Михаил Бакунин - основоположник русского анархизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

Ряд факторов способствовал распространению анархистских идей в нашей стране. Прежде всего, это глубокий и длительный кризис самодержавного и крепостнического государства, ставший очевидным в середине века и не преодоленный до конца в ходе непоследовательных буржуазных преобразований. Государство не пользовалось в русском обществе уважением.

Содержание

Введение

Биография Михаила Александровича Бакунина
Основные идеи русского анархизма по Бакунину
Роль Михаила Бакунина в развитии анархизма
Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.60 Кб (Скачать)

Ополчаясь против права -  привилегии,  возникающей из  насилия над людьми, Бакунин вслед за многими социалистами в основу  правовых  отношений идеального общества положил труд. “Труд - основа достоинства человека и  его права. Ибо лишь свободным  разумным  трудом  творит  человек  цивилизованный мир, сам, как творец, отвоевывая у внешнего мира и  у  собственной  животной природы свое человеческое естество и свое право”.

Свои  мечты о свободном безгосударственном  обществе,  основанном  на социальной справедливости, об  анархистской  федерации,  столь  напоминающей прудоновский  идеал,  Бакунин  надеялся  осуществить  посредством  народного бунта, носящего массовый  и  в  немалой  мере  стихийный  характер.  В  этом особенность  бакунинской  тактики,  специфика  бакунинского  направления   в народническом движении.

Бакунин  отрицал   основную   идею   лавристской   программы   -   о необходимости пропаганды социализма  “в  народе”.  Он  считал,  что  в  силу своего невежества, забитости, набожности и веры в  царя  русский  крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории.  Однако  Бакунин  отмечает практическую сметку русского крестьянина, его природный ум  и  выделяет  его особое свойство  -  готовность  к  бунту.  В  подтверждении  этой  мысли  он обращается к истории восстаний Пугачева и  Разина,  которые  объявлялись  им первыми  революционерами,  к  распространенности  и  популярности  в  народе явления разбойников. Разбой возводился  в  статус  важнейшего  исторического явления, свойственного только для России.

Исторический  облик  народов,  писал  Бакунин,  проявляется   в   их отношении  к  социальной  революции  (народы “способные” к   революции   и “неспособные” к ней). Русский народ  способен  к  социальной  революции,  он “бунтарь по натуре”, из глубины народного духа  в  стране  возникнут  “новые формы  свободной  общественности”.  Эта  идея   Бакунина   о   революционной избранности русского народа импонировала многим народникам.

Русское   государство    Бакунин    рассматривал    как    институт, противостоящий народу. В пореформенный период,  отмечал он,  государство в полной мере раскрыло свою антинародную  сущность,  “окончательно  раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим  патриархальным началом”. Единственным выходом  из  создавшегося  положения  объявлялся  для отдельных лиц разбой, “а для целого  народа  -  всеобщий  бунт,  революция”. Перед грядущим бунтом Бакунин ставил две задачи:  в  экономической  сфере  - социальная революция, в политической - разрушение государства.

Политическая  борьба, выставление общедемократических  требований  не нужны, ибо  в  русских  условиях  такое  направление  борьбы  выгодно  одной буржуазии. Социальный переворот автоматически принесет с собой политические свободы. Добиваться же политических свобод до социального переворота  -  это значит играть на  руку  еще  неокрепешей  буржуазии.  Поскольку  единственно реальной политически сознательной революционной  силой  была  интеллигенция, постолькуименно российский  “умственный  пролетариат”  должен  поднимать  на революцию  мужика,   этого   “прирожденного   бунтаря”,   должен   выступить “приготовителем, т.е. организатором народной революции”.

Все попытки  бунтарей  осуществить  немедленно  всеобщую  социальную революцию без политики окончились неудачей и послужили  горьким  уроком  для русских социалистов. Тем не менее в “Прибавлении “А” к “Государственности  и анархии”,  полемизируя  против  Лаврова  и  программы   “Вперед!”,   Бакунин доказывал,  что  ставка  на  предварительное  разъяснение  идей   социализма ошибочна, ибо народ имеет свой давно выношенный  идеал.  “Первая  и  главная черта -  это  всенародное  убеждение,  что  земля,  вся  земля,  принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственным  трудом. Вторая столь же крупная черта, что право на пользование  ею  принадлежит  не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно  между  лицами.  Третья черта  одинаковой  важности  с  двумя  предыдущими  -   это   квазисвободная автономия, общинное самоуправление и вследствие этого решительно  враждебное отношение к государству”.

Народный  прогрессивный идеал не мог  быть  осуществлен  до  сих  пор потому,  что  мешали  такие  черты  русской  жизни,  как   патриархальность, поглощение лица миром и вера в царя. Что касается православия, веры, то  они в России не имеют такого  значения,  как  католицизм  и  вообщзе  религия  в Западной Европе. Все  эти  негативные  явления  не  могут  сдержать  русской социальной революции, ибо в  стране  присутствуют  два  важных  ее  условия: нищенское положение народа и его забитость, рабство. Чем хуже условия  жизни масс,  тем  вероятнее  взрыв.  Надо  лишь   добиться   истинной   социально-революционной  комбинации  -  соединить  революционный  инстинкт  мужика   и идейностью  интеллигенции,  которая,  “Проведя  между  общинами  живой   ток революционной  мысли,  воли  и  дела”,  заинтересовав   революцией   “лучших крестьян”, сможет  “поднять  вдруг  все  деревни“.  Задача  интеллигенции  - вызвать  эти  бунты,  не  ожидая,  когда  пропаганда  социалистических  идей приведет к благим результатам и сознание мужика окончательно просветится.  В действительности народникам-бакунистам не удалось  поднять  не  только  “все деревни”, но хотя бы одельные районы. Их волевые  импульсы  мало  влияли  на общинно-патриархальное сознание русского мужика. Бакунизм не смог из  теории стать революционной практикой и привести к победе  революции,  хотя  влияние анархизма сохранялось еще долго.

  1. РОЛЬ МИХАИЛА БАКУНИНА В РАЗВИТИИ АНАРХИЗМА

Мифы  о Бакунине оказались удивительно  устойчивыми, и — что скрывать? — до сих пор некоторые из них  преобладают, заменяя действительное знание о его идеях и деятельности. Бакунин много сделал для развития русской философской культуры 30-х  гг. XIX в. Его антиэтатистские воззрения  также во многом сохраняют свое значение: например, аргументы против "государственного социализма", авторитарных, бюрократических  методов управления, его размышления  об общественном самоуправлении и многие другие.

Из наиболее выдающихся продолжателей идейной  миссии Бакунина можно выделить Петра  Алексеевича Кропоткина (1842 — 1921). Будучи пытливым учёным, талантливым историком, высокообразованным человеком, он пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу и аргументировано показать его необходимость, для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. Он стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.

Характерной чертой всех работ П. А. Кропоткина является придание единичной человеческой личности особого значения. Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая  ему свободу самовыражения, общество придёт к процветанию. Спустя сорок  лет Кропоткин, интеллектуальный наследник  Бакунина, в окружении соратников вернулся из эмиграции в революционную  Россию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над этим рефератом стало понятно, что история русского анархизма  не ограничивается Бакуниным. Большое  количество ссылок на русскоязычные  сайты анархистской и либертарной  тематики на страницах «Википедии»  поначалу даже удивило. Либертарианство  — более общее понятие (включающее в себя и анархизм в разных формах), обозначающее правовую философию, в  основе которой лежит запрет на «агрессивное насилие», то есть правовой, а не этический  запрет на применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. В каком-то смысле это  и есть бакунинская свобода, приведенная  к современным экономическим, правовым и этическим реалиям. Вряд ли посетители сайта строят иллюзии относительно «мировой революции» и «федерации общин», однако в условиях глобализации можно  протестовать против насильного навязывания  государством непонятных налогов или  вступления в ВТО. В век цифровых технологий идея о революционных  организациях трудящихся, базирующихся на принципах взаимопомощи и коллективного  самоуправления, воплотилась в оспаривании  сложившегося в XX веке института авторского права на тексты, музыку и видео. Громкие судебные заседания в  отношении, например, популярного торрент-трекера thepiratebay.org или сильная общественная дискуссия в отношении РАО (как  навязанной насильно организации коллективного  управления правами на объекты культуры и искусства) являются хорошими примерами  нежелания пожертвовать индивидуальным ради мифического общественного. Анархизм внес свою лепту и в музыкальную культуру двадцатого века, подпитав отголосками своих идей панк- движение. В XXI веке анархизм — вполне живая политическая традиция, постоянно находящаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного.

Сегодня на российском политическом «шведском  столе» навалены самые разные яства  от всевозможных поваров идей и мыслей. Можно положить себе в голову, как  на тарелку, правых, можно левых убеждений  — разница, в сущности, невелика. Но одного сегодня точно не найти: анархия — мать порядка — совершенно вышла из моды. Даже самые ярые борцы  с режимом, отчаянно вопящие о  неких нагрянувших репрессиях, не готовы призывать к разрушительному  русскому бунту. И это неудивительно: режим режимом, репрессии репрессиями, однако рушить вертикаль власти никто  из истеблишмента не готов. Ибо его  представители суть эта самая  вертикаль, вернее, ее дизайнерское облачение. А ведь знавала Россия и другие времена, слыхала от весьма образованных и неглупых людей призывы крушить государственную машину и никогда не опускаться ни до каких диктатур. То была, конечно же, наивная утопия, проявление романтизма. Нынешние политики люди взрослые, циничные и хотят сесть за руль машины, а не разобрать ее на запчасти. Когда в пылу политических дискуссий мелькнет, бывает, утверждение, что нынешние злоупотребления кончатся очередным переворотом, хочется напомнить присутствующим, что в далекие разночинские времена бунтарские, разрушительные настроения вовсю исходили из недр революционно настроенной дворянской интеллигенции. А сейчас нет ни дворянской интеллигенции, ни призывов к бунту, ни живых парадоксов вроде анархиста Бакунина.

«Ведь нельзя же всерьез считать последователем Бакунина бывшего лидера российских анархо-синдикалистов, а ныне заместителя  секретаря президиума Генерального Совета партии «Единая Россия» Андрея Исаева или тому подобных карикатурных анархистов типа киношного батьки Махно или нынешних «акаэмовцев» или «нацболов». Жирный, нечистоплотный, беззубый (последствия заточения в Петропавловской крепости), со свисающими лохматыми волосами, идейный фанатик, неистовый антиклерикал Михаил Бакунин выглядит гораздо симпатичнее гладких мальчикообразных приспешников нынешнего режима, всех этих грызунов, сурков, выхухолей и медведей, дерущихся за право быть «преемниками» и «наследниками». Можно быть уверенным, что не только Бакунин, но и его друзья и знакомые — Маркс, Энгельс, Прудон, Гарибальди, Герцен, Белинский, Огарев и даже Рихард Вагнер — не подали бы им руки». С этим особо не поспоришь. Фигура Бакунина была нетипичной даже для своего времени. В международном революционном движении, конечно, хватало людей, способных генерировать оригинальные концепции, увлекать за собой сторонников. Бакунин же, в силу отсутствия талантов организатора, так и остался интеллектуальным одиночкой. 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.А. Бакунин «Государственность и анархия. Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих» http://knowledge1871.narod.ru/Anarhism/Bakunin/GosudarstvennostiAnarhia.htm
  2. М. А. Бакунин «Кнуто-германская империя и социальная революция» http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0080.shtml
  3. М.А. Бакунин «Революционный катехизис» http://ak-protest.narod.ru/revolytkatexiz.htm
  4. В. Ф. Пустарнаков «М. А. Бакунин. Философия. Социология. Политика.» М., "Правда", 1989 http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0020.shtml
  5. П. Рябов Пьер Жозеф Прудон: Альманах «Воронежский анархист» http://anarhvrn.ru/anarh/info/prudon.html
  6. Мартышин О.В. “История политических учений: эпохи  свободной  конкуренции  и буржуазных революцийй”. Выпуск 2.М., 1996;
  7. Философия. Социолдогия. Политика”.М.,1989;

Информация о работе Михаил Бакунин - основоположник русского анархизма