Модернизация Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:48, доклад

Описание работы

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе. По отцовской линии он происходил из семьи незнатных выходцев из Голландии, российское дворянство семья получила лишь в середине XIX в., а отец Витте был чиновником среднего ранга, служившим в Кавсказском наместничестве. Зато по матери Витте состоял в родстве с князьями Долгорукими и имел много влиятельных родственников. Любопытно, что двоюродной сестрой Витте была Елена Блаватская, основательница теософского учения. Сам он, потомок лютеран, воспитывался в духе формулы "православие, самодержавие, народность" и под влиянием своего дяди генерала Р. А. Фадеева, известного публициста славянофильского толка, зачитывался сочинениями Аксакова, Хомякова, Тютчева.

Работа содержит 1 файл

Программа Модернизации России 2.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Программа Модернизации России С.Ю. Витте

 

Личность С.Ю. ВИТТЕ.

 

      Родился С. Ю.  Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе. По отцовской линии он происходил из семьи незнатных выходцев из Голландии, российское дворянство семья получила лишь в середине XIX в., а отец Витте был чиновником среднего ранга, служившим в Кавсказском наместничестве. Зато по матери Витте состоял в родстве с князьями Долгорукими и имел много влиятельных родственников. Любопытно, что двоюродной сестрой Витте была Елена Блаватская, основательница теософского учения. Сам он, потомок лютеран, воспитывался в духе формулы "православие, самодержавие, народность" и под влиянием своего дяди генерала Р. А. Фадеева, известного публициста славянофильского толка, зачитывался сочинениями Аксакова, Хомякова, Тютчева.  
 
В молодые годы Витте исповедовал сугубо консервативные, даже реакционные взгляды. После покушения народовольцев на Александра II возмущенный Витте предложил бороться с террористами их же методами, то есть убивать их так же подло и изменнически, как убивают они сами.  
По воспитанию Витте был близок к родовитому дворянству, но аристократические родственники не оставили ему ни поместий, ни капиталов. Он окончил Новороссийский университет, написав диссертацию о бесконечно малых величинах, но его желанию остаться на кафедре чистой математике не суждено было сбыться в основном из-за нехватки средств. Витте должен был элементарно зарабатывать на жизнь и поступил на службу на Одесскую железную дорогу, Карьеру он начал, способом, совершенно необычным для молодого человека со связями. Витте, кандидат математики, начал кассиром билетной кассы, затем прошел все остальные ступени, изучая дело в мельчайших подробностях.

За пятнадцать лет Витте поднялся до по служебной лестнице до управляющего Юго-Западными железными дорогами.

      Карьера С. Ю.  Витте началась в 1889 г., когда  ему  был

предложен   важный   пост   директора   Департамента   железнодорожных   дел

Министерства финансов. В феврале 1892 г. С. Ю. Витте  стал  министром  путей

сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов  в  высшей

администрации,  возглавив  Министерство  финансов,  в  компетенцию  которого

входили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения.  Ему

подчинялись Государственный банк, Дворянский  земельный  банк,  Крестьянский

поземельный банк, Монетный двор. На  этом  влиятельном  посту  С.  Ю.  Витте

оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г.  С его именем  связано

осуществление ряда важных экономических  преобразований.

      При ближайшем участии С. Ю. Витте в  империи  были  проведены  крупные

экономические   преобразования,   укрепившие   государственные   финансы   и

ускорившие промышленное развитие  России. 

В 1891 г. по инициативе Витте было начато строительство важной в экономическом и стратегическом отношении Транссибирской магистрали. Через 15 лет эта магистраль протяженностью в 7 тыс. верст была введена в строй и вызвала к жизни прилегающие к ней регионы, а также сыграла огромную роль в переселенческом движении и активизации внешнеполитического курса России на Дальнем Востоке.

Витте провел ряд мер, направленных на повышение доходности казны и  стабилизации рубля. С 1 января 1895 г. им стала поэтапно вводиться винная монополия: сначала (до 1898 г. в 35 губерниях), а в последующие годы действие ее было распространено и на всю территорию империи. Создавалась государственная монополия на очистку спирта и изготовление из него водки. Впрочем винокурение и даже очистку спирта и изготовление водки могли производить и частные лица, но только по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Продажа спирта и винно-водочной продукции всецело находилась в руках государства. Государственная монополия не распространялась лишь на изготовление и продажу пива, браги и виноградного вина. Регламентировались время и место торговли спиртными напитками. Контроль за проведением в жизнь этой меры был возложен на Главное управление неокладных сборов и продажи питей Министерства финансов. Питейный сбор стал важным, постоянно возрастающим, источником доходов казны. Если в середине 90-х годов XIX в. казна получала за счет питейного сбора 55 млн. руб. дохода, то в 1900 г. - 85 млн. руб. (11% доходной части бюджета), а в 1913 г. уже 750 млн. руб. (свыше 22% государственных доходов).

