Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:49, доклад
Метод – это средство исторического исследования. С помощью исследовательских методов происходит накопление исторических знаний, а также уточнение представлений о прошлом.
Методы исторических исследований делятся на:
• Специально – исторические.
• Общенаучные.
Методы исторического исследования.
Метод – это средство исторического
исследования. С помощью
исследовательских методов происходит
накопление исторических знаний,
Методы исторических исследований делятся на:
К специально – историческим относятся следующие исследовательские методы:
1) Идеографический (описательно – повествовательный) метод предполагает не только описание исторических событий и явлений, но и сводит к нему функции исторического познания в целом.
Историческое познание начинается с описания того или иного явления. Для раскрытия индивидуального своеобразия объекта исторического познания используются соответствующие языковые средства выражения. Идеографический метод позволяет зафиксировать уникальные особенности исторического явления.
Описание – это не беспорядочное перечисление сведений об изображаемом, а связное изложение, имеющее свою логику и смысл. Логика изображения может в той или иной мере выражать подлинную суть изображаемого
Описание – это необходимое
звено в картине исторической
действительности, начальная ступень
исторического исследования любого
события или процесса, важное условие
и предпосылка понимания
2) Ретроспективный
метод (от латин. retro – назад и
Исторические процессы развиваются
в направлении «от прошлого к
настоящему», от формирования причин явления
к возникновению самого явления. Процесс
исторического познания «движется» в
обратном направлении: от знаний о событиях
и явлениях к определению их причин и предпосылок.
То есть, оно обращено к тому, как развивались
события в реальности – от причины к следствию.
Суть ретроспективного метода заключается в использовании знаний о более высокой ступени исторического развития для понимания и оценки предыдущей. Дело в том, что для понимания сути изучаемого события или процесса мышления необходимо проследить его развитие из конца в конец. Каждый предыдущий этап можно понять не только благодаря его связи с другими этапами, но и в свете последующей и более высокой стадии развития в целом, в которой наиболее полно выражена суть всего процесса.
Суть ретроспективного метода лучше всего выразил К. Маркс. Речь идет о понимании вполне конкретных явлений и об истории в целом. О способе изучения средневековой общины немецким Г. Л. Маурером К.Маркс писал: «Но печать этой «земледельческой» общины так ясно выражена в новой общине, что Маурер, изучив последнюю, мог восстановить первую».
В отечественной
историографии ретроспективный
метод успешно применялся И. Д. Ковальченко
при изучении аграрных отношений в России
в XIX в. Суть метода состояла в попытке
рассмотреть крестьянское хозяйство на
разных
Ретроспективный метод применим к изучению не только отдельных явлений, но и целых исторических эпох. Наиболее отчетливо эта суть метода выражена у К. Маркса. Он писал: «Буржуазное общество — есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т.д. Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более позднее уже известно».
3) «Метод пережитков». В конкретно – историческом исследовании ретроспективный метод весьма тесно связан с «методом пережитков», под которыми историки понимают способ реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современной историку эпохи остатками.
Известный исследователь первобытного общества Э.Тейлор (1832—1917) писал: «Между свидетельствами, помогающими нам проследить действительный ход цивилизации, существует обширный класс фактов, для обозначения которых я почел бы удобным ввести термин «пережиток». Это те обычаи, обряды, воззрения, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого».
К пережиткам в широком смысле слова мы можем отнести памятники, сведения реликтного характера.
Если речь идет о письменных
источниках, относящихся к определенной
эпохе,
то реликтными в них могут быть данные
или фрагменты, включенные из более древних
документов. Наиболее ярким примером источников,
содержащих сведения современной их возникновению
(фиксации) эпохи и пережитки более древних
эпох, являются варварские правды. Фиксирующие
в форме юридических постановлений возникновение
государства, привилегии его должностных
лиц, эти источники содержат немало сведений,
относящихся к распорядкам родоплеменных
отношений,
4) Историко – системный метод заключается в рассмотрении общества как целостной системы. Объективной основой использования системного подхода является тот факт, что общественная реальность не состоит из отдельных и изолированных предметов, явлений и процессов, а представляет собой совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенные целостные, системные образования.
