Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели», государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг. Основными задачами являются: рассмотрение того, как изменилась командно-административная система управления, также какие новые принципы управления страной появились, особенности в организации управления РСФСР, СССР и национальный состав и специфика управления советскими республиками.
Введение …………………………………………………………………….……3
Глава 1. Особенности административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели»…………………………………………………..5
1.1.Приход Хрущева к власти и изменение командно-административной системы управления СССР ……………………………………………….……..5
1.2. Развенчание культа личности и новые принципы управления государством……………………………………………………………………..11
Глава 2. Национальный состав советского государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг.…………………….………………..……….16
2.1. РСФСР: особенности организации управления в РСФСР…………….... 16
2.2. Изменение управление советскими республиками в эпоху «Хрущевской оттепели»……………………………………………………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы ………………………….29
Было осуществлено, в частности, объединение народных комиссариатов военных и морских дел, Высшего Совета Народного Хозяйства, наркоматов внешней торговли, финансов, путей сообщения, труда, почт и телеграфа.
Используя преимущества советского общественного и государственного строя, партия уделяла много внимания проблемам размещения производительных сил, расширению взаимосвязей между различными отраслями народного хозяйства республик, углублению кооперирования и специализации.
Важнейшие успехи в осуществлении ленинской национальной политики были предопределены решениями XX съезда КПСС. На основе решений съезда партия осуществила необходимые меры по устранению отрицательных последствий культа личности Сталина как в идеологической работе, так и в практике государственного строительства. Речь шла не только о реабилитации граждан, подвергшихся необоснованным репрессиям, но и о восстановлении ряда национальных автономий, которые были неоправданно упразднены. Это касалось прежде всего устранения несправедливости в отношении балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Восстановив их национальную автономию, Советское государство тем самым обеспечило этим народностям необходимые условия для их всестороннего экономического и культурного развития.
После XX съезда КПСС в стране были осуществлены крупные меры, направленные на расширение прав союзных республик. Был изменен порядок государственного планирования и финансирования хозяйств республик, в их распоряжении оставалась значительная часть продукции, выробатываемой сверх план. К компетенции Советов Министров республик был отнесен ряд вопросов, касавшихся труда, заработной платы, организации сельскохозяйственного производства. Республики получили большую самостоятельность в финансовых вопросах, в области культурного строительства.
Эти меры позитивно сказались на всех сторонах жизни советских республик. Однако их значение было в значительной степени ослаблено вследствие непродуманного решения о передачи управления промышленностью и строительством вновь организуемым Советам народного хозяйства основных экономических районов страны. Поспешно проведенная реорганизация привела к серьезным просчетам, сказавшимся и на национальных процессах. Усилилось местничество в технической политике, стали нарушаться планы взаимных поставок. После всестороннего изучения опыта территориального управления хозяйством было решено возвратиться к отраслевой системе.
Большое
значение для регулирования
Значительно
расширялись права союзных
Ярким примером нерушимой дружбы и братской взаимопомощи советских народов было освоение целинных и залежных земель, вошедшее в историю страны как героическая эпопея. Состоявшийся в конце февраля – начале марта 1954 г. Пленум ЦК КПСС одобрил выработанный партией курс на подъем целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе, в других районах страны и определил его как важнейшую государственную задачу. В поход на целину партия призвала молодежь. Сотни тысяч новоселов, в том числе более 350. тыс. юношей и девушек различных национальностей, прибыли на целинные земли Казахстана и Сибири. Они проявили трудовую доблесть, достойную строителей коммунистического общества. Особую роль в подъеме целинных и зележных земель сыграл героический рабочий класс. Славные представители рабочего класса разных национальностей из Российской Федерации, Украины, Прибалтики и других братских республик создавали в целинных районах совхозы, трудились механизаторами, работали на токах, хлебоприемных пунктах, строительных площадках.
В 50-е г. наряду с наращиванием мощностей в металлургической промышленности в традиционных промышленных районах (Центр, Украина, Урал, Западная Сибирь) создавались новые и реконструировались действовавшие предприятия черной металлургии в Казахстане и Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Эстонии, Белоруссии, Литовской ССР и т. д.
Быстрыми темпами развивались и другие важнейшие отрасли индустрии: машиностроение, химическая промышленность. Планомерно увеличивался экономический потенциал каждой из союзных республик на основе совершенствования внутриреспубликанской структуры производства, сочетания интересов каждой республики и всей страны в целом, развития межреспубликанской специализации и кооперирования производства, укрепления межхозяйственных связей между республиками.
Сильнейшим ускорителем процесса развития социалистического общества было крепнувшее всестороннее сотрудничество народов Советского Союза. Единый Народнохозяйственный комплекс страны развивался в интересах всего советского народа, каждой социалистической нации.
В соответствии с решениями XXIII съезда КПСС был сооружен крупнейший в мире газопровод Средняя Азия – Центр, проходящей по территории Узбекистана, Туркмении и Российской Федерации. Газопровод протяженностью 2750 км был построен за полтора года. Крупной интернациональной стройкой стал газопровод «Союз», по которому оренбургский газ пришел в братские социалистические страны Европы.
Новые районы нефтедобычи в Казахстане и Сибири, Камский автомобильный комплекс, Каракумский канал им В. И. Ленина, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль – таковы лишь некоторые адреса той гигантской концентрации усилий всех советских народов, которую обеспечила интернационалистская по своему духу и характеру политика нашей партии.
В
условиях сложившегося единого народнохозяйственного
комплекса все более
"Развернутое коммунистическое
строительство означает новый этап в развитии
национальных отношений в СССР, характеризующийся
дальнейшим сближением наций и достижением
их полного единства...
Заключение
Итоги национально-государственного разития Н.С.Хрущева в 50-60-х гг. В промышленности рост производства осуществлялся, прежде всего, за счет нового строительства (введено в строй более 8000 крупных промышленных предприятий). В то же время серьезное внимание было обращено на необходимость интенсификации производства. В 1954 г. в стране была построена первая АЭС. Появились новые отрасли промышленности, новые виды транспорта, расширились масштабы электрификаци ж.д. Удалось решить острую жилищную проблему: переселить людей из бараков, подвалов, перенаселенных коммунальных квартир в более приемлемые. С другой стороны, этот гигантский по объему размах жилой застройки сопровождался снижением архитектурного качества по сравнению с мировыми стандартами. Вместе с тем массовое жилищное строительство на окраинах города сопровождалось созданием необходимой инфраструктуры и транспортной системы такими быстрыми темпами, которые уже в 70-80-е гг. были значительно снижены. Успешно развивалось при Хрущеве дорожно-мостовое строительство, был достигнут пик строительства московского метрополитена. Москва изменила свой облик и в основном приобрела свои нынешние границы и очертания.
В 1957 г. была проведена крупнейшая реорганизация управления народным хозяйством, которая на первом этапе дала эффект. Вместо отраслевых министерств и ведомств появились Совнархозы. Первые результаты реформы были обнадеживающими – прирост национального дохода в 58 г. составил 12% по сравнению с 7% в 57 г. темпы роста в экономике во второй половине 50-х гг., хотя и продолжали оставаться относительно высокими, стали снижаться по сравнению с первой половиной десятилетия. Главное – замедлились этапы роста производительности труда.
При реализации решений сентябрьского (1953 г.) Пленума по подъему с/х повысились доходы колхозников и продолжали повышаться до 1957-1959 гг. в то же время были допущены крупные просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, «кукурузная кампания». Освоение целинных земель происходило в зонах рискованного земледелия, которые отличались большой уязвимостью почв в отношении эрозии. К тому же зоны производства зерновых все больше удалялись от районов потребления, что обострило проблему транспорта.
С
целью ускорения социальных преобразований
в деревне укрупнялись колхозы.
Это требовало крупных
Тем не менее уровень жизни людей вырос. Регулярно повышалась заработная плата. Был принят закон о пенсиях. Прекратился выпуск обязательных займов. Государство поощряло строительство кооперативных квартир.
Сумел вычленить меры, отвечающие интересам и бюрократии, и народа.
Существенно облегчил жизнь народа. Освободил всех от страха репрессий. Дал паспорта и свободу жителям села. Признал законным стремление больше заработать. Обеспечил право на отдельную квартиру. Реабилитировал миллионы осужденных и целые народы.
Теперь бюрократия могла заботиться о себе и перекладывать все издержки на народ.
Были отменены снижения цен. Начались закупки зерна за границей, произошло первое повышение цен на мясо.
Расширение
прав союзных республик по управлению
промышленностью и строительством, вопросам
бюджета, труда и заработной платы (1955-1956
гг.).
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Аджубей А.И. Те 10 лет. Воспоминания о Хрущеве / А.И. Аджубей //. М., 1989.
2. Аксютин Ю.В. Никита Сергеевич Хрущев материалы к биографии. Сост. Ю.В. Аксютин, 1989.
3. Искендеров А.А. Мемуары Н.С. Хрущева как исторический источник / А.А. Искендеров // Вопросы истории 1995. №5-6. C.95-100.
4. Зубкова Е.Ю. Реформы Хрущева: культура политического действия./ Е.Ю. Зубкова // Свободная мысль, 1993, №9.
5. Медведев Р. Н.С. Хрущев: политическая биография./ Р. Медведев // М., 1990. Наше Отечество. Т. 2. – М.,1991.
6. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России./ В. А. Тишкова// М., 1997. С. 145.
Литература:
1. Бернштейн А. Цена и щепки: (50-летию выступления Н. С. Хрущева с докладом «О культе личности») /А. Бернштейн // История. Приложение к газете “Первое сентября 2006” , С. 33-36.
2. Бурлацкий Ф.М. Хрущев. Штрихи к политическому портрету / Ф.М. Бурлацкий // Новый мир 1988.№10.
3. Козюренко Ю.В. Начало либерализации / Ю.В Козюренко // Независимая газета 1996. 23 февраля.
Информация о работе Национально-государственное развитие 1953- начале 60-х гг