Мифология Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Возникновение древнеегипетской цивилизации факт столь же поразительный, как и само ее существование. Выявление как общих, так и специфических черт ее развития является важной и, судя по всему, весьма долгосрочной задачей египтологии - особой дисциплины, связанной с изучением истории Древнего Египта и его культурного наследия. Как известно, начало египтологии как науки было положено дешифровкой Ж.Ф. Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г. Древний Египет хранит в себе много тайн многие, из которых не разгаданы. Египетские пирамиды - одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из семи чудес света. Нет даже определенного мнения, для каких целей они были построены, для чего было вложено столько труда. В наше время не так-то легко используя современную технику возвести то, что было построено в пустыне Сахара н

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Религия древнего Египта………………………………………………………………………….............3
Представление египтян о божестве……………………………………………………………………....4
Представление египтян о загробной жизни……………………………………………………………..6
Фараон…………………………………………………………………………………………………..….9
Храмы и жречество ……………………………………………………………………………………...10
Мифология………………………………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Мифология и религия Древнего Египта.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Мумифицирование

       На этом этапе тело усопшего  заворачивали в льняную ткань, причем это никогда не делалось  наспех.  Тело  заворачивали  в  ткань очень тщательно и аккуратно, сопровождая каждый этап этого действа магическими заклинаниями: только так, считали древние египтяне, можно было гарантировать сохранность тела усопшего. Между слоями ткани укладывались обереги — египетские кресты (анки), являвшиеся в Древнем Египте символом жизни, и амулеты в виде скарабея. Затем мумию обкладывали благовониями и, наконец, над ней совершали магические обряды, один из которых заключался в том, что тело усопшего покрывали слоем драгоценных камней. На заключительном этапе бальзамировщик, голову которого украшала церемониальная маска Анубиса, бога умерших и покровителя бальзамировщиков, приступал к мумифицированию головы умершего. Он обмазывал ее специальным составом и после этого также оборачивал ее льняной тканью. При бальзамировании тела использовались различные вещества (всего их было 36). Эти вещества являлись своеобразным воплощением многочисленных обликов бога Осириса. Именно поэтому в левую руку усопшего клали по щепотке каждого из этих веществ. На этом обряд мумифицирования завершался, над телом усопшего произносилась молитва, и тело помещалось в гроб.

     Амулеты-обереги  в виде джеда — символа Осириса  и стабильности  и анкп, воплощающей жизнь и побежденное зло.

     Гробы

     С течением времени форма гробов, безусловно, менялась. Известно, что в эпоху Древнего Царства (2649— 2134 до н. э.) гробы были предельно аскетичными, лишь иногда на их крышки наносились иероглифы, однако уже ко времени Среднего Царства в моду вошли более знакомые нам гробы, имевшие форму человеческого тела. К концу Нового Царства этот стиль претерпел определенные изменения, и гробы стали по форме напоминать знаменитую русскую матрешку.

     Погребение

     Как и сейчас, на погребении присутствовали члены семьи и друзья покойного. Если усопший был состоятельным человеком, то на погребение приходил священнослужитель, нанимались профессиональные плакальщики и к месту погребения приносили личные вещи покойного, которые необходимо было положить в могилу, где также оставлялось место для различных продуктов питания. На место погребения также могли приводить животных, и иногда в могиле вместе с усопшим живьем хоронили его слуг, которые должны были прислуживать своему господину в загробной жизни. Перед тем как опустить гроб в саркофаг, над ним произносились молитвы. Саркофаг представлял собой внешнюю оболочку горба, выполненную из камня. Внутри саркофага оставлялись личные вещи покойного. Отверстие, через которое гроб помещался в саркофаг, закрывалось каменной плитой, после чего плакальщики удалялись прочь. Считалось, что с этого момента усопший отправлялся в далекое путешествие в Загробный мир - Западное царство.

    Вход  в загробный мир

    При входе в загробный мир умерших  ожидало страшное испытание: оценка деяний, точнее - взвешивание деяний.

    Пришедших на суд разделяли на три группы. Тех, чьи злодеяния весили больше, чем добрые дела, отдавали на съедение «Пожирательнице». Тех, чьи достоинства перевешивали недостатки, причисляли к богам. А тех, у кого злых и добрых дел оказывалось поровну, заставляли служить Сокар-Осирису.

