Музей истории российского казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:38, лабораторная работа

Описание работы

Цель: изучить историю российского казачества, узнать основные аспекты, касающиеся казачества. Вопросы:
1)Как возникло казачество?
2)Образование казачества на Дону.
3)Чем отличался хозяйственный уклад Донских казаков от русских крестьян? Что было общего? 4)Казачество в годы советской власти и Великой Отечественной войны.
5)Какое отношение имеет казачество к городу Волжскому? Что можно улучшить в музее?

Работа содержит 1 файл

Отчет по истории.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию                                                                            Волжский политехнический институт(филиал)                                                    Волгоградского государственного технического университета

Лабораторная работа по Отечественной истории:

«Музей истории российского казачества.»

Выполнил студент                                                                              Группы ВТМ-122                                                                                                                                     Чистяков Даниил Сергеевич

Волжский 2009г

Цель: изучить историю российского казачества, узнать основные аспекты, касающиеся казачества.

Ход работы:

Вопросы:

1)Как возникло казачество?                                                                                    2)Образование казачества на Дону.                                                                         3)Чем отличался хозяйственный уклад Донских казаков от русских крестьян? Что было общего?                                                                                                   4)Казачество в годы советской власти и Великой Отечественной войны.         5)Какое отношение имеет казачество к городу Волжскому? Что можно улучшить в музее?                                                                                      

1)Как возникло казачество?

Происхождение казачества

Существует множество теорий возникновения  казачества. По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков казачество возникло путём слияния касогов и бродников после Монголо-Татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки) — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X—XIV веках. Бродники — народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.[1]

После покорения монголами, касоги бежали на север, и смешались с подонскими бродниками, которое унаследовали их имя — казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону Монголов, сражались против Руси в Битве на Калке. Так и образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды[2]. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию. После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи — Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства. Известно то, что в 1380-м году казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве.[5]

Историк В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» считал что:

Первые козаки, зброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили.

                              В. Н. Татищев, История Российская, М.-Л. 1963, т. II, стр. 240

Казачество в летописях

Казаки являлись народной самообороной, нацеленной на защиту мирного населения  от постоянных набегов вооружённых  банд татарского происхождения. Это  люди, постоянно сталкивающиеся в  степи с татарскими воинами. По некоторым данным, древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, в 1444 принявших участие в битве против татар, приведённых царевичем Мустафою. В XVI веке городовые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона.

В 1571 г. боярином М. И. Воротынским был составлен первый русский устав станичной сторожевой службы. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города. Первое упоминание в польских хрониках о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Карамзин писал о казаках так:

Козаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки — также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем.

 Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 5

Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе.

Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками или украинцами.

Французский этнограф Arnold van Gennep в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков бы сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками — Малороссийский приказ.

2)Образование  казачества на Дону.

Донски́е казаки́ или донцы, Донско́е каза́чье во́йско — Первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск. Размещалось на отдельной самоуправляемой территории, называющейся Область Всевеликого Войска Донского, занимающая части современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря). Отличительными чертами казачьего сословия служат:

  • особый порядок отбывания воинской повинности,
  • освобождение от подушной подати,
  • освобождение от рекрутской повинности,
  • освобождение от государственного земского сбора,
  • право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий,
  • особые права на пользование государственными землями и разными другими угодьями, как то: рыбными ловлями, добыванием соли и т. п.

В видах развития торговли и промышленности во всех почти казачьих войсках были учреждены общества торговые казаков, чем устранялась необходимость  допуска перехода казаков в купеческое сословие.

Старшинство с 3 января 1570 года. Войсковой штаб Войска Донского с 1571 по 1610 год находилась на острове близ станицы Раздорской, с 1610 по 1637 — в Монастырском городке (в 6 км от станицы Старочеркасской вниз по течению Дона), во время Азовского сидения с 1637 по 1642 — в Азове, с 1644 по 1806 — в Черкасске (ныне станица Старочеркасская), здесь собирали войсковой круг, принимали царских послов и царское жалование. С 1806 года штабом Донского казачества является город Новочеркасск. Войсковой праздник 17 октября день святого пророка Осии. Войсковой круг 1 января, 6 мая, 30 августа, 1 октября. Согласно последней переписи населения, только на территории Российской Федерации живут более 140 тысяч человек, записавших свою национальность как «казак». Большинство из них — более 108 тысяч человек — в Ростовской и Волгоградской областях (Дон).

В 1584 Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. В 1612—1615 годах войско переходило из ведения Разряда в Посольский приказ и присягало на верность Михаилу Федоровичу Романову.

В 1700 году по повелению Петра I изменили порядок сбора на войсковой круг, на который было велено приходить только станичным атаманам. До 1716 года Российская империя вела отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами. В 1716 году войско Донское перешло в ведение Правительствующего сената, в 1721 вступило в ведение Военной Коллегии Российской империи.

