Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели», государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг. Основными задачами являются: рассмотрение того, как изменилась командно-административная система управления, также какие новые принципы управления страной появились, особенности в организации управления РСФСР, СССР и национальный состав и специфика управления советскими республиками.
Введение …………………………………………………………………….……3
Глава 1. Особенности административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели»…………………………………………………..5
1.1.Приход Хрущева к власти и изменение командно-административной системы управления СССР ……………………………………………….……..5
1.2. Развенчание культа личности и новые принципы управления государством……………………………………………………………………..11
Глава 2. Национальный состав советского государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг.…………………….………………..……….16
2.1. РСФСР: особенности организации управления в РСФСР…………….... 16
2.2. Изменение управление советскими республиками в эпоху «Хрущевской оттепели»……………………………………………………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы ………………………….29
Распад единой Российской империи на целый ряд суверенных государств в 1918 г. выявил тенденции к дальнейшему размежеванию, так и к новому объединению. Центром притяжения, как и раньше, была фигура хозяина всей земли.
Постепенно были объединены военные, хозяйственные и финансовые функции национальных компартий, центром этого объединения стала самая мощная - Российская компартия. Однако это объединение не было легитимным и полностью централизованным, что не устраивало ЦК РКП(б), поэтому для полного слияния всех республик была создана согласительная комиссия.
Проект, предложенный главой комиссии – Сталиным, предусматривал полное подчинение национальных регионов России. Согласно этому плану «автономизации», республики входили в РСФСР на правах автономий, теряя всякую самостоятельность. Недовольство республик этим планом вынудило Ленина пойти на компромиссное решение. Республикам было предложено не войти в Россию, а объединиться с ней, имея свое представительство в высших органах власти и право при желании покинуть Союз. Это предложение устроило всех, и ленинский план стал основой Союзного договора.
В состав СССР вошли:
*
по Договору об образовании
СССР (30 декабря 1922) — РСФСР, Украинская
ССР, Белорусская ССР,
* в 1925 — Узбекская ССР, Туркменская ССР (образованы из Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР);
* в 1929 — Таджикская ССР (образована из Таджикской АССР, входившей в состав Узбекской ССР);
* в 1936 — Казахская ССР, Киргизская ССР (образованы из Казахской АССР и Киргизской АССР, входивших в состав РСФСР); Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР (входили в состав ЗСФСР, упразднённой в этом же году);
* в 1940 — Молдавская ССР (образована из части Молдавской АССР, входившей в состав УССР, и части территории, переданной СССР Румынией), Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР (бывшие независимые Латвия, Литва и Эстония) и Карело-Финская ССР (образована из Карельской АССР, входившей в состав РСФСР и части территории, присоединённой после Советско-финской войны).
В 1956 году Карело-Финская ССР была упразднена, а её территория вновь включена в состав РСФСР в качестве Карельской АССР.
В
1956—1991 Советский Союз состоял из
15 союзных Советских
1. Армянская ССР
2. Азербайджанская ССР
3. Белорусская ССР
4. Эстонская ССР
5. Грузинская ССР
6. Казахская ССР
7. Киргизская ССР
8. Латвийская ССР
9. Литовская ССР
10. Молдавская ССР
11. Российская СФСР
12. Таджикская ССР
13. Туркменская ССР
14. Украинская ССР
15. Узбекская ССР
Крупные республики, в свою очередь, делилась на области. Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская и Армянская ССР областного деления не имели.
В состав РСФСР также входили края, а в состав краёв — автономные области. В состав областей и краёв РСФСР также входили национальные округа (впоследствии именовавшиеся автономными округами).
В состав некоторых союзных республик (РСФСР, Украинская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР) в разные периоды входили Автономные Советские Социалистические Республики (АССР) и автономные области.
Все
вышеуказанные административно-
О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских
Социалистических Республик
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях,
ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и
иных
договоров с другими
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование
вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых
республик;
г) объявление войны и
д) заключение внешних и
Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних
займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей и установление системы
внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного
хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных
промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,
заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от
имени союзных республик;
и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза
Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого Государственного бюджета Союза
Советских Социалистических Республик, в состав которого входят
бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и
доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих
на образование бюджетов союзных республик; разрешение
дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных
республик;
м) установление единой
н) установление общих начал землеустройства и
землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по
всей
территории Союза Советских
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских
переселениях и установление переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а
также гражданского и уголовного законодательства Союза;
р) установление основных
с) установление общих начал в области народного просвещения;
т) установление общих мер в области охраны народного
здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной
х) основное законодательство в области союзного гражданства
в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений
съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных
республик;
ш) разрешение спорных
республиками.
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза
Советских Социалистических Республик.
О суверенных правах союзных республик и о союзном
Гражданстве.
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах,
указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам,
отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная
республика осуществляет свою государственную власть
самостоятельно; Союз Советских Социалистических Республик
охраняет суверенные права союзных республик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции.
6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется согласие всех республик, входящих в Союз Советских
Социалистических Республик.
7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.
2.2 Изменение управление советскими республиками в эпоху «Хрущевской оттепели».
Создание Союза ССР – первого в истории добровольного союза суверенных наций – дало мощный импульс дальнейшему развитию марксистско-ленинской теории национальных отношений, ленинской концепции интернационализма. На основе обобщения новой практики были успешно решены теоретические вопросы соотношения суверенитета СССР и суверенитета союзных республик, разграничения компетенции между общефедеративными органами и органами союзных республик. Потребовалась новая теоретическая проработка проблем соотношения правового и фактического равенства наций, роли помощи передовых наций как средства преодоления наследия колониального прошлого, возможностей перехода ряда наций к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. В материалах партийных съездов, выступление руководителей партии и правительства нашел отражение весь комплекс проблем, касавшихся упрочнению государственного единства Союза ССР, укрепления национальной государственности на принципах пролетарского интернационализма, свободного развития национальных меньшинств и этнических групп, интернационального и патриотического воспитания трудящихся.
Большое
значение для практической реализации
ленинских принципов
Законодательно решив проблему установления правового равенства народов, Конституция тем самым устранила взаимное недоверие между ними, способствовала их сближению и сотрудничеству в борьбе за победу и упрочение рабочее-крестьянской власти. В начале апреля 1918 г. была провозглашена Туркестанская АССР, ставшая первой формой совместной советской государственности народов Средней Азии. В январе 1919 г. образовалась Белорусская ССР, в апреле 1920 г.- Азербайджанская ССР, в ноябре этого же года – Армянская ССР, в феврале 1921 г. – Грузинская ССР.
Информация о работе Национально-государственное развитие 1953- начале 60-х гг