Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:48, доклад
Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе. По отцовской линии он происходил из семьи незнатных выходцев из Голландии, российское дворянство семья получила лишь в середине XIX в., а отец Витте был чиновником среднего ранга, служившим в Кавсказском наместничестве. Зато по матери Витте состоял в родстве с князьями Долгорукими и имел много влиятельных родственников. Любопытно, что двоюродной сестрой Витте была Елена Блаватская, основательница теософского учения. Сам он, потомок лютеран, воспитывался в духе формулы "православие, самодержавие, народность" и под влиянием своего дяди генерала Р. А. Фадеева, известного публициста славянофильского толка, зачитывался сочинениями Аксакова, Хомякова, Тютчева.
Однако проведение предложенных Особым совещанием и самим Витте мер правительство в данный момент сочло преждевременным. В манифесте от 26 февраля 1903 г. подтверждался принцип сохранения сословности, неприкосновенности общинного владения и неотчуждаемости крестьянских надельных земель. Вместе с тем по инициативе Витте были проведены такие важные меры, как отмена 12 марта 1903 г. круговой поруки и издание в 1904 г. законов, облегчавших переселения и паспортный режим для крестьян.
Отстранение Витте от должности министра финансов.
Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и
виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское
хозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века и
Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил
сельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогу
представителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитие
промышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападки
на политику индустриализации.
В июне 1902 года Плеве в противовес Особому совещанию создал при своем
министерстве (внутренних дел) еще один центр разработки аграрной политики,
которая стала поприщем соперничества двух министров.
В манифесте 26 февраля 1903 года, определившем программу царизма,
какой ее видели Николай II и Плеве, снова, хотя и с некоторыми оговорками,
провозглашалась "неприкосновенность общинного строя крестьянского
землевладения". Объединенными усилиями противники Витте при очевидном
сочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от рычагов
управления дальневосточной
исключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причины
увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года
нанесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил,
был неизмеримо менее влиятелен. Сам Витте поэтому сравнивал свое пребывание
на этом посту с тюремным заключением.
Правительство С.Ю. Витте, и попытки продолжения реформ.
Новая ситуация создалась после 15 июля 1904 года, когда был убит
министр внутренних дел Плеве. Она породила энтузиазм и небывалое
возбуждение. На пост министра внутренних дел был назначен генерал-
губернатор Вильны князь П.Д.Святополк-Мирский, о котором с почтением
отзывались все, знавшие его. Культурный образованный человек он обладал
взглядами, куда более современными, чем взгляды его предшественника.
Вступление на министерский пост он ознаменовал заявлением, в котором он
обещал проводить политику, прислушивающуюся к голосу общественности, с
мнением которой он, по его словам, всегда считался; стремился разрядить
сгущавшуюся политическую атмосферу. К Витте вернулось деятельное состояние;
он высказался за создание "объединенного" правительства с ним самим в
качестве премьера и даже засел за изучение государственного права, чтобы
постичь основы конституционного строя.
На протяжении осени 1904 года, получившей в политической истории
России парадоксальное название "политическая весна", "весна Святополк-
Мирского", Витте принял во всех действиях живое и хлопотливое участие,
демонстративно поддерживая
12 декабря 1904 года был опубликован императорский указ,
предусматривавший осуществление целого ряда реформ. Его положения касались:
религиозной терпимости; свободы слова и реформы законов о печати;
пересмотра трудового
пользу, добившись того, чтобы разработка намеченных в нем мероприятий была
поручена комитету министров.
Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых
налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины. Но в
Совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности под
председательством Витте общине был нанесен сильный удар, впрочем, чисто
теоретический. Витте считал, что если бы Совещанию дали окончить работу, то
многое, что потом произошло, было бы устранено. Крестьянство, вероятно, не
было бы так взбаламучено революцией, как оно оказалось.
С.Ю. Витте и события 1905 года: манифест 17 октября.
Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско-японская война.
Поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы
сочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году,
заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь
конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских
кругах, но и решились на попытку скоординировать действия с
революционерами.
События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот в
мышлении рабочих масс, на которые до этого времени весьма слабо
действовала направленная на них пропаганда. Генерал Трепов и те, кто
позволил ему совершить этот безумный акт, разорвали те духовные узы,
которые связывали царя и простых рабочих.
17 января 1905 года Николай II, обращавшийся за советом к Витте и
другим министрам, приказал ему составить из них совещание по "мерам,
необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах, сверх
предусмотренных указом от 12 декабря 1904 года.
Итак шла осень 1905 года. Разразилась забастовка, которая с
исторической точки зрения носила уникальный характер, ибо она парализовала
всю жизнь в стане. По мере нарастания осенних революционных событий Витте
запугивал царя и его окружение и предлагал для спасения создать кабинет
министров, передать крестьянский вопрос будущей Думе. На революционные
события первых дней октября 1905 г. Витте отозвался речью о том, что "нужно
сильное правительство, чтобы бороться с анархией", и запиской царю с
программой либеральных реформ.