      Окончание ХIХ  века охарактеризовалось в России проведением  крупнейшей

финансовой  реформы,  качественно  изменившей  положение  русской   денежной

единицы. Рубль стал одной из стабильнейших  валют мира. Преобразования  1895-

1897  гг.  явились  составной   частью   широкой   программы   экономических

нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию  России  и

в последующем помогли народнохозяйственному  организму  выдержать  тотальные

потрясения русско-японской войны  и революции 1905-1907гг.  Реформа    способствовала  интеграции России в систему мирового рынка.

      Это был прорыв  из прошлого в будущее. Однако  результативность  его  реформаторских усилий во многом была следствием  двух  взаимосвязанных  обстоятельств.  Во-первых, огромной  подготовительной  работы  его  предшественников  на  посту главы финансового ведомства.  Но,  пожалуй,  еще  в  большей  степени  успех невиданного  в  истории  России   начинания   обеспечивала   несомненная   и однозначная поддержка, Николая II.

      Ко времени занятия  должности министра финансов  С.  Ю.  Витте  уже  не

сомневался в  целесообразности  и  необходимости  ускоренного  промышленного

развития  России,  в  чем  видел  залог  государственной  стабильности.  Для

осуществления этой стратегической  цели  необходимо было  решить  важнейшие

задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему  кредита

и  обеспечить  гарантии  иностранным  вкладчикам.  В  деле  индустриализации

России зарубежным финансовым центрам  Витте придавал огромное  значение,  так

как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако  добиться

сколько-нибудь  благоприятных  результатов  было  невозможно,  пока  русская

денежная единица не была надежно  обеспечена и не являлась стабильной.

   

Денежная реформа.

 

      Первоначально Сергей Юльевич  был  сторонником  укрепления  кредитного

рубля посредством административного  контроля. Ему казалось, что  ужесточение

надзора  за  обращением  денег  и  усиление  ответственности   отечественных

финансовых кругов за исполнение  распоряжений  центральной  власти  позволят

укрепить рубль. В начале 1893 г. был  предпринят ряд шагов,  показавших,  что

финансовое  ведомство  настроено   весьма   решительно.   Были   установлены

таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), запрещены  сделки,  основанные

на курсовой разнице рубля,  как  и  прочих  ценностей,  усилен  контроль  за

биржевыми операциями в России  и  введен  запрет  на  производство  биржевых

сделок  маклерами-иностранцами.  Благодаря  этим  решениям  колебания  курса

стали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то  в

1892 г. - 8,8%, а в 1893 г. - 5,3%.  Но  довольно  быстро  министр   финансов

понял,  что  эти  меры  малоэффективны   и   что   необходима   качественная

перестройка всей финансовой системы.

      Но прежде чем  приступать  к  реформированию,  надо  было  окончательно

решить для себя и  доказать  другим,  в  первую  очередь  монарху,  в  каком

направлении  осуществлять  реформу:  на  базе  монометаллизма  (золото)  или

биметаллизма (серебро и  золото).  Трезвый  расчет  и  видение  исторических

возможностей   России   сделали   С.Ю.    Витте    убежденным    сторонником

монометаллизма.

      Витте осуществил проведение денежной реформы, которая, была подготовлена его предшественниками, министрами финансов, Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградским. Указом 29 августа 1897 г. в основу кредитной системы вводился золотой рубль. Уже с 1896 г. стали чеканить золотые монеты достоинством в 15 руб. (империал) и 7,5 руб. (полуимпериал). Отныне все выпускаемые кредитные билеты могли свободно и без ограничений обмениваться на золото. Право эмиссии (выпуска) кредитных билетов предоставлялось только Государственному банку. При этом был установлен твердый порядок, требовавший постоянного наличия в казне золотого запаса в размере, необходимом для обеспечения кредитных билетов.

  Введение  золотой   валюты   укрепило   государственные   финансы   и

стимулировало экономическое развитие. В  конце  XIX  века  по  темпам  роста

промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны.  Этому  в

большой  степени  способствовал  широкий  приток  иностранных  инвестиций  в

индустрию страны. Только за время  министерства С.Ю.  Витте  (1893-1903  гг.)

их размер достиг колоссального  размера - 3 млрд.  рублей  золотом.  В  конце

XIX - начале XX века  золотая  единица   преобладала  в  составе   российского

денежного обращения и к 1904 году на нее  приходилось   почти  2/3  денежной

массы. Русско-японская война и  революция 1905-1907 гг. внесли  коррективы  в

эту  тенденцию,  и  с 1905  года  эмиссия кредитных рублей  опять   стала

возрастать. Однако вплоть до перовой  мировой войны России удалось  сохранить

в неприкосновенности важнейший принцип  валютной  реформы:  свободный  обмен

бумажных денег на золото.

