Мифология Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Возникновение древнеегипетской цивилизации факт столь же поразительный, как и само ее существование. Выявление как общих, так и специфических черт ее развития является важной и, судя по всему, весьма долгосрочной задачей египтологии - особой дисциплины, связанной с изучением истории Древнего Египта и его культурного наследия. Как известно, начало египтологии как науки было положено дешифровкой Ж.Ф. Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г. Древний Египет хранит в себе много тайн многие, из которых не разгаданы. Египетские пирамиды - одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из семи чудес света. Нет даже определенного мнения, для каких целей они были построены, для чего было вложено столько труда. В наше время не так-то легко используя современную технику возвести то, что было построено в пустыне Сахара н

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Религия древнего Египта………………………………………………………………………….............3
Представление египтян о божестве……………………………………………………………………....4
Представление египтян о загробной жизни……………………………………………………………..6
Фараон…………………………………………………………………………………………………..….9
Храмы и жречество ……………………………………………………………………………………...10
Мифология………………………………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Мифология и религия Древнего Египта.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МАДИ» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ДОРОЖНЫХ МАШИН

КАФЕДРА АПП 
 
 

      РЕФЕРАТ ПО КУДЬТУРОЛОГИИ 
НА ТЕМУ  
«МИФОЛОГИЯ  И РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»
 
 
 

      Работа  выполнена: студентом 1 курса 

      дневного отделения

      Бараевым  Алексеем Сергеевичем

      Проверила преподаватель:

        
 
 
 
 

Город Москва

2011 г.

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………………...3

Религия древнего Египта………………………………………………………………………….............3

Представление египтян о божестве……………………………………………………………………....4

Представление египтян о загробной жизни……………………………………………………………..6

Фараон…………………………………………………………………………………………………..….9

Храмы и жречество ……………………………………………………………………………………...10

Мифология………………………………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………………………………….15

Список  источников и литературы………………………………………………………………………16

     Введение

     Возникновение древнеегипетской цивилизации факт столь же поразительный, как и само ее существование. Выявление как общих, так и специфических черт ее развития является важной и, судя по всему, весьма долгосрочной задачей египтологии - особой дисциплины, связанной с изучением истории Древнего Египта и его культурного наследия. Как известно, начало египтологии как науки было положено дешифровкой Ж.Ф. Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г. Древний Египет хранит в себе много тайн многие, из которых не разгаданы. Египетские пирамиды - одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из семи чудес света. Нет даже определенного мнения, для каких целей они были построены, для чего было вложено столько труда. В наше время не так-то легко используя современную технику возвести то, что было построено в пустыне Сахара на Африканском континенте около 2500 до н.э. То, что с далеких времен напоминает нам о когда-то существовавшей древней цивилизации, имеющее в то время познания в науках как математика, геометрия, астрономия и многих других науках к которым современная цивилизация подошли совсем не давно. На мой взгляд, это единственная цивилизация оставившая после себя так много памятников архитектуры, памятников в различных областях искусства, дошедших до наших дней, о которых знают не мало людей живущих в современном мире. Египет таит в себе больше загадок, чем любая другая цивилизация древнего мира.

    Религия Древнего Египта

    Религия Древнего Египта - очень интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм(религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер), совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.

    Как известно, в Египте не было единой религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них сосредоточивались на поклонении одному божеству с одновременным признанием других, поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.

    Боги  для древних египтян - не только творцы городов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов.

    Огромное  значение в верованиях древних египтян  играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны.

    К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня.

    Были  свойственны для религии древнейших египтян и представления о "священной  земле", "матери природы", а также о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, "которые пребывают в воде" и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.

    Стихия  огня, исходящая из недр земли и  опаляющая людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой).

    Весь  растительный и животный мир был  населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных.

    Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.

    Представление египтян о божестве

    Египетские  боги изображались, во-первых, в виде животных и неодушевленных предметов (фетишей), во-вторых, в облике людей  с головой того или иного животного, в-третьих, мужчинами или женщинами. Изображение богов в виде животных или неодушевленных фетишей, как и в виде мужчин и женщин, является отражением в искусстве соответствующих стадий религиозного мышления. Воплощенные в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Антропоморфные изображения богов статичны, канонически обусловлены и символичны, т. е., по существу, фигура одного бога или богини ничем не отличается от фигуры другого бога или богини, различны лишь присущие им инсигнии. Например, богиня Сешат имеет семиконечную звезду на голове, богиня Селкет изображена со скорпионом на голове и т. д. Древнеегипетские божества изображались обычно в торжественных, культовых. Канон соблюдался в соответствии с древней традицией. Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра (бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском) был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам бессмертным, потому что оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Так же солнце означало успех в сельском хозяйстве в районе Нила.