     Египтяне  сомневались, что есть безгрешные люди. Значит, надо было, чтобы боги простили грешнику неправедные дела и оправдали его. Глава 125 Книги мертвых целиком посвящена Избавлению грешников от их грехов. Египтяне переписывали ее на папирус и клали в фоб между ногами мумии. Когда читаешь такой папирус, кажется, что перед тобой отчет о будущем высшем суде, но таком суде, где все обернется наилучшим образом. Зал суда, уж не знаю почему, называется Залом Двух Истин. Осирис восседает на своем алтаре. Две его сестры, Исида и Нефтис, стоят за его спиной. Четырнадцать помощников выстроились в глубине. Посередине стоят весы, опору которых украшает голова Маат (Истины), а иногда - голова Анубиса или Тота. Весы охраняет чудовище. Тот, Анубис, а иногда Хор и две Маат держатся в центре зала. Анубис вводит покойного, облаченного в льняное одеяние. Он приветствует судью и всех богов. Затем он произносит длинную оправдательную речь, состоящую из одних отрицаний. При помощи амулетов, заклинаний, молитв и ценных советов, содержавшихся в «Книге мертвых», усопший должен был преодолеть все трудности при прохождении 12 врат, охранявшихся грозным змеем, а также пересечь Озеро Огня.

     После этого усопший представал перед 42 судьями, которые зачитывали список всех его прегрешений. Усопший перед лицом судей заявлял о своей чистоте и безгрешности.

    Судилище  происходило в Зале Осириса. Сердце усопшего помещалось на одну чашу весов, на другую же чашу клали Перо Правды — символ богини Мут, богини справедливости. Если усопший в своей земной жизни много грешил, то равновесие весов нарушалось, и за этим следовало неотвратимое наказание — усопшего ожидало полное уничтожение. Если же усопший в своей прошлой жизни был праведником, то весы оставались в равновесии, и наградой за безгрешность была вечная жизнь в загробном царстве вместе со своими предками. Усопший нуждался в услугах паромщика, который перевозил его или ее через Реку Смерти.

    Фараон

    Согласно  учению жрецов фараон считался воплощением  божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу —  человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. Сначала только фараоны и члены их семей считались достойными вечной жизни. Поскольку считалось, что царь имеет божественное происхождение, вполне естественным было верование в то, что после смерти своего человеческого тела он вернется в свой настоящий дом - к богам. Но в этом заключается и более широкий смысл. Бог-царь был связующей нитью между небом и землей, и его власть была основой и стабильности общества и существующего природного порядка. В определенном смысле ему необходимо было быть вечным, потому что он выступал как гарант неизменного солнечного света, плодородия земли и всего того, что несло империи процветание. Постепенно фараон стал отождествляться с деятельностью всех важнейших богов. Если Ра, солнечный бог, обеспечивал регулярное появление и действие солнца день за днем, то фараон должен был быть богом растительности и отвечал за регулярные циклы посева, роста, умирания и возрождения. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

     Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного  сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Если сопоставить статус фараона со статусом царя в типологически близкой Египту Месопотамии, то можно увидеть как определенное сходство, так и достаточно важные различия. По аналогии с месопотамской традицией фараон мыслился как верховный земной правитель и сила, отвечающая за плодородие производительных сил природы. Однако степень "обожествления" фараона в Египте была значительно выше и поддерживалась гораздо более длительной традицией, чем в любом из государств, существовавших на территории Древней Месопотамии.

     Храмы и жречество

     Храмы

     Египетская  архитектура делится на две четко  различимые группы: с одной стороны  — жилища, с другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов — глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

     Почти все храмы времени Нового царства  имели в плане вытянутый прямоугольник. Участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых суживались кверху и увенчивались карнизом характерным для египетской архитектуры профилем. Такое оформление фасада, называемое обычно пилоном (по-егип. "бехен"), имело прототип еще в Среднем царстве. К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. За портиком были расположены большой широкий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из нескольких помещений: в центральном - стояла статуя главного божества храма, в остальных - статуи других божеств, чаще всего богини-жены и бога-сына. Вокруг основных помещений располагались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища. Средний проход колонных залов обычно был выше боковых, как в скальных гробницах номархов Среднего царства. Все более широкое применение колонн привлекало внимание зодчих к их оформлению, и в храмах Нового царства наряду с ранее существовавшими типами колонн появляются новые. Освещение в разных частях здания было различным. Двор был щедро залит солнцем; колонный зал освещался через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещения же в глубине храма не имели окон, здесь постоянно применялось искусственное освещение.

