Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, реферат
Возникновение древнеегипетской цивилизации факт столь же поразительный, как и само ее существование. Выявление как общих, так и специфических черт ее развития является важной и, судя по всему, весьма долгосрочной задачей египтологии - особой дисциплины, связанной с изучением истории Древнего Египта и его культурного наследия. Как известно, начало египтологии как науки было положено дешифровкой Ж.Ф. Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г. Древний Египет хранит в себе много тайн многие, из которых не разгаданы. Египетские пирамиды - одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из семи чудес света. Нет даже определенного мнения, для каких целей они были построены, для чего было вложено столько труда. В наше время не так-то легко используя современную технику возвести то, что было построено в пустыне Сахара н
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Религия древнего Египта………………………………………………………………………….............3
Представление египтян о божестве……………………………………………………………………....4
Представление египтян о загробной жизни……………………………………………………………..6
Фараон…………………………………………………………………………………………………..….9
Храмы и жречество ……………………………………………………………………………………...10
Мифология………………………………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАДИ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОРОЖНЫХ МАШИН
КАФЕДРА
АПП
РЕФЕРАТ
ПО КУДЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ
«МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»
Работа выполнена: студентом 1 курса
дневного отделения
Бараевым Алексеем Сергеевичем
Проверила преподаватель:
Город Москва
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Религия
древнего Египта………………………………………………………………
Представление
египтян о божестве………………………………
Представление
египтян о загробной жизни……………
Фараон………………………………………………………………
Храмы
и жречество ………………………………………………
Мифология………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы………………………………………………
Введение
Возникновение древнеегипетской цивилизации факт столь же поразительный, как и само ее существование. Выявление как общих, так и специфических черт ее развития является важной и, судя по всему, весьма долгосрочной задачей египтологии - особой дисциплины, связанной с изучением истории Древнего Египта и его культурного наследия. Как известно, начало египтологии как науки было положено дешифровкой Ж.Ф. Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г. Древний Египет хранит в себе много тайн многие, из которых не разгаданы. Египетские пирамиды - одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из семи чудес света. Нет даже определенного мнения, для каких целей они были построены, для чего было вложено столько труда. В наше время не так-то легко используя современную технику возвести то, что было построено в пустыне Сахара на Африканском континенте около 2500 до н.э. То, что с далеких времен напоминает нам о когда-то существовавшей древней цивилизации, имеющее в то время познания в науках как математика, геометрия, астрономия и многих других науках к которым современная цивилизация подошли совсем не давно. На мой взгляд, это единственная цивилизация оставившая после себя так много памятников архитектуры, памятников в различных областях искусства, дошедших до наших дней, о которых знают не мало людей живущих в современном мире. Египет таит в себе больше загадок, чем любая другая цивилизация древнего мира.
Религия Древнего Египта
Религия Древнего Египта - очень интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм(религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер), совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Как известно, в Египте не было единой религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них сосредоточивались на поклонении одному божеству с одновременным признанием других, поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.
Боги для древних египтян - не только творцы городов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов.
Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны.
К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня.
Были
свойственны для религии
Стихия огня, исходящая из недр земли и опаляющая людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой).
Весь растительный и животный мир был населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных.
Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.
Египетские боги изображались, во-первых, в виде животных и неодушевленных предметов (фетишей), во-вторых, в облике людей с головой того или иного животного, в-третьих, мужчинами или женщинами. Изображение богов в виде животных или неодушевленных фетишей, как и в виде мужчин и женщин, является отражением в искусстве соответствующих стадий религиозного мышления. Воплощенные в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Антропоморфные изображения богов статичны, канонически обусловлены и символичны, т. е., по существу, фигура одного бога или богини ничем не отличается от фигуры другого бога или богини, различны лишь присущие им инсигнии. Например, богиня Сешат имеет семиконечную звезду на голове, богиня Селкет изображена со скорпионом на голове и т. д. Древнеегипетские божества изображались обычно в торжественных, культовых. Канон соблюдался в соответствии с древней традицией. Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра (бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском) был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам бессмертным, потому что оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Так же солнце означало успех в сельском хозяйстве в районе Нила.
Особо почитались те боги, которые имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:
1) Тему, или Атму, т.е. "тот, кто завершает" день, подобно тому как Птах был богом, "который его открывал". В гимнах Тему именовали "создателем богов" и "творцом людей". Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.
2) Вторым был бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали поднимающимися из земли с солнечным диском на плечах. Кроме того, он олицетворял свет.
3)
За ним следовала сестра-
4)За
ними следовал Себ - сын бога
Шу, первоначально считавшийся
5) Богиня Нут была супругой Себа. Первоначально богиня неба, женского начала, участвовавшего в сотворении мира.
6) Осирис - сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших. Во времена же XVIII династии он уже был равен Ра.
7)
Исида - жена Осириса и мать
Гора (Хора), богиня природы,
8)
Сет - сын Себа и Нут, муж
Нефтиды, олицетворял собой
9) Нефтида - сестра Исиды и ее спутница во всех скитаниях и бедах. Подобно Исиде, и она находилась в ладье бога солнца Ра при сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.
В эпоху тотемизма и фетишизма египтяне, как и все народы мира, считали божеством то или иное животное, тот или иной фетиш, иначе говоря, наделяли сверхъестественными качествами конкретный одушевленный или неодушевленный предмет, т. е. нечто материальное. Перенесение человеческого сознания на природу и на неодушевленные предметы закономерно на определенном этапе исторического развития общества. Человек видит в природе и в окружающих его предметах свой аналог, обладающий присущими ему эмоциями и способностью мыслить.
Как и большинство древних людей, египтяне верили в возможность жизни после смерти. Они считали, что смерть — ступень, которую должен преодолеть каждый на пути к загробной жизни. При этом необходимо было соблюсти продуманный до мелочей, сложный погребальный ритуал. К тому же существовало детальное описание церемонии, которая ожидает праведников и грешников в конце их долгого пути в загробное царство.
Ритуал погребения
Считалось,
что для путешествия в
Так
же важной частью являлось сердце. Оно
считалось вместилищем
Тело
умершего после ритуала мумификации
также рассматривалось как
Бальзамирование
Тело усопшего отправляли к бальзамировщику, который вскрывал тело с левой стороны и вынимал из него внутренние органы; их в свою очередь складывали в канопу (сосуд), имевшую форму колонны и часто расписанную иероглифами и украшенную изображениями головы какого-либо священного животного или божества. Само тело высушивалось с помощью соли, полость тела заполнялась консервирующими веществами, солью, смолой и специальными тканями. После этого тело усопшего было готово для следующего этапа обряда погребения.