    Особо почитались те боги, которые имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:

    1) Тему, или Атму, т.е. "тот, кто  завершает" день, подобно тому  как Птах был богом, "который его открывал". В гимнах Тему именовали "создателем богов" и "творцом людей". Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.

    2) Вторым был бог Шу - первородный  сын Тему. Шу изображали поднимающимися из земли с солнечным диском на плечах. Кроме того, он олицетворял свет.

    3) За ним следовала сестра-бизнец  Шу, олицетворявшая влагу и солнечное  тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими  жажды).

    4)За  ними следовал Себ - сын бога  Шу, первоначально считавшийся богом  земли, позже богом мертвых. Одна из легенд называет его "Великим Гоготуком", отождествляя с гусем. Он сотворил яйцо, из которого произошел мир. От него и богини Нут произошли Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

    5) Богиня Нут была супругой Себа. Первоначально богиня неба, женского  начала, участвовавшего в сотворении мира.

    6) Осирис - сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших. Во времена же XVIII династии он уже был равен Ра.

    7) Исида - жена Осириса и мать  Гора (Хора), богиня природы, олицетворявшая  собою рассвет. Почиталась египтянами в качестве "Божественной Матери", которую изображали в виде женщины, держащей на коленях и кормящей грудью младенца Гора (Хора).

    8) Сет - сын Себа и Нут, муж  Нефтиды, олицетворял собой ночь. Первоначально почитался египтянами  как бог, помогавший душам умерших  всходить с земли на небо: он держал вместе с братом своим Хором Старшим (не путать с Гором, сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу на небо. Однако вскоре после правления фараонов под общим именем Сети, чьи имена произошли от имени этого бога, отношение египтян к богу Сету резко изменилось. Теперь он стал воплощением и олицетворением всего злого и странного в природе: безлюдной и суровой, выженной солнцем пустыни, грозы, бури и т.д.

    9) Нефтида - сестра Исиды и ее  спутница во всех скитаниях  и бедах. Подобно Исиде, и она находилась в ладье бога солнца Ра при сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.

    В эпоху тотемизма и фетишизма  египтяне, как и все народы мира, считали божеством то или иное животное, тот или иной фетиш, иначе говоря, наделяли сверхъестественными качествами конкретный одушевленный или неодушевленный предмет, т. е. нечто материальное. Перенесение человеческого сознания на природу и на неодушевленные предметы закономерно на определенном этапе исторического развития общества. Человек видит в природе и в окружающих его предметах свой аналог, обладающий присущими ему эмоциями и способностью мыслить.

    Представления египтян о загробной жизни

    Как и большинство древних людей, египтяне верили в возможность жизни после смерти. Они считали, что смерть — ступень, которую должен преодолеть каждый на пути к загробной жизни. При этом необходимо было соблюсти продуманный до мелочей, сложный погребальный ритуал. К тому же существовало детальное описание церемонии, которая ожидает праведников и грешников в конце их долгого пути в загробное царство.

    Ритуал  погребения

    Считалось, что для путешествия в загробное  царство особенно важно сохранить  в целости тело усопшего: ведь душа (или, как ее называли египтяне, — Ка) должна находиться во время этого путешествия в нетронутой, целой оболочке.

    Так же важной частью являлось сердце. Оно  считалось вместилищем человеческого  сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. Сердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни. Поэтому во времена Нового царства, когда стабилизировалось и стало популярным учение о загробном суде над умершими, сердце в иных случаях могло стать опасным для человека свидетелем, дать неблагоприятные показания о его земной жизни.

Тело  умершего после ритуала мумификации  также рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Оно называлось сах и в заупокойных текстах имело нередко значение "мумия" ("священные останки").

     Бальзамирование

     Тело  усопшего отправляли к бальзамировщику, который вскрывал тело с левой стороны и вынимал из него внутренние органы; их в свою очередь складывали в канопу (сосуд), имевшую форму колонны и часто расписанную иероглифами и украшенную изображениями головы какого-либо священного животного или божества. Само тело высушивалось с помощью соли, полость тела заполнялась консервирующими веществами, солью, смолой и специальными тканями. После этого тело усопшего было готово для следующего этапа обряда погребения.

Информация о работе Мифология Древнего Египта