Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о роли монголо-татарского нашествия на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных и актуальных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии. Во-первых, это признание очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского государства. Основоположником такой точки зрения был Н.М. Карамзин, а в 20-е годы нашего века она была развита так называемыми евразийцами. В то же время они в отличие от Л.Н. Гумилева, нарисовавшего в своих исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и Орды, не отрицали таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение монгольского государства 4
2. Нашествие Батыя на Русь и установление ордынского владычества 7
3. Влияние ордынского ига на развитие русских земель 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Основные даты исторических событий 26

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

11. Монголо-татарское  нашествие и его последствия  для Руси

 

Содержание 
 

Введение           3

1. Возникновение  монгольского государства     4

2. Нашествие  Батыя на Русь и установление  ордынского владычества 7

3. Влияние  ордынского ига на развитие  русских земель   15

Заключение          23

Список  использованной литературы      25

Основные  даты исторических событий      26 

 

Введение 

     Вопрос  о роли монголо-татарского нашествия  на историю России издавна принадлежит  к числу дискуссионных и актуальных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии. Во-первых, это признание очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского государства. Основоположником такой точки зрения был Н.М. Карамзин, а в 20-е годы нашего века она была развита так называемыми евразийцами. В то же время они в отличие от Л.Н. Гумилева, нарисовавшего в своих исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и Орды, не отрицали таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани и т.д.

     Другие  историки (среди них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII–XV в., либо органически вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды.

     Наконец, для многих историков характерна как бы промежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства, как считают Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.А. Кучкин и другие, произошло не благодаря, а вопреки Орде.

     Далее с учетом современного уровня знаний об экономическом, социальном, политическом, культурном развитии русских земель XIII–XV вв. попытаемся описать особенности монгольского нашествия на Русь и роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси.

 

1. Возникновение монгольского  государства 

     Скотоводческие  монгольские племена заселяли обширные пространства от Великой Китайской  стены до озера Байкал (территории, ныне входящие в состав Бурятии и  Монголии). Носили они различные названия: собственно монголы, меркиты, керейты, ойраты, татары.

     На  рубеже XII – XIII вв. монголы переживали стадию разложения родоплеменных отношений. Шел процесс социального расслоения общества. Формируется своеобразная «степная аристократия», родовая знать – старейшины-нойоны и вожди-ханы, в руках которых сосредоточиваются лучшие и обширные пастбища, скот. Их окружали воины-нукеры, с помощью которых знать правила и совершала набеги на соседей.

     Возникшая социальная напряженность была не настолько острой, чтобы разрушить монгольское общество. Больше того, опираясь на все еще прочные родоплеменные связи, монгольская знать переориентировала соплеменников на завоевание и покорение окружающих народов. Идея обладала цементирующим свойством и сплотила монгольские племена вокруг нескольких военных предводителей.

     На  роль предводителя всех монголов претендовали несколько представителей знати. Острое соперничество закончилось победой Темучжина, будущего Чингисхана, смелого и жестокого человека, пережившего немало злоключений на пути к власти1.

     Объединив вокруг себя часть монгольских родов, Темучжин обрушился на татар. Это  монгольское племя благодаря  общению с китайцами опережало  другие племена в развитии и первым вступило в тесные контакты с окружавшими  народами. Именно поэтому соседи часто переносили название татар на все родственные им монгольские племена. Позднее это название переняли христианские народы. В сознании последних татары представлялись слугами дьявола, явившимися из ада. Ад погречески «тартарос» (отсюда «провалиться в тартарары»). Это созвучие упрочило за завоевателями название татары, хотя к моменту их появления в Европе не только татары, а и все монголы в этническом отношении составляли лишь часть войска завоевателей.

     По  преданию, Темучжин мстил татарам за смерть своего отца, коварно ими отравленного. Часть врагов была перебита – казнили всех, кто ростом был выше оси колеса степной повозки.

