проведенная реорганизация привела к серьезным просчетам, сказавшимся и на национальных процессах. Усилилось местничество в технической политике, стали нарушаться планы взаимных поставок. После всестороннего изучения опыта территориального управления хозяйством было решено возвратиться к отраслевой системе.

    Большое значение для регулирования экономических  интересов республик имело образование  в 1957 г. Экономической комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Она рассматривала вопросы размещения производительных сил, учета специфических интересов малочисленных народов, подготовки кадров и многие другие. Были приняты также меры для приведения действовавшего в республиках законодательства (в значительной мере устаревшего) в соответствие с назревавшими задачами развития советского общества. В законотворчестве ряда союзных республик – Армянской, Грузинской, Эстонской – были отражены специфические природоохранные меры, а также меры по охране культурного наследия.

    Значительно расширялись права союзных республик  и в области культурного строительства. Постановление Совета Министров  СССР «О дополнительной передачи некоторых вопросов хозяйственного и культурного строительства на решение Советов Министров союзных республик»9 (1957 г.) касалось прежде всего руководства работой вузов, техникумов, школ рабочей и сельской молодежи. Законом Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» на союзные республики была возложена большая работа по совершенствованию всей системы народного образования. Одновременно расширились и права автономных республик, как в экономических, так и в вопросах административно-территориального деления.

    Ярким примером нерушимой дружбы и братской взаимопомощи советских народов  было освоение целинных и залежных земель, вошедшее в историю страны как героическая эпопея. Состоявшийся в конце февраля – начале марта 1954 г. Пленум ЦК КПСС одобрил выработанный партией курс на подъем целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе, в других районах страны и определил его как важнейшую государственную задачу. В поход на целину партия призвала молодежь. Сотни тысяч новоселов, в том числе более 350. тыс. юношей и девушек различных национальностей, прибыли на целинные земли Казахстана и Сибири. Они проявили трудовую доблесть, достойную строителей коммунистического общества. Особую роль в подъеме целинных и зележных земель сыграл героический рабочий класс. Славные представители  рабочего класса разных национальностей из Российской Федерации, Украины, Прибалтики и других братских республик создавали в целинных районах совхозы, трудились механизаторами, работали на токах, хлебоприемных пунктах, строительных площадках.

    В 50-е г. наряду с наращиванием мощностей  в металлургической промышленности в традиционных промышленных районах (Центр, Украина, Урал, Западная Сибирь) создавались новые и реконструировались действовавшие предприятия черной металлургии в Казахстане и Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Эстонии, Белоруссии, Литовской ССР и т. д.

    Быстрыми  темпами развивались и другие важнейшие отрасли индустрии: машиностроение, химическая промышленность. Планомерно увеличивался экономический потенциал каждой из союзных республик на основе совершенствования внутриреспубликанской структуры производства, сочетания интересов каждой республики и всей страны в целом, развития межреспубликанской специализации и кооперирования производства, укрепления межхозяйственных связей между республиками.

    Сильнейшим  ускорителем процесса развития социалистического  общества было крепнувшее всестороннее сотрудничество народов Советского Союза. Единый Народнохозяйственный комплекс страны развивался в интересах всего советского народа, каждой социалистической нации.

    В соответствии с решениями XXIII съезда КПСС был сооружен крупнейший в мире газопровод Средняя Азия – Центр, проходящей по  территории Узбекистана, Туркмении и Российской Федерации. Газопровод протяженностью 2750 км был построен за полтора года. Крупной интернациональной стройкой стал газопровод «Союз», по которому оренбургский газ пришел в братские социалистические страны Европы.

    Новые районы нефтедобычи в Казахстане и Сибири, Камский автомобильный комплекс, Каракумский канал им В. И. Ленина, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль – таковы лишь некоторые адреса той гигантской концентрации усилий всех советских народов, которую обеспечила интернационалистская по своему духу и характеру политика нашей партии.

    В условиях сложившегося единого народнохозяйственного  комплекса все более интенсивным  становился обмен материальными, духовными  богатствами между нациями, возрастал  вклад в общее дело коммунистического  строительства. Между отдельными республиками и экономическими районами происходил интенсивный процесс взаимообмена сырьем, материальными ресурсами, готовой продукцией кадрами. Все союзные республики расширяли взаимные экономические связи. Важно подчеркнуть, что ввоз и вывоз каждой из них увеличивался за счет той продукции, которая вырабатывалась для общесоюзных нужд. Партия всесторонне учитывала и такой объективный фактор, как все углубляющееся социалистическое территориальное разделение труда. Специализация производства обеспечила преимущественное развитие тех отраслей народного хозяйства, для развития которых в данной республике создавались наиболее благоприятные условия.