     План  храма такого типа в главных чертах близок к плану жилого дома времени  Среднего и в особенности Нового царства, что закономерно, поскольку храм считался жилищем бога. В течение многих веков в культовом зодчестве вырабатывались определенные традиции, и храмы Нового царства сохранили элементы, возникшие в культовых зданиях Среднего и даже Древнего царств. Эта связь в известных пределах должна была существовать уже в силу того, что сохранилась и определенная преемственность в обрядах. Иногда планировка осуществлялась по определенному древнему образцу, что было легко достижимо, поскольку рукописи с описаниями святилищ имелись в храмовых архивах.

     Однако  зодчие XVIII династии, используя традиции прошлого, сумели так их развить  и переработать, что в итоге получился новый тип культового здания, очень удачный по-конструкции и гармоническому сочетанию архитектурных форм с декоративными элементами.

     К этому типу принадлежали самые крупные и прославленные храмы Нового царства - Карнакский и Луксорский.

     Храм  в Карнаке, называвшийся в древности  Ипетсут, был знаменитейшим святилищем Египта, верховным официальным храмом, расширение и украшение которого находилось в центре внимания каждого фараона. Карнак правильно считают каменным архивом истории Египта: на его стенах, пилонах и карнизах сохранились не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. Анналы-походов Тутмоса III и история его восшествия на престол, рассказ и поэма о битве Рамсеса II с хеттами при Кадеше, списки царей Египта - все это и многое другое сохранил нам здания Карнакского храма. Богатейшие вклады фараонов сделали его одним из крупнейших хозяйств в стране и способствовали тому, что его-жречество приобрело огромное влияние в государственных делах. Лучшие зодчие, скульпторы и художники работали над созданием Карнака, настоящей сокровищницы египетского искусства; здесь стояло множество статуй, которые жертвовались людьми, желавшими, чтобы их изображения-постоянно находились в "доме Амона". Число этих статуй было так велико, что только из одного тайника, куда жрецы складывали устаревшие вставные статуи, удалось извлечь. 779 каменных и свыше 17000 бронзовых статуй и статуэток. Масштабы Карнакского храма были поистине огромны, достаточно сказать, что главный его пилон имел в ширину 113 м, в высоту - 43,5 м и в толщину - 15 м. Большой гипостильный зал занимал площадь 5000 кв. м. Потолок этого гигантского помещения покоился на 134 колоннах, расположенных в 16 рядов. Колонны центрального нефа были высотой 19,26 м, остальные - 14,74 м. Поверхность стен и этих колонн была покрыта цветными рельефами площадью: 24 282 кв. м. 
 

     Жречество

     Жречество (служитель — жрец) — группа людей, занимавшаяся изучением природных явлений и отправлением культов в архаичных цивилизациях. Жрецы почитались как посредники в общении людей с миром богов и духов. По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д.

     Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. В историографии советского периода было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом же деле жрецы сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта как хранители священных традиций. Об этом свидетельствует неоспоримый факт — ни одна цивилизация Ближнего Востока не просуществовала столь длительный отрезок исторического времени, как древнеегипетская. В сознании древних египтян божественный мистицизм играл определяющую роль, а жрецы были хранителями «Божественной Силы» и могли, по их представлениям, передать её предметам — «освящать» их, а также помогали больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась «Хека». Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, но может стать и разрушительной, если люди прогневают Бога своим к нему невниманием или непослушанием. В Древнем Египте колдовство было запрещено, жрецы чётко разграничивали божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, — и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны. Обязанности «нейтрализовывать» действия чёрных магов брал на себя один из верховных жрецов, он изгонял колдовские силы из домов и местностей и восстанавливал душевные силы человека. Древние египтяне, как отмечал Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира.

Информация о работе Мифология Древнего Египта