Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:40, реферат
Масштабы его способностей отразились в титанической работе по систематизации российского законодательства – но и она не была доведена до конца в соответствии с его замыслом, ограничившись инкорпорацией и не достигнув кодификации.
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и различных сторон деятельности Сперанского, уяснение их юридической и исторической роли, а также дать характеристику его убеждениям и взглядам, под влиянием которых осуществлялась его деятельность.
Введение 2
1. Период деятельности М.М. Сперанского в правление Павла I и Александра I. Проекты государственный преобразований. 3
2. Период удаления от двора. Реформа в Сибире. 10
3. Период деятельности М.М. Сперанского при Николае I. Систематизация российского законодательства. 12
Заключение 13
Список использованной литературы: 14
В то же время он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации непосредственно государственного аппарата.
Период 1808-1811 годов был эпохой наивысшего значения и влияния для Сперанского: «реформа госсовета» 1810 года, «реформа министров» 1810-1811 годов, «реформа сената» 1811-1812 годов. Молодой реформатор со свойственным ему упорством и жаром принялся за составление полного плана нового образования государственного управления во всех его частях; от кабинета волостного правления до государева. Уже 11 декабря 1808 года он читал Александру I свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Не далее чем начала октября 1809 года весь план уже лежал на столе императора.
Наиболее полно взгляды нового реформатора М. М. Сперанского отражены в записке 1809 года «Введение к Уложению государственных законов». Ее цель - преобразования системы государственного управления объявлялось учреждение самодержавного правления на основе незыблемого закона. Для этого Сперанский провозглашает и проводит принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также принцип разграничения полномочий между -центральными и местными органами власти. Во главе всех ветвей власти стоят император и Государственный совет - особый управляющий центр, руководящий деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Стоит отметить, что не предусмотрена ответственность Государственного совета перед императором, более того, Государственный совет как бы отстраняет императора от непосредственного управления страной. Государственная дума (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные думы) находится во главе законодательной власти.
Сперанский в первоначальном проекте подчеркивал, что в составлении законов через Государственную думу участвует народ. Однако со временем такие слова из проекта были исключены. Так или иначе Сперанский предложил выборный характер формирования депутатского корпуса Государственной думы. Он предлагает созывать Государственную думу регулярно в соответствии с коренными законами (конституцией) страны. Председатель Государственной думы избирается палатой из состава ее депутатов. Государственная дума не может быть произвольно распущена императором. Все законы должны были приниматься Государственной думой, а затем одобряться и обнародоваться императором.
Во главе исполнительной власти находится Правительствующий сенат (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные правления). Фактически исполнительная власть возглавляется императором, при этом она ответственна перед законодательной властью. Правительствующий сенат должен был формироваться Государственной думой.
Во главе судебной власти находится Судебный сенат (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные суды). Решение Судебного сената по делу окончательно; по сути, у императора нет рычагов влияния на Судебный сенат. Сперанский подчеркивает необходимость выборного порядка формирования Судебного сената. Все судебные чины выбираются из государственного избирательного списка, состоящего из членов всех губернских дум. В целом судебная власть оказывается порознь от исполнительной. По сути, Сперанский предлагал России и Александру I проект парламентской монархии по английскому образцу с разделением властей и парламентским принципом формирования правительства.
В соответствии с проектом Сперанского в 1810 году лишь как законосовещательное учреждение при императоре, был учрежден Государственный совет. Сенату были переданы судебные функции в 1864 году, отчасти по плану Сперанского, а Государственная дума была учреждена лишь в 1905 году под воздействием начавшейся Первой русской революции.
В 1813 году был подготовлен проект уголовного Уложения, в 1814 году - торговое Уложение. В 1814 году все три части гражданского Уложения вновь были представлены в Государственный совет, который в 1815 году постановил составить систематический свод действующих законов, не утвердив представленного проекта. Последний же, следовало согласовать с подготавливаемым сводом.
В период с 1815 до 1821 годов был подготовлен свод указов к двум первым частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия Розенкампфа, сменившего Сперанского, подготовила также первую часть устава гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного Уложения.
В 1821 году М. Сперанский был назначен временно управляющим комиссией и членом Государственного совета. Возобновилась работа над проектами гражданского Уложения. В 1823 году работу над торговым Уложением также возобновили, но смерть Александра I прервала работу комиссии.
3 апреля 1809 году был издан указ «о придворных званиях» меняющий порядок получения званий и определённых привилегий. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии же могли получить только те, кто нес государственную службу.
6 августа 1809 году так же был издан указ «о новых правилах производства в чины по гражданской службе», который был в тайне подготовлен Сперанским. В записке к государю под весьма непритязательным названием коренился революционный план коренного изменения порядка производства в чины, установления прямой связи получения чина с образовательным цензом.
