Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:20, реферат
Развитие благотворительной деятельности в России обусловлено характером сложившихся социальных отношений, ролью государства в общественной жизни, историческими традициями. Когда государственные структуры в достаточной мере не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, при том, что в связи с этими проблемами число нуждающихся в социальной помощи значительно, то возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.
Введение……………………………………………………….стр.3
1. Этапы становления благотворительности в России…….….стр.3-4
2. История появления монастырской благотворительности
в России…………………… ……….....………..………….....стр.4-5
3. Монастырская благотворительность в России и роль
государства на различных этапах её развития…….....….…стр.5-12
4. Возрождение церковно-монастырской благотворительности
в наши дни……………………………………………………стр.12
Заключение……………………………………………..…….стр.12-13
Список литературы……………………………………....…..стр.14
.
Российский
Государственный
Социальный Университет
Факультет
«Социальная работа,
педагогика и ювенология»
Кафедра
теории и методологии
социальной работы
Специальность
«Социальная работа»
Реферат
по дисциплине «Введение в специальность»
по
теме: «Монастырская
благотворительность»
Студентка 1 курса,
Заочного
отделения,
Москва 2010 года
в России…………………… ……….....………..………….....стр.4-5
государства на различных этапах её развития…….....….…стр.5-12
4.
Возрождение церковно-
в наши дни……………………………………………………стр.12
Заключение……………………………………………..…
Список литературы……………………………………....….
.
Введение
Развитие благотворительной деятельности в России обусловлено характером сложившихся социальных отношений, ролью государства в общественной жизни, историческими традициями. Когда государственные структуры в достаточной мере не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, при том, что в связи с этими проблемами число нуждающихся в социальной помощи значительно, то возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций. Традиционными объектами благотворительной деятельности являются люди, страдающие от тяжёлых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а так же дети и взрослые, чьё развитие существенно отличается от общепринятой нормы.
Благотворительная деятельность является нравственной древнейшей и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Под словом "благотворительность" в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Специфика
российской благотворительности в
том, что она носит прерванный
характер. В процессе становления
советской власти и формирования
системы социального
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа».
1.
Этапы становления благотворительности
в России
История
становления
1.
Архаический период –
2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.;
3.
Период церковно-
4.
Период государственного
5.
Период общественного и
6.
Период государственного
7.
Период социальной работы –
с начала 90-х годов по настоящее
время.
2.
История появления монастырской
благотворительности
в России
Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. Св. Владимир, крестивший Русь, служил народу примером сострадания к ближнему. Летопись рассказывает, что всякий нищий и убогий мог свободно приходить на княжеский двор и получать там "всякую потребу, питье и яствы, и от скотниц кунами". Для тех, кто по болезни или немощности не мог прийти сам, князь велел развозить по улицам хлеб, мясо, мед и квас. Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, вступившего на престол в 1016 году. Ярослав Владимирович внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Он более других прославился "нищелюбием", завещая своим детям: "всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите". Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.
Постепенно дело благотворительности в древней Руси, как и в Европе, сосредоточилось в руках Церкви и осуществлялось в основном через монастыри, которые располагали существенными средствами благодаря установившемуся с принятия христианства княжескому обычаю отдавать Церкви десятую часть поступлений в казну, так называемую десятину.
Дела милосердия и благотворительности были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с "чернецами и попами", "нищие, слепые и хромые" считались "церковными людьми". В другом же документе – "Правиле о церковных людях" (XIII в.) – перечисляется ряд благотворительных дел, требующих большого количества церковных средств: "...нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы".
Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал, что "Церковь на Руси соединяла в одно общество людей разных состояний или во имя цели, или тайного назначения, или во имя чувства сострадания и милосердия".
Русская Православная Церковь, структурное формирование которой завершилось в эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), создала и свой благотворительный центр, который размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для бедных странников.
По утверждению историков Церкви, преподобный Феодосии, показавший пример "заступничества и благотворения" по отношению к жертвам тогдашнего кривосудия, каждую неделю отправлял воз печеного хлеба в тюрьму заключенным и добивался перед князем их освобождения.
В XII веке
был основан больничный Троицкий
мужской монастырь Николой Святошей,
где имелась больница на 32 кровати с аптекою.
Так складывался милосердно-благотворительный
институт Русской Православной Церкви,
имевший в лице монахов своих социальных
работников, свои больницы, аптеки, а также
обладавший финансовыми средствами из
"десятины". Владимир Мономах наставлял
в своем "Поучении":"Будьте отцами
сирот; не оставляйте сильным губить слабых;
не оставляйте больных без помощи".
3.
Монастырская
К концу ХIII века в России существовало около 100 монастырей.
В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло русское государство, Русская Православная Церковь, одновременно стала единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых, нищих, и фактически полностью взяла на себя благотворительные функции. Этому способствовало и то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Древней Русью, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали митрополитам охранительные грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым Церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся.
Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.
Во времена татаро-монгольского ига укрепилась традиция оставлять Церкви имущество по душе. Поскольку Церковь и монастыри принимали под свое покровительство нищих и убогих (которых называли на Руси церковными или богадельными людьми) без особого разбора, около монастырей возникали целые нищенские слободы.
Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви.
Неразрывно
связал служение русского православного
монашества с благотворительной
деятельностью Преподобный
Писцовые книги XVI в. при описании монастырских земель и хозяйств очень часто упоминают особые приюты для бедных, кормящихся подаянием или милостями монастыря. Прп. Евфросин в своем монастырском уставе особую главу посвящает благотворительности, по его уставу, монастыри должны безвозмездно кормить богомольцев первые три дня их пребывания в обители. Нестяжатели, такие как Нил Сорский или Артемий, в своих сочинениях писали, что если у монастыря есть имущество, оно должно употребляться на помощь бедным. Иосифляне Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий не только кормили бедных в своих монастырях, но в неурожайные годы помогали соседним селам хлебом и другим продовольствием. То же самое делал и Кириллов монастырь. На праздник Успения Божией Матери (15 августа) — престольный праздник монастырского храма, в Иосифовом монастыре раздавали нищим деньги. Троице-Сергиев монастырь был особенно широко известен своей благотворительностью. «Туда,— писал Герберштейн (во 2-й четверти XVI в.),— ежегодно стекается множество народа, чтобы поклониться святыне... И сколько бы ни собралось людей, всем всегда хватает еды, и всегда остается столько, сколько нужно для пропитания монастырских слуг, так что там никогда нет ни недостатка, ни избытка».
Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды
В Николаевско-Пешношском
монастыре оказывалось
Большую
известность, благодаря своей
Как и на Западе, для определенной категории людей нищенство оказывалось выгодным промыслом. Явление это было настолько распространенным, что на Стоглавом соборе, созванном в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, было признано необходимым принимать меры против нищих-профессионалов. В Стоглаве высказывается идея необходимости трудоустройства работоспособных нищих и устройства богаделен "для прокаженных и престарившихся". Стоглавый Собор, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. После Стоглавого Собора роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает. Государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей. Им предписывалось отделить действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для них мужские и женские богадельни под руководством священников и целовальников, а также содержать эти учреждения за счет пожертвований.
Данная тенденция в развитии благотворительности обусловлена, по всей видимости тем, что к середине XVI века многие государственные деятели, убедившись, что раздача милостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворительности отрицательно.
В
общественном сознании уже со времен
Стоглавого Собора зрела идея перехода
от благотворительности к системе
общественного и