 

 

Поддержка и развитие промышленности.

 

      На  рубеже  XX  века  экономическая  платформа   Витте  приняла  вполне

определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет  догнать

в промышленном  отношении  более  развитые  страны  Европы,  занять  прочные

позиции  на  рынках  Ближнего,  Среднего  и  Дальнего  Востока.   Ускоренное

промышленное   развитие   обеспечивалось   путем   привлечения   иностранных

капиталов,  накопления  внутренних  ресурсов  с  помощью   казенной   винной

монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты  промышленности

от западных конкурентов и поощрения  вывоза.  Иностранным  капиталам  в  ней

отводилась  особая  роль  -  в  конце   90-х   годов   Витте   выступил   за

неограниченное привлечение их в  русскую  промышленность  и  железнодорожное

дело, называя эти средства лекарством против бедности и  ссылаясь  при  этом

на пример из истории США и  Германии.

      Особенность приводимого  Витте курса состояла в том,  что он как ни один

из   царских   министров   финансов,   широко   использовал   исключительную

экономическую   силу   власти,    существовавшую    в    России.    Орудиями

государственного вмешательства  служили  Государственный  банк  и  учреждения

министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

      В условиях подъема  1890-х годов система Витте способствовала  развитию

промышленности и железнодорожного строительства; к 1900  году  Россия  вышла

на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический  режим

и  развивавшаяся  экономика  завораживали  мелкого  европейского  держателя,

охотно  покупавшего  высокопроцентные  облигации   русских   государственных

займов и железнодорожных обществ.

      В 1890-ые годы  резко возросло влияние  Министерства  финансов,  а  сам

Витте на  какое-то  время  выдвинулся  на  первое  место  в  бюрократическом

аппарате империи. Витте не скупился в  расходах,  рекламируя  в  европейских

газетах и журналах финансовое положение  России, свой  экономический  курс  и

собственную персону.

      Однако, честолюбивым замыслам Витте  не  суждено  было  осуществиться.

Первый удар по ним нанес мировой  экономический кризис,  резко  затормозивший

развитие   промышленности;   сократился   приток   иностранных    капиталов,

нарушилось  бюджетное  равновесие.  Экономическая  экспансия  на  Дальнем  и

Среднем Востоке,  сама  по  себе  связанная  с  большими  расходами,  еще  и

обострила русско-английские противоречия и приблизила войну   с  Японией.  С

началом же  военных  действий  ни  о  какой  последовательной  экономической

программе не могло уже быть речи.

 

 

Сельское  хозяйство.

 

"Оскудение"  земледельческого Центра России, падение платежеспособности крестьян  и рост аграрных волнений заставили  правительство заняться пересмотром  законодательства по крестьянскому  "вопросу". С этой целью 22 января 1902 г. под председательством Витте было учреждено специальное межведомственное "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Оно должно было изучить положение деревни, разработать предложения "об улучшении быта и благо состояния крестьян" и новые принципов сельскохозяйственной политики. На местах были образованы 82 губернских и 536 уездных комитетов. Во главе губернских комитетов были поставлены губернаторы, а уездных - уездные предводители дворянства. Всего в местных комитетах насчитывалось 12 тыс. членов, причем дворян и чиновников в уездных комитетах было более половины, а в губернских свыше двух третей.

"Особое  совещание" действовало около  трех лет (1902 - 1905). С целью изучения  итога действия крестьянской реформы 1861 г. был собран и систематизирован большой статистический материал о положении деревни за 40 лет, который был затем опубликован в трех объемистых томах.

Несмотря на различия в мнениях, в итоге центральный и местные  комитеты пришли к выводу о необходимости расширить имущественные и гражданские права крестьян, уравнять их с другими сословиями, но главное - содействовать переходу крестьян от общинного к "подворнму и хуторскому владению". Тем самым предлагалась мера, которая потом была воспринята и проведена П.А. Столыпиным, с той лишь разницей, что отвергалась всякая насильственная ломка общинных порядков. Более того, в опубликованной в 1904 г. своей "Записке по крестьянскому делу" Витте предлагал не ликвидацию общины, а придание ей формы свободной ассоциации производителей, при этом прежние административные функции общины должны были отойти к новым органам - волостным земствам. Вместе с тем он настаивал на создании из крестьян "класса земельных собственников" как гарантии социальной стабильности. Он доказывал, что "прочно обеспеченный землей крестьянин есть наиболее консервативная сила, главная опора порядка; он же - наиболее надежный работник для помещика". Поэтому, "обеспеченные массы населения землею есть лучшая гарантия прочности и государственного порядка". Однако, рассуждал он далее, "это налагает на правительство обязанность принять современные меры к обеспечению за крестьянской массой ее земельной собственности".

Информация о работе Модернизация Витте