Элементы рыночных отношений в экономике России были также освещены в проектах М. М. Сперанского. Он разделял идеи знаменитого американского экономиста Адама Смита. Сперанский связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. В первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил «План финансов», который положил основу царского манифеста от 2 февраля. Ликвидации бюджетного дефицита было основной целью этого документа. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объем финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с одного рубля была повышена до трех, также вводился новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Меры эти дали положительный результат и как отмечал в дальнейшем сам Сперанский: «переменив систему финансов… мы спасли государство от банкротства». Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за 2 года на 175 млн. рублей. По инициативе Сперанского летом 1810 года началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 года. По мнению Сперанского, судебная система, также нуждалась в реформировании (выборность судей, участие присяжных заседателей, иерархия судов разных инстанций). Во «Введении» он определяет Сенат как «верховное судилище для всей империи. Он имел четыре департамента: 2 гражданских и 2 уголовных, по равному числу в обеих столицах. Он составляется из определенного числа членов. Места их, по смерти или увольнении, замещаются утверждением державной власти лицами, избранными в губернских думах и внесенными в государственный избирательный список»5.
К началу 1811 года Сперанским был предложен новый проект преобразования Сената. Суть проекта в значительной мере отличалась первоначальной. Предполагалось разделить Сенат на: правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая должна была выбираться дворянством. В силу различных внешних и внутренних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришел к выводу, что проект нужно отсрочить.
Александр под влиянием протестов консервативного дворянства и бюрократических верхов не решился провести реформы в трактовке Сперанского, в страну не были внесены конституционные начала. Император просто на просто убедился, что для задуманных перемен в стране не было еще необходимых социально-экономических и общественно-политических и условий, да и сам он не хотел поступаться даже частью своей власти.
Министерства были преобразованы двумя актами - манифестом 12 июля 1810 года о разделении государственных дел на особые управления и «Общим учреждением министерств» 25 июня 1811 года. Упразднялось одно из восьми прежних министерств по новому распорядку, именно коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел; зато из ведения последнего выделены были дела о внутренней безопасности, для которых было образованно особое министерство полиции. Кроме того, было учреждено несколько особых ведомств со значением отдельных министерств под названием «главных управлений»: «главное управление ревизии государственных счетов» (или государственный контроль), «главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и, наконец, еще раньше, в 1809 году, «главное управление путей сообщения». Были определены в «Общих учреждениях» пределы власти министерств, состав и делопроизводство министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления6.
Проекты Сперанского в сфере государственного управления, можно сказать, претворялись в жизнь частично, и большинство из них осталось лишь на бумаге. Причины этому носят как субъективный, так и объективный характер. Конечно же, на осуществление (и неосуществление) его реформ повлияла и личность императора Александра I, не отличавшегося решительностью и последовательностью, и пристальное внимание противников Сперанского, и в еще большей степени личность самого Сперанского. Что же до отношения общества к реформам Сперанского, то чаще всего такое отношение просто не могло сформироваться, так как все проекты создавались в тайне, и единственным кто читал их, часто был император. Идеи и предложения Сперанского, хотя и предполагали дворянство опорой государственного строя, но по своей сути носили буржуазно-либеральный характер. А буржуазия в России была слишком слаба и не так многочисленна, чтобы поддержать их. Преобразования Сперанского, если бы они были реализованы, способствовали бы ускоренному развитию России по капиталистическому пути. Но идеологом буржуазии реформатор не был. Его идеал «истинной монархии» совмещал монархическую власть, господствующее положение дворянства и либеральные принципы, что являлось утопией. Дворянство в своем подавляющем большинстве было недовольно предполагаемой в проектах постепенной отменой крепостного права и выборностью государственных органов всех сословий, а не только своего - привилегированного. В обществе, за многие столетия привыкшем к централизованной самодержавной власти с ее идеологией, только немногие могли оценить идеи европейского конституционализма.
Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало негодование со стороны чиновничества и дворянства, потому как именно их интересы были затронуты больше всего. Все это отрицательно сказалось на положении государственного советника. Просьбу об отставке в феврале 1811 года Александр I не удовлетворил, и Сперанский был вынужден продолжить работу. Но дальнейшее течение дел и времени приносило ему все новых и новых врагов. Участники интриги, сговорившись между собой, стали с регулярно сообщать государю, достаточно дерзкие отзывы, исходящие из уст его госсекретаря. Но Александру было не до этого, так как в отношениях с Францией были проблемы, а предостережения Сперанского о неизбежности войны, его настойчивые призывы готовиться к ней, разумные советы не давали оснований для сомнений в преданности его России.
Великая княгиня во время визита Александра I представила Карамзина государю, и писатель передал ему «Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников перемен, обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской общественной мысли. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Документ был написан живо, ярко, убедительно на основе исторических фактов и человеком, который был далек от двора, не облечен властью, которую боялся бы потерять. В отношении к Сперанскому эта записка Карамзина сыграла решающую роль. Самоуверенность самого Сперанского вместе с тем, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах, в конечном счете, переполнили чашу терпения и вызвали необычайное раздражение императора. Сперанский не имел ни характера, ни политической, ни даже частной правоты. Многим своим современникам Сперанский показался именно таким.
В марте 1812 году наступила развязка, когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. Он не мог и подумать, что возвратится в столицу только через девять лет в марте 1821 года. Отправляясь в ссылку, он так и не знал, какой приговор вынесен ему в Зимнем дворце.
Указом императора 30 августа (11 сентября) 1816 года М. М. Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором.