Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:32, реферат
Ряд факторов способствовал распространению анархистских идей в нашей стране. Прежде всего, это глубокий и длительный кризис самодержавного и крепостнического государства, ставший очевидным в середине века и не преодоленный до конца в ходе непоследовательных буржуазных преобразований. Государство не пользовалось в русском обществе уважением.
Введение
Биография Михаила Александровича Бакунина
Основные идеи русского анархизма по Бакунину
Роль Михаила Бакунина в развитии анархизма
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
Ополчаясь против права - привилегии, возникающей из насилия над людьми, Бакунин вслед за многими социалистами в основу правовых отношений идеального общества положил труд. “Труд - основа достоинства человека и его права. Ибо лишь свободным разумным трудом творит человек цивилизованный мир, сам, как творец, отвоевывая у внешнего мира и у собственной животной природы свое человеческое естество и свое право”.
Свои
мечты о свободном
Бакунин отрицал основную идею лавристской программы - о необходимости пропаганды социализма “в народе”. Он считал, что в силу своего невежества, забитости, набожности и веры в царя русский крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории. Однако Бакунин отмечает практическую сметку русского крестьянина, его природный ум и выделяет его особое свойство - готовность к бунту. В подтверждении этой мысли он обращается к истории восстаний Пугачева и Разина, которые объявлялись им первыми революционерами, к распространенности и популярности в народе явления разбойников. Разбой возводился в статус важнейшего исторического явления, свойственного только для России.
Исторический облик народов, писал Бакунин, проявляется в их отношении к социальной революции (народы “способные” к революции и “неспособные” к ней). Русский народ способен к социальной революции, он “бунтарь по натуре”, из глубины народного духа в стране возникнут “новые формы свободной общественности”. Эта идея Бакунина о революционной избранности русского народа импонировала многим народникам.
Русское государство Бакунин рассматривал как институт, противостоящий народу. В пореформенный период, отмечал он, государство в полной мере раскрыло свою антинародную сущность, “окончательно раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным началом”. Единственным выходом из создавшегося положения объявлялся для отдельных лиц разбой, “а для целого народа - всеобщий бунт, революция”. Перед грядущим бунтом Бакунин ставил две задачи: в экономической сфере - социальная революция, в политической - разрушение государства.
Политическая
борьба, выставление
Все попытки бунтарей осуществить немедленно всеобщую социальную революцию без политики окончились неудачей и послужили горьким уроком для русских социалистов. Тем не менее в “Прибавлении “А” к “Государственности и анархии”, полемизируя против Лаврова и программы “Вперед!”, Бакунин доказывал, что ставка на предварительное разъяснение идей социализма ошибочна, ибо народ имеет свой давно выношенный идеал. “Первая и главная черта - это всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственным трудом. Вторая столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами. Третья черта одинаковой важности с двумя предыдущими - это квазисвободная автономия, общинное самоуправление и вследствие этого решительно враждебное отношение к государству”.
Народный прогрессивный идеал не мог быть осуществлен до сих пор потому, что мешали такие черты русской жизни, как патриархальность, поглощение лица миром и вера в царя. Что касается православия, веры, то они в России не имеют такого значения, как католицизм и вообщзе религия в Западной Европе. Все эти негативные явления не могут сдержать русской социальной революции, ибо в стране присутствуют два важных ее условия: нищенское положение народа и его забитость, рабство. Чем хуже условия жизни масс, тем вероятнее взрыв. Надо лишь добиться истинной социально-революционной комбинации - соединить революционный инстинкт мужика и идейностью интеллигенции, которая, “Проведя между общинами живой ток революционной мысли, воли и дела”, заинтересовав революцией “лучших крестьян”, сможет “поднять вдруг все деревни“. Задача интеллигенции - вызвать эти бунты, не ожидая, когда пропаганда социалистических идей приведет к благим результатам и сознание мужика окончательно просветится. В действительности народникам-бакунистам не удалось поднять не только “все деревни”, но хотя бы одельные районы. Их волевые импульсы мало влияли на общинно-патриархальное сознание русского мужика. Бакунизм не смог из теории стать революционной практикой и привести к победе революции, хотя влияние анархизма сохранялось еще долго.
Мифы о Бакунине оказались удивительно устойчивыми, и — что скрывать? — до сих пор некоторые из них преобладают, заменяя действительное знание о его идеях и деятельности. Бакунин много сделал для развития русской философской культуры 30-х гг. XIX в. Его антиэтатистские воззрения также во многом сохраняют свое значение: например, аргументы против "государственного социализма", авторитарных, бюрократических методов управления, его размышления об общественном самоуправлении и многие другие.
Из наиболее выдающихся продолжателей идейной миссии Бакунина можно выделить Петра Алексеевича Кропоткина (1842 — 1921). Будучи пытливым учёным, талантливым историком, высокообразованным человеком, он пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу и аргументировано показать его необходимость, для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. Он стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.
Характерной
чертой всех работ П. А. Кропоткина является
придание единичной человеческой личности
особого значения. Личность — душа
революции, и только учитывая интересы
каждого отдельного человека и давая
ему свободу самовыражения, общество
придёт к процветанию. Спустя сорок
лет Кропоткин, интеллектуальный наследник
Бакунина, в окружении соратников
вернулся из эмиграции в революционную
Россию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над этим рефератом стало понятно, что история русского анархизма не ограничивается Бакуниным. Большое количество ссылок на русскоязычные сайты анархистской и либертарной тематики на страницах «Википедии» поначалу даже удивило. Либертарианство — более общее понятие (включающее в себя и анархизм в разных формах), обозначающее правовую философию, в основе которой лежит запрет на «агрессивное насилие», то есть правовой, а не этический запрет на применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. В каком-то смысле это и есть бакунинская свобода, приведенная к современным экономическим, правовым и этическим реалиям. Вряд ли посетители сайта строят иллюзии относительно «мировой революции» и «федерации общин», однако в условиях глобализации можно протестовать против насильного навязывания государством непонятных налогов или вступления в ВТО. В век цифровых технологий идея о революционных организациях трудящихся, базирующихся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления, воплотилась в оспаривании сложившегося в XX веке института авторского права на тексты, музыку и видео. Громкие судебные заседания в отношении, например, популярного торрент-трекера thepiratebay.org или сильная общественная дискуссия в отношении РАО (как навязанной насильно организации коллективного управления правами на объекты культуры и искусства) являются хорошими примерами нежелания пожертвовать индивидуальным ради мифического общественного. Анархизм внес свою лепту и в музыкальную культуру двадцатого века, подпитав отголосками своих идей панк- движение. В XXI веке анархизм — вполне живая политическая традиция, постоянно находящаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного.
Сегодня на российском политическом «шведском столе» навалены самые разные яства от всевозможных поваров идей и мыслей. Можно положить себе в голову, как на тарелку, правых, можно левых убеждений — разница, в сущности, невелика. Но одного сегодня точно не найти: анархия — мать порядка — совершенно вышла из моды. Даже самые ярые борцы с режимом, отчаянно вопящие о неких нагрянувших репрессиях, не готовы призывать к разрушительному русскому бунту. И это неудивительно: режим режимом, репрессии репрессиями, однако рушить вертикаль власти никто из истеблишмента не готов. Ибо его представители суть эта самая вертикаль, вернее, ее дизайнерское облачение. А ведь знавала Россия и другие времена, слыхала от весьма образованных и неглупых людей призывы крушить государственную машину и никогда не опускаться ни до каких диктатур. То была, конечно же, наивная утопия, проявление романтизма. Нынешние политики люди взрослые, циничные и хотят сесть за руль машины, а не разобрать ее на запчасти. Когда в пылу политических дискуссий мелькнет, бывает, утверждение, что нынешние злоупотребления кончатся очередным переворотом, хочется напомнить присутствующим, что в далекие разночинские времена бунтарские, разрушительные настроения вовсю исходили из недр революционно настроенной дворянской интеллигенции. А сейчас нет ни дворянской интеллигенции, ни призывов к бунту, ни живых парадоксов вроде анархиста Бакунина.
«Ведь
нельзя же всерьез считать последователем
Бакунина бывшего лидера российских
анархо-синдикалистов, а ныне заместителя
секретаря президиума Генерального
Совета партии «Единая Россия» Андрея
Исаева или тому подобных карикатурных
анархистов типа киношного батьки Махно
или нынешних «акаэмовцев» или «нацболов».
Жирный, нечистоплотный, беззубый (последствия
заточения в Петропавловской крепости),
со свисающими лохматыми волосами, идейный
фанатик, неистовый антиклерикал Михаил
Бакунин выглядит гораздо симпатичнее
гладких мальчикообразных приспешников
нынешнего режима, всех этих грызунов,
сурков, выхухолей и медведей, дерущихся
за право быть «преемниками» и «наследниками».
Можно быть уверенным, что не только Бакунин,
но и его друзья и знакомые — Маркс, Энгельс,
Прудон, Гарибальди, Герцен, Белинский,
Огарев и даже Рихард Вагнер — не подали
бы им руки». С этим особо не поспоришь.
Фигура Бакунина была нетипичной даже
для своего времени. В международном революционном
движении, конечно, хватало людей, способных
генерировать оригинальные концепции,
увлекать за собой сторонников. Бакунин
же, в силу отсутствия талантов организатора,
так и остался интеллектуальным одиночкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Михаил Бакунин - основоположник русского анархизма