В 1718 году все православные церкви войска донского вошли в состав Воронежской епархии. В 1775 году князь Потёмкин учреждает Войсковую Канцелярию на Дону, казачьи чины приравнены в правах с офицерскими чинами армии Российской империи. Чин казачьего полковника давал права на потомственное дворянство Российской империи. Все казаки мужского пола были военнообязанными. В 1804 году триста человек торговых казаков были освобождены от военной службы. В 1834 году было учреждено Донское торговое общество. В 1918 году было провозглашено независимое государство Всевеликое Войско Донское, уничтоженное в 1920 году.

3)Чем отличался  хозяйственный уклад Донских  казаков от русских крестьян? Что было общего?

Земледелие  и скотоводство

Основу хозяйственной жизни  казаков станицы Раздорской составляло сельское хозяйство. Земля являлась собственностью юрта станицы. Юртовая земля делилась на три главные части. Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота, а третья для сенокосов.

По состоянию на 1900 год «…В  общем довольствии станицы и  юртовых хуторов находится 13012 десятин  земли удобной и 4100 десятин неудобной земли, в том числе под лесом – 1342 десятины».

Кроме этого небольшая часть  земли отводилась под огороды, бахчи, а влажные места под луга. Лес, который рос вдоль левобережья  и на острове также являлся  собственностью станицы, но в хозяйстве  казаков он использовался исключительно как топливо и сырьё для плетения корзин, плетней и т.д.

Главным предметом земледелия считалось  выращивание пшеницы. Пшеница преимущественно  сеялась яровая. Далее в севообороте  значительное место отводилось ячменю, менее значительное ржи, просу, овсу, гороху, чечевице, гречихе.

Согласно статистическим данным в 1900 году «Общественных хлебных магазинов  в юрте станицы состоит 6, в которых  к 1 апреля 1900 года было на лицо 300 четвертей  хлеба».

С выращенным урожаем казаки распоряжались по-разному. Всё зависело от его количества, состава семьи. Но если были излишки, то их свозили для продажи в общественные и частные амбары-ссыпки. Они находились районе бывшей пристани. Сюда казаки сдавали излишки не только хлеба, но и других продуктов земледелия.

Жители станицы занимались также  овощеводством.

Важную роль в хозяйстве казака отводилось скотоводству. В чистом виде казака-скотовода не было. Но тот, кто занимался земледелием, был  в тоже время и скотоводом, т.к. почти каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец. Помимо того, что скот являлся основной тягловой силой, его также продавали, что приносило немалые доходы. Казак, снаряжаясь на службу, на вырученные деньги от продажи скота, покупал всю необходимую воинскую амуницию. К тому же он уходил на службу на своём собственном коне.

По состоянию на 1900 год в станице  насчитывалось:

«У казаков: лошадей – 2073 голов, крупного скота – 7356, разного мелкого  скота – 11564.

У иногородних: лошадей – 170, крупного скота – 2910, разного мелкого скота – 830».

Лошади были одной породы во всей Области войска Донского. До 1917 года в станице имелся станичный войсковой  табун. Пасли его на специально отведённой территории – пастбищах под городом  Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты). Гулевой станичный скот нанимались пасти калмыки.

Станичный войсковой табун содержали  в специальном кирпичном сарае  в Забалке. Обслуживали табун  казаки, освобождённые от воинской службы. Главным у них был смотритель, который отчитывался за сохранность  табуна перед станичным атаманом. Табун этот также служил резервом на случай войны.

Промыслы  и ремёсла 

Вспомогательным промыслом считалось  у казаков рыболовство. В реке Дон водилось большое разнообразие рыбы. Рыбу вялили, сушили и продавали  на городских рынках, что также приносило доход в семейный доход.

Жители станицы Раздорской занимались также пчеловодством, лозоплетением.

По состоянию на 1887 год в Раздорской насчитывалось 808 дворов, в которых  проживало 4047 человек. Казаков было 3344 человек. Остальные мещане, крестьяне, чиновники. В станице были и ремесленники: пекари, мясники, портные, сапожники, кузнецы, бондари, плотники.

В начале ХХ века в Раздорской находилось 6 маслобоек, 2 кожевенных завода, 12 кузниц, 4 водяных и 24 ветряных мельницы.

В 1911-1912 г.г. в Раздорском приходском училище занимались шелководством. Своим занятием учителя заинтересовали не только учеников, но и жителей станицы.

По состоянию на 1915 год в станице  Раздорской насчитывалось 846 дворов, в  которых проживало 4817 человек. Соответственно в хуторе Пухляковский – 190 дворов и 1003 жителя. А в хуторе Каныгин было 347 дворов и проживало 1856 человек.

Виноградарство

 

Станица Раздорская с давних времён славилась своими виноградниками. Раздорскую считают родиной знаменитой «Донской чаши» – мощной формировки виноградного куста дающего высокие урожаи.

Принято считать, что промышленное развитие виноградарства на Дону связано  с Петром I. По его распоряжению в 1706 и 1722 годах вблизи станиц Раздорской и Цимлянской были заведены виноградные  сады. В районе этих станиц по правобережью Дона имелись разнообразные почвы, подпитанные родниками и хорошо прогреваемые солнцем. Такие условия были благоприятными для выращивания винограда.

Информация о работе Музей истории российского казачества