Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:13, курсовая работа
12 октября 1350г. в семье звенигородского князя произошло долгожданное событие: у Ивана и его жены родился сын, окрещённый Дмитрием в честь праздновавшегося 26 октября святого Дмитрия Солунского. Отчество Александры, супруги Ивана Ивановича, в летописях не упоминается. Существует мнение, что имя матери Дмитрия редко встречается потому, что она была не княжеского рода.
Глава I. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА
I.1.Исторический
портрет личности
Дмитрия Донского
12 октября 1350г. в семье звенигородского князя произошло
долгожданное событие: у Ивана и его жены родился сын, окрещённый Дмитрием в честь праздновавшегося 26 октября святого Дмитрия Солунского. Отчество Александры, супруги Ивана Ивановича, в летописях не упоминается. Существует мнение, что имя матери Дмитрия редко встречается потому, что она была не княжеского рода. О её происхождении было бы неизвестно и по сей день, если бы не один документ, скреплённый печатью её сына Дмитрия и составленный между 1363 и1374 годами: « а приказал есмь его блюсти дяде своему Василью тысяцкому, а через сию грамоту кто что на нем возьмет, бытии ему в казни». Лощиц пишет, что в то время слово «дядя» употреблялось только в прямом смысле: как брат матери или отца. Некоторые историки считают, что Вельяминов назван дядей, так как он стал воспитателем Дмитрия Ивановича после смерти отца. 1.
Само упоминание рождения Дмитрия в летописях говорит о значительности события- в них попадало далеко не все и не обо всех. Однако эта запись могла быть сделана после того, как князь прославился. У Дмитрия было мало шансов стать великим князем: перед ним должны были править его отец, дядя, и два сына Симеона Гордого. Обстоятельства изменили ход событий, очаг лёгочной чумы поразил и русские земли. Пандемия достигла Москвы. Одной из первых жертв, стал митрополит Феогност(1353г), затем умерли маленькие сыновья Симеона, а 26 апреля скончался и он сам. 6 июня умер второй дядя Дмитрия Ивановича – князь Андрей.
После смерти Симеона Гордого,
в обход завещания
13 ноября 1359г., в возрасте
33 лет, скончался Иван Иванович,
Перед смертью он написал
завещание, по которому Дмитрию
Ивановичу доставалась
Новому московскому князю Дмитрию исполнилось всего 10 лет, когда он вступил на престол2. Следовательно, он мог только княжить, но не управлять. Во всём Дмитрий слушался княжеского совета: тысяцкого – Василия Вельяминова своего дяди; и Митрополита Алексия старомосковского боярского рода. Малолетством московского великого князя воспользовались другие князья. Великое княжение было передано не Дмитрию Ивановичу, а суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, «…не по отчине, ни по дедине»3. Однако используя «замятнию» в Орде, когда появилось несколько враждующих ханов, московские бояре добились для своего князя ярлыка на великое княжение. Двенадцатилетний Дмитрий Иванович начал княжить в 1363г.
В тот период своей жизни Дмитрий Иванович, конечно не мог вести самостоятельной политики. За его спиной чувствуется присутствие опытных государственных деятелей, умевших твёрдо и решительно направлять события в определённое русло. Действительно, у кормила правления в Московском княжестве стоял замечательный государственный деятель XIV века – митрополит Алексей.
После смерти Ивана Ивановича естественным правителем Московского княжества стал митрополит Алексей. О том, как это произошло, читаем в грамоте константинопольского патриарха: «…спустя немного времени скончался великий князь московский и всея Руси, который перед своей смертью не только оставил на попечение тому митрополиту своего сына, нынешнего великого князя Дмитрия, но и поручил управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому, ввиду множества врагов внешних, готовых к нападению со всех сторон, и внутренних, которые завидовали его власти и искали удобного времени захватить ее»4. Данная грамота указывает на опасное положение Московского княжества в малолетство Дмитрия Донского. Митрополит взял в свои руки бразды правления, «…вследствие чего, призванный учить миру и согласию, увлекся в войны, брани и раздоры»5.
Действительно, митрополит Алексей
твёрдой уверенной рукой
правил Московским княжеством.
Он отличался светлым умом,
образованностью и
Когда митрополит Киприан из Константинополя пришел на Русь, он услышал от великого князя жесткие слова: «…есть у нас митрополит Алексей, а ты по что ставишся на живаго митрополита?» 6.
Отвращение, которое Дмитрий Иванович и позже подавлял в себе по отношению к Киприану,в немалой степени объяснялось тем, что тот своими интригами обидел старого Алексея, который уже был «во мнозе изнеможении». Отношения между Алексеем и Дмитрием Ивановичем поражают особой теплотой. Отправляя своего воспитанника в Орду, семидесятилетний митрополит провожал его до Оки, молился за него и благословил на дорогу.
Опыт митрополита Алексея в правлении московского княжества, сразу же был виден. Ведь не мог десятилетний мальчик руководить большими политическими делами того времени, хотя Никоновская летопись и уверяет, что Дмитрий Иванович, «…имеа лет 11, разумом же и бодростию всех старее сый»7. В 1363г. великий князь захватил два княжения – Галич и Стародуб, выгнав оттуда прежних князей.
В этот период Золотая Орда продолжала переживать династическую усобицу. В 1359г. ханом стал Кульна, сумевший продержаться на троне пять месяцев. Убив его, престол занял Ноуруз. Ему то и отдали москвичи дары, предназначенные Кульне. В это же время появились и другие князья. Хану предстояло выбрать, кому отдать ярлык на великое княжение. Возраст Дмитрия Ивановича сыграл против него: хан, видя князя «оуна соущна и млада возрастом», предложил ярлык на Владимир нижегородскому князю Андрею Константиновичу. Но Андрей отказался, так как считал, что великое княжение всё равно придётся отдать московскому князю, как только он подрастёт, и передал ярлык своему брату Дмитрию Константиновичу, суздальскому князю. 22 июня 1360 году Дмитрий суздальский князь был посажен на владимирский стол.
Для Москвы это было большим поражением: в другие руки уходили доходы и земли, которые москвичи привыкли считать своими. Тот год неудачным был для Москвы ещё по двум причинам: новый хан восстановил Галицкое княжество, до этого находившееся под контролем Москвы, а ростовскому князю были переданы московские владения в Ростове 8. В 1361 году в Сарай отправилось новое московское посольство, намереваясь получить великое княжение у Хырза, нового хана, севшего на престол после убийства Ноуруза. Москвичам и в этот раз не улыбнулась удача. Везением можно считать только то, что посольство успело выбраться из Орды до новой вспышки междуусобной борьбы. Хызра зарезал собственный брат, престол на две недели перешел к старшему сыну зарезанного. Его убил Оду – мелик, процаривший месяц. Орда раскололась на несколько государств. После некоторой стабилизации положения на престоле оказался хан Мюрид. В 1362 г. к нему отправились из Москвы полномочные послы (киличеи) с просьбой передать ярлык московскому князю. Обычным делом было для нового хана, отменить решение старого: ярлык был отдан Дмитрию Ивановичу. В свою очередь, московские князья как и прежде смогли предложить хану больше «выход» 9.
Московский летописец с удовлетворением замечает, что «Принесоша ярлыкъ княжение великое по отчине и по дедине князю великому Дмитрею Ивановичю Московьскому». Московскому князю не исполнилось тогда и 12 лет. Однако суздальский князь не собирался уступать великое княжение Дмитрию Ивановичу. Он укрепился в Переяславле, однако московское правительство собрало значительные военные силы из полков великого князя и дружин его братьев: родного Ивана и двоюродного Владимира. Формально рать возглавлял Дмитрий вместе с братьями. Это был его первый военный поход. Испугавшись сил москвичей Дмитрий Суздальский не решился вступить в вооруженную борьбу, укрылся во Владимире, а затем бежал в отчинный Суздаль. В Орде власть постепенно прибирал в свои руки Мамай, хитроумный темник. Мамай выгодно женился на сестре Бердибека, в результате чего заметно возвысился и по существу, руководил часто менявшимися ханами. В тот момент москвичам показалось, что мамаева Орда сильнее сарайской и они решили заручиться поддержкой хана мамаевой Орды Абдуллаха. «Пустое лукавство» 10- стараясь угодить обоим ханам, москвичи теряли милость хотя бы одного. Связь Дмитрия Ивановича с враждебной Мюриду мамаевой Ордой зародили у Дмитрия Суздальского надежду на помощь Сарая. Он в сопровождении татарского отряда въехал во Владимир. Через неделю, собрав полки, москвичи вынудили суздальского князя бежать в его отчину, затем осадили Суздаль на несколько дней, но дело кончилось миром. Дмитрий Суздальский отказался от великого княжения в пользу московского князя.
Дмитрий Иванович был ещё совсем ребёнком, суздальско – нижегородские князья смогли заполучить, купить себе ханский ярлык на Владимирское княжение дававший право на формальное первенство среди русских князей. Это право несколько десятилетий принадлежало Москве, и его потеря носила её авторитету огромный ущерб. Кроме того, Суздальско-Нижегородское княжество, образованное в 1341 году, было серьёзным противником. Оно представляло собой мощное государственное образование, включавшее в себя Суздаль, Нижний Новгород и Городец. В том году суздальский князь решил вернуть себе Владимир и отправил своего сына Василия к хану Азизу, утвердившемуся в Орде в 1364г., с просьбой о ярлыке на великое княжение. Ярлык получил он, но это время у него начались проблемы в собственном княжестве: в1363 г. старший из суздальских Константиновичей нижегородский князь Андрей отошел от власти. По древнерусским нормам его удел (Нижний Новгород) должен был перейти к следующему по возрасту брату Андрея – суздальскому князю Дмитрию-Фоме. Однако в городе уже утвердился Борис, младший из Константиновичей. Суздальский князь решил отдать ярлык Дмитрию Ивановичу, однако взамен выпросил у него военную помощь, чтобы вернуть Нижний Новгород. По заключенному договору Дмитрий Суздальский признавал себя младшим братом Московского и навсегда отказывался
от великого княжения. После этого Москва попыталась уладить конфликт между Константиновичами миром, но ни один из братьев не хотел добровольно отказаться от Нижнего Новгорода. Тогда Дмитрий Иванович дал войска старшему Константиновичу. Тот, присоединив к собственным полкам московские, выступил к Нижнему Новгороду. У Бережца, близ впадения Клязьмы в Оку, Дмитрия Константиновича встретил Борис. Но военное превосходство московско- суздальских полков было очевидно. Борису пришлось уступить Нижний Новгород. Этот эпизод позволил из врага сделать союзника. До 1382 г. Дмитрий оставался сторонником Москвы. В тот период Дмитрий Константинович торжественно возводится на великокняжеский престол во Владимире.
Во Владимире, в 1362 году, в величавом белокаменном Успенском соборе, двенадцатилетний Дмитрий Иванович был венчан на великое княжение. В семье князя Дмитрия Константиновича подросла дочь, красавица Евдокия. Именно она была выбрана в невесты шестнадцатилетнему Дмитрию Ивановичу. Венчание состоялось 17 января 1366г.в Коломне. Обряд венчания производился одним из коломенских священников, Михаилом, который произвёл на князя большое впечатление своей импозантной внешностью и манерой служить в церкви. Это явилось началом необычайной карьеры Михаила.
Несмотря на то, что в
начале преобладали политические
мотивы для брака Евдокии
и Дмитрия, в великокняжеской
Даниил (1370 - 15 сентября 1379).
Василий I (30 декабря 1371 -27 февраля 1425).
Софья (ум. 1427), в 1387 году вышла замуж за Федора, сына Олега Рязанского.
Юрий Звенигородски ( 26 ноября 1374 – 5 июня 1434).
Мария (ум. 15 мая 1399) – вышла за великого князя Литовского, Лугвения, сына Ольгерда.
Анастасия – вышла за Ивана Всеволдовича, князя Холмского.
Симеон ( ум. 11 сентября 1379).
Иван (ум. 1393).
Андрей Можайский (14 августа 1382 – 9 июля 1432).
Пётр Дмитровский (29 июля 1385 – 10 августа 1428).
Анна (род. 8 января 1387) – вышла за стародубского боярина Юрия Патрикеевича.
Информация о работе Междоусобные войны и территориальный раскол Руси