Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:43, реферат
В данной работе речь пойдет о соотношении таких двух понятий как мораль и политика. Актуальным для исследования этих двух категорий является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Эта работа даст обзор лишь тех концепций, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей. Мне кажется, что каждый человек имеет свое неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических.
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........2
1. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА В УЧЕНИЯХ КОНФУЦИЯ………………………3
1.1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В УЧЕНИЯХ КОНФУЦИЯ……………………………………….………………...4
1.2. ВЛАСТЬ И МОРАЛЬ В УЧЕНИЯХ КОНФУЦИЯ………………………...8
2. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА В УЧЕНИЯХ Н. МАКИАВЕЛЛИ………...……11
2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В УЧЕНИЯХ Н. МАКИАВЕЛЛИ…………………………………………………11
2.2. ВЛАСТЬ И МОРАЛЬ В УЧЕНИЯХ Н. МАКИАВЕЛЛИ………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
Негосударственное
частное образовательное
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «История правовых и политических учений»
Тема: «Мораль
и политика в учениях Конфуция и Макиавелли»
Направление
030500 Юриспруденция
Выполнил студент гр. Ю-41___________ С.В. Ванханен
Руководитель________________ А.А. Шматков
(ФИО
подпись)
Южно-Сахалинск
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1. МОРАЛЬ И
ПОЛИТИКА В УЧЕНИЯХ КОНФУЦИЯ………
1.1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В
УЧЕНИЯХ КОНФУЦИЯ……………………………………….………………
1.2. ВЛАСТЬ И МОРАЛЬ В УЧЕНИЯХ КОНФУЦИЯ………………………...8
2. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА В УЧЕНИЯХ Н. МАКИАВЕЛЛИ………...……11
2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В
УЧЕНИЯХ Н. МАКИАВЕЛЛИ…………………………………………………
2.2. ВЛАСТЬ И
МОРАЛЬ В УЧЕНИЯХ Н.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………….19
ВЕДЕНИЕ
В
данной работе речь пойдет о соотношении
таких двух понятий как мораль
и политика. Актуальным для исследования
этих двух категорий является то, что
они относятся к наиболее ранним
регуляторам общественной жизни. Эта
работа даст обзор лишь тех концепций,
которые имели наиболее широкий
резонанс, наибольшее количество последователей.
Мне кажется, что каждый человек
имеет свое неповторимое мировоззрение,
свой собственный взгляд на любой
из вопросов, в том числе и политических.
Этот взгляд имеет основания и
обусловлен неповторимым личным опытом,
воздействием социальной среды и
воспитания, системы верований, уровнем
нравственного и просто умственного
развития, психофизиологическими
Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Родился около 28 сентября 551 г.до н.э., умер в 479 г.до н.э..Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Конфуцию
приписывается редактура
Пять постоянств праведного человека:
Жэнь— «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.
И— «правда», «справедливость». И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили.
Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например, почтение к родителям и правителям.
Чжи—
здравый смысл, благоразумие, «мудрость»,
рассудительность — умение просчитать
следствия своих действий, посмотреть
на них со стороны, в перспективе.
Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены.
Учитель сказал: Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ не повинуется.
Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством.
Учение Конфуция еще ценно потому, что он сам был на государственной службе. Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано
Он создает
идеал высоко морального человека. Который
должен обладать чувством долга и человечностью,
став идеологией правящих классов, превратилась
в жестокую систему требований обязательных
для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство
превратилось в религию, где верховной
силой считается небо. Большое место отводится
ритуалам.
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством. Согласно разработанной им схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение. Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и жэнь ("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему,к родственникам. Сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливость), по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!". Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой «семейства».
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе"(гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единства через разногласия".К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роли правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы("совершенно мудрый"). По Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли..
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
В своих
суждениях о государстве он выделял
два социальных слоя: управляющие
и управляемые. Под управляющими
он понимал цзынь-цзы как "благородного
чиновника". Именно они должны осуществлять
власть в государстве. Их высокие
нравственные качества должны быть примером
для всех остальных. Их роль заключается
в воспитании народа, направлении
его на правильный путь. При сравнении
с семьей видна явная аналогия
между Цзюнь-цзы в государстве
и отцом в семье. Управляющие -
отцы народа.
Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но в общем он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли".
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство
самоуважения. Конфуций считал, что
только уважающие себя люди
способны проявить уважение к
народу при вынесении каких-
2) Чувство
ответственности. Правитель
3) Чувство
доброты при воспитании народа.
Правитель, обладающий
4) Чувство
справедливости. Это чувство должно
быть развито особенно у людей,
Таким образом, только сочитание четырех перечисленных Дао - норм поведения - дает в итоге право называться цзюнь цзы.
Даже
будучи сторонником авторитарной системы,
Конфуций был противником излишней
абсолютизации царской власти, и
в своей модели ограничивал права
царя, большое значение придавая тому,
чтобы основные решения принимались
не одним человеком, а группой
лиц. По мнению Конфуция, это исключало
возможность субъективного
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя
основное внимание управляющим людям,
Конфуций подчеркивал, что главный
фактор стабильности государства - доверие
народа. Власть, которой не доверяет
народ, обречена на отдаление от него,
а значит, на неэффективность управления
и в этом случае неизбежен регресс
общества.
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев.
Государство
трактуется им как большая семья.
Власть императора ("сына неба") уподобляется
власти отца, а отношения правящих
и подданных — семейным отношениям,
где младшие зависят от старших.
Изображаемая Конфуцием социально-
Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально- политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими принципов добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если Вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер".
Информация о работе Мораль и политика в учениях Конфуция и Макиавелли