Монастырская благотворительность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:20, реферат

Описание работы

Развитие благотворительной деятельности в России обусловлено характером сложившихся социальных отношений, ролью государства в общественной жизни, историческими традициями. Когда государственные структуры в достаточной мере не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, при том, что в связи с этими проблемами число нуждающихся в социальной помощи значительно, то возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………….стр.3

1. Этапы становления благотворительности в России…….….стр.3-4

2. История появления монастырской благотворительности
в России…………………… ……….....………..………….....стр.4-5

3. Монастырская благотворительность в России и роль
государства на различных этапах её развития…….....….…стр.5-12

4. Возрождение церковно-монастырской благотворительности
в наши дни……………………………………………………стр.12

Заключение……………………………………………..…….стр.12-13

Список литературы……………………………………....…..стр.14
.

Работа содержит 1 файл

МОНАСТЫРСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Социальный Университет 

     Факультет «Социальная работа, педагогика и ювенология» 

Кафедра теории и методологии  социальной работы 

Специальность «Социальная работа» 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Введение  в специальность»

по  теме: «Монастырская благотворительность» 
 
 
 
 

                                    Выполнила

                 Студентка 1 курса,

              Заочного  отделения, 
               
               
               

Москва 2010 года

ПЛАН

          Введение……………………………………………………….стр.3

 
  1. Этапы становления благотворительности в России…….….стр.3-4
 
  1. История появления  монастырской благотворительности

          в России…………………… ……….....………..………….....стр.4-5

             

  1. Монастырская благотворительность в России и роль

          государства на различных этапах её развития…….....….…стр.5-12 

4.     Возрождение церковно-монастырской благотворительности

       в наши дни……………………………………………………стр.12 

        Заключение……………………………………………..…….стр.12-13 

        Список литературы……………………………………....…..стр.14

         . 
 
 
 
 
 
 

        
     

       

        Введение 

     Развитие  благотворительной деятельности в России обусловлено характером сложившихся социальных отношений, ролью государства в общественной жизни, историческими традициями. Когда государственные структуры в достаточной мере не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, при том, что в связи с этими проблемами число нуждающихся в социальной помощи значительно, то возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций. Традиционными объектами благотворительной деятельности являются люди, страдающие от тяжёлых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а так же дети и взрослые, чьё развитие существенно отличается от общепринятой нормы.

     Благотворительная деятельность является нравственной древнейшей и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Под словом "благотворительность" в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

     Специфика российской благотворительности в  том, что она носит прерванный характер. В процессе становления  советской власти и формирования системы социального обеспечения  (1917 –1991 гг.) понятие благотворительность было исключено из обихода как пережиток буржуазного строя.

     Благотворительность прошла долгий путь своего становления  и развития, и стала основой  для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа».

 

1. Этапы становления благотворительности в России 

     История становления благотворительности  в России можно разделить на несколько  этапов:

1.          Архаический период – родоплеменные  и общинные формы помощи и  взаимопомощи у славян до Х  в.;

2.          Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.;

3.          Период церковно-государственной  помощи – с XIV в. по вторую  половину XVII в.;

4.          Период государственного призрения  – со второй половины XVII в.  по вторую половину XIX в.;

5.          Период общественного и частного  призрения – с конца XIX в.  до начала ХХ в.;

6.          Период государственного обеспечения  – с 1917 по 1991 гг.;

7.          Период социальной работы –  с начала 90-х годов по настоящее  время. 

2. История появления монастырской благотворительности в России 

     Подлинным толчком для развития благотворительности  в России стало принятие христианства в 988 году. Св. Владимир, крестивший Русь, служил народу примером сострадания к ближнему. Летопись рассказывает, что всякий нищий и убогий мог свободно приходить на княжеский двор и получать там "всякую потребу, питье и яствы, и от скотниц кунами". Для тех, кто по болезни или немощности не мог прийти сам, князь велел развозить по улицам хлеб, мясо, мед и квас. Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, вступившего на престол в 1016 году. Ярослав Владимирович  внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Он более других прославился "нищелюбием", завещая своим детям: "всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите". Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

     Постепенно  дело благотворительности в древней  Руси, как и в Европе, сосредоточилось  в руках Церкви и осуществлялось в основном через монастыри, которые  располагали существенными средствами благодаря установившемуся с принятия христианства княжескому обычаю отдавать Церкви десятую часть поступлений в казну, так называемую десятину.

Дела  милосердия и благотворительности  были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с "чернецами и попами", "нищие, слепые и хромые" считались "церковными людьми". В другом же документе – "Правиле о церковных людях" (XIII в.) – перечисляется ряд благотворительных дел, требующих большого количества церковных средств: "...нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы".

Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал, что "Церковь на Руси соединяла в одно общество людей  разных состояний или во имя цели, или тайного назначения, или во имя чувства сострадания и милосердия".

Русская Православная Церковь, структурное  формирование которой завершилось  в эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), создала и свой благотворительный  центр, который размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для бедных странников.

По утверждению  историков Церкви, преподобный Феодосии, показавший пример "заступничества и благотворения" по отношению к жертвам тогдашнего кривосудия, каждую неделю отправлял воз печеного хлеба в тюрьму заключенным и добивался перед князем их освобождения.

В XII веке был основан больничный Троицкий мужской монастырь Николой Святошей, где имелась больница на 32 кровати с аптекою. Так складывался милосердно-благотворительный институт Русской Православной Церкви, имевший в лице монахов своих социальных работников, свои больницы, аптеки, а также обладавший финансовыми средствами из "десятины". Владимир Мономах наставлял в своем "Поучении":"Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи". 

3. Монастырская благотворительность  в России и роль государства на различных этапах её развития 

     К концу ХIII века в России существовало около 100 монастырей.

В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло  русское государство, Русская Православная Церковь, одновременно стала единственным прибежищем для нуждающихся в  помощи людей убогих, престарелых, нищих, и фактически полностью взяла на себя благотворительные функции. Этому способствовало и то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Древней Русью, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали митрополитам охранительные грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым Церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся.

Именно  в период татаро-монгольского ига  Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.

Во времена  татаро-монгольского ига укрепилась традиция оставлять Церкви имущество  по душе. Поскольку Церковь и монастыри  принимали под свое покровительство  нищих и убогих (которых называли на Руси церковными или богадельными людьми) без особого разбора, около монастырей возникали целые нищенские слободы.

     Избавление  от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви.

Неразрывно  связал служение русского православного  монашества с благотворительной  деятельностью Преподобный Сергий Радонежский. В делах милосердия выражалось призвание иноков служить миру, что являлось идеалом монашеского делания.

Писцовые  книги XVI в. при описании монастырских земель и хозяйств очень часто  упоминают особые приюты для бедных, кормящихся подаянием или милостями  монастыря. Прп. Евфросин в своем монастырском уставе особую главу посвящает благотворительности, по его уставу, монастыри должны безвозмездно кормить богомольцев первые три дня их пребывания в обители.    Нестяжатели, такие как Нил Сорский или Артемий, в своих сочинениях писали, что если у монастыря есть имущество, оно должно употребляться на помощь бедным. Иосифляне Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий не только кормили бедных в своих монастырях, но в неурожайные годы помогали соседним селам хлебом и другим продовольствием. То же самое делал и Кириллов монастырь. На праздник Успения Божией Матери (15 августа) — престольный праздник монастырского храма, в Иосифовом монастыре раздавали нищим деньги. Троице-Сергиев монастырь был особенно широко известен своей благотворительностью. «Туда,— писал Герберштейн (во 2-й четверти XVI в.),— ежегодно стекается множество народа, чтобы поклониться святыне... И сколько бы ни собралось людей, всем всегда хватает еды, и всегда остается столько, сколько нужно для пропитания монастырских слуг, так что там никогда нет ни недостатка, ни избытка».

Царь  Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности  в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды

В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С конца XVI века прославился  своей благотворительностью Коневский  Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев.

Большую известность, благодаря своей благотворительной  деятельности, получил Иосифо-Волоколамский  монастырь, имевший странноприимный  дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.

     Как и на Западе, для определенной категории  людей нищенство оказывалось  выгодным промыслом. Явление это  было настолько распространенным, что  на Стоглавом соборе, созванном в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, было признано необходимым принимать меры против нищих-профессионалов. В Стоглаве высказывается идея необходимости трудоустройства работоспособных нищих и устройства богаделен "для прокаженных и престарившихся". Стоглавый Собор, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. После Стоглавого Собора роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает. Государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей. Им предписывалось отделить действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для них мужские и женские богадельни под руководством священников и целовальников, а также содержать эти учреждения за счет пожертвований.

Данная  тенденция в развитии благотворительности  обусловлена, по всей видимости тем, что к середине XVI века многие государственные  деятели, убедившись, что раздача  милостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворительности отрицательно. 

     В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собора зрела идея перехода от благотворительности к системе  общественного и государственного призрения. При этом начали яснее обозначаться и контуры системы призрения, которая должна была включать не только помощь бедным милостыней и особенно содержание их в богоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка.

Информация о работе Монастырская благотворительность