     "Развернутое коммунистическое строительство означает новый этап в развитии национальных отношений в СССР, характеризующийся дальнейшим сближением наций и достижением их полного единства...  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итоги национально-государственного разития Н.С.Хрущева в 50-60-х гг. В промышленности рост производства осуществлялся, прежде всего, за счет нового строительства (введено в строй более 8000 крупных промышленных предприятий). В то же время серьезное внимание было обращено на необходимость интенсификации производства. В 1954 г. в стране была построена первая АЭС. Появились новые отрасли промышленности, новые виды транспорта, расширились масштабы электрификаци ж.д. Удалось решить острую жилищную проблему: переселить людей из бараков, подвалов, перенаселенных коммунальных квартир в более приемлемые. С другой стороны, этот гигантский по объему размах жилой застройки сопровождался снижением архитектурного качества по сравнению с мировыми стандартами. Вместе с тем массовое жилищное строительство на окраинах города сопровождалось созданием необходимой инфраструктуры и транспортной системы такими быстрыми темпами, которые уже в 70-80-е гг. были значительно снижены. Успешно развивалось при Хрущеве дорожно-мостовое строительство, был достигнут пик строительства московского метрополитена. Москва изменила свой облик и в основном приобрела свои нынешние границы и очертания.

     В 1957 г. была проведена крупнейшая реорганизация управления народным хозяйством, которая на первом этапе дала эффект. Вместо отраслевых министерств и ведомств появились Совнархозы. Первые результаты реформы были обнадеживающими – прирост национального дохода в 58 г. составил 12% по сравнению с 7% в 57 г. темпы роста в экономике во второй половине 50-х гг., хотя и продолжали оставаться относительно высокими, стали снижаться по сравнению с первой половиной десятилетия. Главное – замедлились этапы роста производительности труда.

     При реализации решений сентябрьского (1953 г.) Пленума по подъему с/х повысились доходы колхозников и продолжали повышаться до 1957-1959 гг. в то же время были допущены крупные просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, «кукурузная кампания». Освоение целинных земель происходило в зонах рискованного земледелия, которые отличались большой уязвимостью почв в отношении эрозии. К тому же зоны производства зерновых все больше удалялись от районов потребления, что обострило проблему транспорта.

     С целью ускорения социальных преобразований в деревне укрупнялись колхозы. Это требовало крупных капиталовложений.

     Тем не менее уровень жизни людей вырос. Регулярно повышалась заработная плата. Был принят закон о пенсиях. Прекратился выпуск обязательных займов. Государство поощряло строительство кооперативных квартир.

     Сумел вычленить меры, отвечающие интересам  и бюрократии, и народа.

     Существенно облегчил жизнь народа. Освободил  всех от страха репрессий. Дал паспорта и свободу жителям села. Признал законным стремление больше заработать. Обеспечил право на отдельную квартиру. Реабилитировал миллионы осужденных и целые народы.

     Теперь  бюрократия могла заботиться о себе и перекладывать все издержки на народ.

     Были  отменены снижения цен. Начались закупки зерна за границей, произошло первое повышение цен на мясо.

     Расширение прав союзных республик по управлению промышленностью и строительством, вопросам бюджета, труда и заработной платы (1955-1956 гг.). 
 
 
 
 

Список  использованных источников и  литературы

     Источники:

1. Аджубей  А.И.  Те 10 лет. Воспоминания о Хрущеве / А.И. Аджубей //. М., 1989.

2. Аксютин  Ю.В.  Никита Сергеевич Хрущев материалы к биографии. Сост. Ю.В. Аксютин, 1989.

3. Искендеров  А.А. Мемуары Н.С.  Хрущева как исторический источник / А.А. Искендеров // Вопросы истории 1995. №5-6. C.95-100.

4. Зубкова Е.Ю. Реформы Хрущева: культура политического действия./ Е.Ю. Зубкова // Свободная мысль, 1993, №9.

5. Медведев Р. Н.С. Хрущев: политическая биография./ Р. Медведев // М., 1990. Наше Отечество. Т. 2. – М.,1991.

6. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России./ В. А. Тишкова// М., 1997. С. 145.

     Литература:

1. Бернштейн А. Цена и щепки: (50-летию выступления Н. С. Хрущева с докладом «О культе личности») /А. Бернштейн // История. Приложение к газете “Первое сентября 2006” , С. 33-36.

2. Бурлацкий Ф.М. Хрущев. Штрихи к политическому портрету / Ф.М. Бурлацкий //      Новый мир 1988.№10.

3. Козюренко Ю.В.  Начало либерализации / Ю.В Козюренко // Независимая газета 1996. 23 февраля.

Информация о работе Национально-государственное развитие 1953- начале 60-х гг