     Темучжин  приобретал славу удачливого и непобедимого вождя всех монголов. В начале XIII в. на съезде монгольской знати – курултае Темучжин был провозглашен верховным правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – великого хана.

     Поставив  себе целью создание великой империи, Чингисхан блестяще использовал воинские навыки монголов. Все общество и государство было выстроено по военному образцу. Монголы получили четкую организацию, скрепленную родоплеменными связями, беспрекословным подчинением старшему и жесточайшей дисциплиной. Против тяжелой конницы монголов не могли устоять даже закованные в доспехи западноевропейские рыцари.

     История Монгольской империи неразрывно связана с именем Чингисхана. По своим личным качествам Чингисхан  как никто другой подходил такому государству. Для создания империи требовался прежде всего дар военачальника – Чингисхан был выдающийся полководец и государственный деятель. Чтобы скроенное силой государство не распалось, нужна была твердость и жестокость – основатель империи правил железной рукой. Не случайно в памяти многих народов он остался как беспощадный и жестокий завоеватель.

     В 1211 г. монголы обрушились на северокитайское  государство Цзинь. Борьба продолжалась более 20 лет и закончилась падением Цзиньской империи. Монголы многое перенимали, заимствовали у своих противников. Особенно их интересовали военные знания китайцев и их опыт управления государством, позднее примененный в других областях Монгольской империи.

     В 1219 г. настал черед государства Хорезмшахов. По уровню культуры, численности населения и экономической мощи это мусульманское государство превосходило монголов. Но прочность его была подорвана острыми социальными и этническими противоречиями, своекорыстием и бездарностью правителей, отсутствием единой воли к сопротивлению. Из Средней Азии отряды монголов двинулись в Северный Иран и Афганистан, на Кавказ и в половецкую степь.

     Первая  встреча монголов с русскими. В 1223 г. разведывательный отряд монголов под командованием Джэтэ и Субэдэя, разгромив на Кавказе войска армян, грузин, аланов и половцев, появился в южнорусских степях. Половцы обратились к русским князьям за помощью. Выступление против неведомого и грозного врага было признано необходимым.

     Дружины Мстислава Удалого, его зятя Даниила  Романовича, Мстислава Киевского, Мстислава Черниговского и других князей свидетельствовали о реальных возможностях правителей, объединившихся для защиты границ. Федерация русских князей выставила достаточно большие силы. Однако они были несравненно меньше монгольских. Кроме того, само объединение было непрочным – взаимные обиды и своекорыстные интересы мешали согласованным действиям.

     16 июня 1223 г. произошло сражение  на реке Калке. Отсутствие единого  командования – прямое следствие удельных порядков – обернулось трагедией. По сути, половцы и русские дружины были поражены по частям и уничтожены.

     Жестокое  поражение на Калке ничему не научило русских князей. Грозная опасность с востока не была осознана. Но едва ли есть основания упрекать князей в легкомыслии. Это были правители эпохи феодальной раздробленности с соответствующей психологией и поведением. Реальная политика помельчала и свелась до скромных масштабов отчин-уделов, за которыми трудно было разглядеть нечто большее.

     К тому же монголы были приравнены к  неведомым – так оно и было – народам, уже не раз приходившим из степи и в степи же пропадавшим. В рамках господствующего религиозного мышления это осмысливалось как Божье наказание.

     Чингисхан, сохраняя верховенство, разделил империю  между своими сыновьями. Старшему сыну Джучи были пожалованы все земли на запад от Урала, «до тех мест, до которых дойдут монгольские кони». А это были незавоеванные земли. Правда, ни самому основателю обширной Монгольской империи, ни его сыну не пришлось возглавить новый поход – первый умер в 1227 г., второй был убит в результате заговора. Во главе улуса Джучи был поставлен внук Чингисхана Батый. В 1235 г. на курултае чингизиды – потомки завоевателя – приняли решение о вторжении в Европу. На следующий год полчища Батыя разгромили Волжскую Булгарию. После этой победы орды Батыя отошли в поволжские степи, чтобы, передохнув, обрушиться на Русь.

2. Нашествие Батыя  на Русь и установление  ордынского владычества

 

     Зимой 1237 г. Батый вторгся в пределы  Рязанского княжества. После пяти дней осады пала Рязань, обращенная после  разграбления в пепелище. Следом настала очередь Владимиро-Суздальского княжества. Владимирский князь Юрий Всеволодович попытался встретить противника у приграничной Коломны. Отряды Батыя разгромили владимирские полки и устремились к столице княжества. Деревянные стены Владимира не могли устоять перед стенобитными машинами – пороками – и бесчисленными отрядами осаждавших. 7 февраля они ворвались в город. Многие жители Владимира, члены великокняжеской семьи напрасно искали защиты под сводами Успенского собора – разъяренный противник ворвался в церковь и перебил всех укрывшихся.

     Тогда же пали Суздаль, Ростов, Ярославль, Галич, Дмитров, Тверь и другие города. Сам  Юрий предпринимал отчаянные попытки собрать все силы и найти союзников. Но Батый опередил его: опытный полководец, он не стал дожидаться, пока владимирский князь пополнит свои поредевшие рати и сам выступит против него. Татары настигли Юрия и принудили 4 марта 1238 г. дать сражение на реке Сити. Владимирцы были разбиты. Юрий Всеволодович погиб.

     В намерениях Батыя был поход на богатый Новгород. После падения Торжка завоеватели устремились на город. Но наступившая распутица сделала дороги непроходимыми. Возникли трудности с кормом для лошадей. По преданию, у Игнач-камня, не дойдя сто верст до Новгорода, Батый приказал повернуть назад. Город и его жители были спасены от разгрома и разрушения.

     Необъятные  леса северо-восточной Руси казались монголам враждебными и неприветливыми. Потому войска татаро-монголов, обремененные богатой добычей, устремились в поволжские степи. Назад шли изгоном. Точно широким неводом, они захватывали все города и села, которые попадались им на пути. Один из отрядов наткнулся на Козельск, жители которого отказались отворить ворота. Началась осада. Удивительное дело: иные, более многочисленные и лучше укрепленные северо-восточные города не могли устоять перед захватчиками и нескольких дней. Козельск оборонялся семь недель. Не случайно он назван был захватчиками «злым городом», а все жители его, вплоть до младенцев, перебиты.

     Могли ли устоять русские княжества  перед Батыем? Насколько можно было, оставаясь в рамках удельного сознания (другого не было), преодолеть разобщенность? Битва на Калке хорошо показала реальные возможности военного объединения: князья способны были выступить заедино, но эффективность таких действий тоже не была высокой.

     Однако  дело не только в военной и политической разобщенности. Захватчики имели подавляющий перевес над своими противниками. Этот перевес был настолько большой, что можно в порядке размышления задаться проблематичным вопросом: а могла ли устоять единая Киевская Русь перед отлаженной военной машиной Монгольской империи?

     В литературе встречаются разные сведения о численности войска монголов. Современники нашествия называли цифры в несколько  сот тысяч человек. В настоящее время исследователи, исходя из разных источников и реальных возможностей управлять и содержать конное войско в зимних условиях на северо-востоке, говорят о 120–140 тысячах. Напомним, что улус Батыя был лишь частью Монгольской империи. За спиной завоевателей стояли неисчислимые резервы последней, и они при необходимости могли восполнять и увеличивать силы.

     Между тем даже крупные русские княжества  могли выставить в лучшем случае от 5 до 10 тысяч человек, подавляющая часть которых – народное ополчение, непрофессиональные воины. Общая численность защитников северо-восточной Руси, включая новгородское ополчение, могла достигнуть 30–40 тысяч человек. Стоит ли удивляться, что, столкнувшись с бесчисленными ордами, русские люди восприняли их как наказание Божие, как приближение конца света, Судного дня.

Информация о работе Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси