Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:49, доклад
Метод – это средство исторического исследования. С помощью исследовательских методов происходит накопление исторических знаний, а также уточнение представлений о прошлом.
Методы исторических исследований делятся на:
• Специально – исторические.
• Общенаучные.
9) Метод терминологического анализа связан со словом. Слово – это ключ к пониманию событий. Подавляющая часть сведений о прошлом выражена для историка в словесной форме. Это порождает массу проблем, главной из которых является лингвистическая проблема: обладает ли значение (смысл) слова реальностью или это фикция? Последнее представление характерно для известного французского лингвиста Ф. Де Сосюра (1857 – 1913). В данном случае проблема состоит в изучении той роли, которую играет терминологический анализ в исследованиях историка. Методологической основой такого изучения является тезис, согласно которому терминологический аппарат источников заимствует свое предметное содержание из жизни, из реальности, хотя соотношение мысли и содержания слова не совсем адекватно.
Шведскому натуралисту К. Линнею (1707 – 1778) приписывают фразу, ставшую крылатой: «Если ты не знаешь слов, то невозможно и исследование вещей». Для историка терминологический анализ является одним из познавательных средств. Он приобретает тем большее значение, чем более отдалена от современности изучаемая эпоха, и заключается, прежде всего, в том, чтобы выяснить точный смысл терминов источников, который они имели в изучаемую эпоху. Учет исторического, т. е. меняющегося, содержания терминов, слов источников – это одно из необходимых условий научного историзма в понимании и оценке общественных явлений. Давно установленная связь изменения языка с изменением общественных отношений служит одним из источников понимания последних.
Пользуясь достижениями классической
филологии и сравнительного языкознания,
немецкие историки Б. Г. Нибур, Т. Моммзен
и другие широко применяли терминологический
анализ в качестве одного из средств
Известный исследователь крестьянства Древней Руси академик Б.Д.Греков придавал большое значение анализу терминов исторических источников. Он писал о необходимости выяснения того: «Какими терминами оставленная нам в наследство письменность обозначала земледельца... какими терминами обозначали источники различные прослойки той массы народа, которая своим трудом кормила огромную страну». По его мнению, от того или и понимания терминов зависят и выводы исследователя.
Ф. Энгельс использует язык
для решения целого ряда проблем
по истории древних германцев. С
помощью анализа
10) Методы математической статистики можно подразделить на количественные и математические.
Количественные методы предполагают изучение исторических явлений с помощью анализа количественных данных.
Чтобы покорить Китай, Чингисхану потребовались, помимо прочего, полководческие способности (качество) и 50 – тысячное войско (количество).
Например, земельное дарение в Западной Европе в Средние века в пользу церкви нашло свое выражение в оформлении грамот (картуляриев). Картулярии исчисляются десятками тысяч, в частности картулярий Лоршского монастыря. Для изучения перемещения земельной собственности из рук в руки качественный анализ недостаточен, необходимы трудоемкие операции количественного характера и свойства. Таким образом, применение методов количественного анализа диктуется характером объекта исторической науки и потребностями развития его изучения.
Математические методы сводятся к получению новой информации о событиях прошлого путем осуществления математических преобразований количественных данных, в том числе с применением ЭВМ.
Возможность интенсивного применения статистического анализа открывается там, где имеются источники массового характера.
11) Метод моделирования исторических явлений сводится к построению формализованных математических моделей изучаемой реальности. Моделирование исторических явлений позволяет решать такие задачи, как проверка научных гипотез, прогнозирование общественных процессов.
12) Аксиологический метод.
Проблема ценностного подхода в исторической науке встала со всей остротой на рубеже XIX и XX вв. Инициатором ее разработки была баденская школа неокантианства в Германии. Согласно выдвинутой неокантианцами теории, история использует особый аксиологический метод познания, который противостоит генерализирующему методу естествознания. Оперируя с категорией ценности, Г. Риккерт пытался осмыслить весь комплекс методологических проблем истории. Только «точка зрения ценности», по его мнению, позволяет отграничить историю от наук о природе, одновременно придать ей научный характер, наделить историка критерием отбора и построения материала.
Неокантианцы заявляли, что
существуют определённые общепризнанные
достижения культуры, которые составляют
безусловные ценности для человеческого
бытия. Среди них назывались такие
ценности, как религия, государство,
право, нравственность, искусство, наука.
Риккерт объявил эти ценности
не просто всеобщими, а трансцендентными.
Ценность, – писал он, – это
«смысл, лежащий над всем бытием». Сущность аксиологического
метода, по мнению немецкого философа,
заключается в отнесении изучаемых объектов
к тем или иным ценностям,
благодаря чему и производится отбор объектов
и их оценка. Стремясь избежать обвинений
в субъективизме отстаиваемого им метода,
Г. Риккерт противопоставил практическую
оценку в истории, – которой следовало
Помимо перечисленных, в исторических исследованиях применяются общенаучные методы:
13) Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей и одновременном выделении одной или нескольких ключевых для исследования сторон изучаемого объекта. Суть метода восхождения от абстрактного к конкретному состоит в том, что мысль движется от абстрактных определений объекта к конкретно – теоретическим знаниям о нем, отражающим его многогранные индивидуальные качества.
14) Анализ – это метод познания, который предполагает расчленение предмета исследования на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
15) Синтез представляет собой метод познания, содержанием которого является соединение отдельных частей предмета в единое целое.
16) Сущность дедукции сводится к осуществлению выводов о некоем элементе множества на основании знания общих свойств множества. Таким образом, в ходе дедукции наблюдается движение мысли от общего к частному («Если все рыбы дышат жабрами, а окунь – рыба, значит, окунь дышит жабрами»).
17) Под индукцией понимается умозаключение от частного к общему. В этом случае на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.
18) Метод аналогии состоит в том, что на основе сходства одних признаков сравниваемых объектов делается заключение о сходстве других признаков.
Список использованной литературы:
1. Бородина Е. В., Пухов
Д. Ю. Теоретические и
2. Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М: Академия. – 2008. – С. 216 – 270.