Витте не был сторонником конституции и парламентаризма. Еще совсем
недавно он доказывал, что даже бесправное местное земство несовместимо с
самодержавием. Больше всего его устроил бы строй, где царь считался бы
самодержцем, а реальная власть принадлежала бы ему, Витте. Но умный и
беспринципный Сергей Юльевич лучше других царских сановников умел оценивать
ситуацию и маневрировать в волнах политического океана. Вот почему в
октябре 1905 г. Витте "поставил" на конституцию. После нескольких дней
тяжких колебаний предложение Витте о конституции было принято. Царь решил
опубликовать манифест, в котором без упоминания самого слова "конституция"
будет провозглашено создание нового порядка, означавшего по сути дела
конституционную систему. Был издан составленный под руководством Витте
документ, получивший известность как манифест 17 октября.
19 октября появился указ о создании первого в
истории России объединенного Совета Министров, во главе которого и был
поставлен Витте.
Совет отнюдь не стал, как и обещал царю Витте, кабинетом в европейском
смысле. Он был ответственен не перед Думой, а перед царем. И министров
назначал царь, и во всех делах, которые Совет рассматривал, за царем
оставалось последнее слово. Будучи министром финансов, Витте имел большую
власть и пользовался большим влиянием, чем как глава правительства; не
только ограниченность компетенции Совета министров играла здесь роль, но и
различный характер отношений Витте с Александром III и Николаем II. Первый
во всем доверял Витте, а второй считал его чуть ли не злым гением своего
царствования.
Сейчас же после своего назначения Витте вступил в переговоры с
представителями либеральной общественности об их вхождении в правительство.
Переговоры ничем не закончились, оказавшись политическим маневром царизма,
несколько раз повторенным впоследствии преемниками Витте.
21 марта Совет
министров, собравшись под
не без строгости осудил Царя как бы обвинили в
либерализме. Активное участие Витте в том заседании не осталось без
последствий - царь закрыл возглавлявшееся Витте сельскохозяйственное
совещание и совещание министров (по "объединенному" правительству).
Витте снова оказался не у дел, но пробыл в тени недолго. В это время
приближалась развязка русско-японской войны. После Цусимы поиски пути
прекращения войны с Японией снова вывели полуопального сановника на
передний план (май 1905). 24 мая 1905 года на совещании при Совете
министров Витте заявил, что "дипломатическая партия проиграна", и
неизвестно, какой мирный договор удастся заключит министру иностранных дел.
А через месяц (хотя это решение далось царю нелегко) вести переговоры о
мире было поручено Витте.
Недюжинная одаренность,
государственная опытность,
умение ориентироваться в чуждых российскому бюрократу американских
политических правах помогли Витте в переговорах о мире с Японией.
Соглашение с Японией, которого Витте добился для России, не носило
унизительного характера и не предусматривало никаких крупных уступок. 15
сентября 1905 года Витте вернулся в Петербург. Он получил за Портсмутский
договор графский титул.
Именно осенью 1905
года (в октябре) впервые
Витте с "общественными деятелями" кандидатура Столыпина на пост министра
внутренних дел. С этого периода они находились на политической арене
одновременно.
Все конфликты обострились в первой половине февраля 1906г. Став
председателем Совета Министров, Витте не потерял интереса к переустройству
крестьянского землевладения, хотя центральным становился теперь вопрос о
принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьих
земель. Временами, в моменты подъема крестьянского движения, даже в самых
консервативных помещичьих кругах готовы были пойти и на это; 3 ноября
царским манифестом были отменены выкупные платежи. Однако как только
карательная политика приносила успех, аграрное реформаторство встречало
сопротивление. В начале 1906 г. царь пишет: "Частная собственность должна
оставаться неприкосновенной". Как меру, обещавшую смягчить крестьянский
натиск на землевладение помещиков, Николай II одобрил необходимость
признать надельные земли собственностью владельцев и установить порядок
выхода крестьян из общины этот вопрос
был включен в программу
разработанную виттеевским кабинетом.
Законопроект I Думы о земельной реформе, который предусматривал
разрешить эту проблему путем выкупа земли у частных собственников и
передачи ее крестьянам, позволил бы крестьянам самим определить будущее
общинного землевладения. Это был разумный и демократичный путь решения
древнейшей и наиболее существенной социально-политической проблемы России.
В случае принятия законопроекта в деревне немедленно начался бы
процесс социального расслоения, и нет сомнений, что из недр крестьянских
масс возникло бы "буржуазное" меньшинство, что позволило бы осуществить
внедрение фермерской системы по французскому или немецкому образцу.
Помещики в провинции
приняли в штыки идею
варианте. К Николаю пошли записки, в которых требовали заменить Витте
"лицом более твердых
конституция, и принудительное отчуждение, и Витте лично были поперек горла.
Отставка Витте и его смерть.
В середине апреля были
конце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку. Он
считал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две свои
главные задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и
получение большого займа в Европе. А по А.Ф. Керенскому: "Для Витте,
который проявил себя как величайший государственный деятель в истории
России, эти свободные выборы оказались "лебединой песней". Перед самым
открытием Думы (27 апреля 1906 г.) его выбросили из правительства. Реформы,
которые он разрабатывал, были преданы забвению а его место занял типичный
представитель Санкт-Петербургской бюрократии И.Л. Горемыкин. У Горемыкина,
опиравшегося на поддержку царя, не было ни малейшего желания сотрудничать с
избранным составом Думы"