5) Сравнительный (сравнительно – исторический) метод – это сопоставление исторических объектов в пространстве и времени. С помощью сравнительного метода могут сопоставляться одновременные (синхронные) и разновременные (диахронные) события. Сравнение позволяет выявить как сходное в различных исторических явлениях, так и их неповторимые, индивидуальные особенности.
Прием сравнения известен в науке с эпохи Античности.
Условием продуктивного
применения сравнительно – исторического
метода является анализ однопорядковых
событий и процессов. Вполне понятно, что
такой анализ не может быть реализован
с помощью применения данного метода как
такового. До тех пор пока не будет дана
характеристика сравниваемых событий
путем подробного, по возможности исчерпывающего
выявления их признаков,
Сравнение изучаемых явлений различается по степени проникновения в их суть. Начальной ступенью сравнительного анализа является аналогия. Суждения по аналогии, касаются ли они простых событий, действующих лиц или сложных явлений и процессов, не содержат в себе расшифровки их сущности и используются обычно в качестве иллюстрации или доказательства чего – либо. Аналогия предполагает не анализ, а непосредственное перенесение представлений с объекта на объект.
Следующая ступень сравнительного
анализа – выявление
В XVI в. в ряде стран Западной
Европы проходила Реформация. Она
была
вызвана рядом сходных причин, в основе
ее лежал переход общества от средневековых
порядков во всех сферах жизни к новым,
капиталистическим. В этом – «земные»
корни Реформации, хотя ее ход в разных
странах имел свои особенности,
Следующей ступенью сравнительно
– исторического анализа
6) Историко – типологический метод заключается в выделении типов исторических явлений, их классификации. Выделение типов (классификация) однопорядковых явлений опирается на сравнительные исследования, но не сводится к ним. Суть историко – типологического метода заключается в определении признаков (критериев), которые могут стать основой для классификации.
7) Проблемно – хронологический
метод – это изучение
последовательности исторических событий
во времени. Поскольку исторический процесс
развивается «от прошлого к настоящему»,
то итогом исторической реконструкции
событий является выстраивание их последовательности
по хронологическому принципу, формирование
«цепи» соединенных
8) Биографический метод – это один из наиболее старых подходов к изучению истории.
Некоторые его черты были обозначены уже в античной историографии. Так, Плутарх (ок. 45 — ок. 127) в своем труде «Сравнительные жизнеописания» не просто представил биографии великих людей, но и попытался посмотреть на их действия как на историю. Конечно, античные историки не пришли к убеждению в том, что история является продуктом деятельности людей. До момента формирования этого тезиса еще целые столетия, так как в историческом мышлении больше тысячелетия господствовала идея провиденциализма. Даже Г. В. Ф. Гегель рассматривал людей с их страстями, волей, поступками как марионеток духа.
С развитием историографии биографический метод приобретал все большую роль в историописании. Особенно он характерен для различных направлений так называемой политической историографии, где сам предмет – политическая история – в известной мере способствовал выдвижению на первый план роли личности политика как реального носителя высшей государственной власти.
Крайним выражением биографического метода явился вариант его трактовки, связанный с теорией «героев и толпы» английского историка Т. Карлейля. Свое понимание роли великих личностей в истории этот историк изложил в лекции «Герои, почитание героев и героического в истории», прочитанной в 1841 г. В изданной позднее книге он рассматривал историю как биографии великих личностей, а народ — как слепое и безгласное орудие их действий.
К числу наиболее заметных разновидностей биографического метода относится метод коллективных биографий английского историка Л. Нэмира (1888—1960), использованный им в ходе изучения деятельности английского парламента и получивший впоследствии распространение в ряде национальных историографии Запада и в США. Л. Нэмир обращался к среднему, рядовому человеку, правда, не к человеку с улицы, а к депутату английского парламента. В этом новизна его подхода. В 1928 г. историк начал писать историю английского парламента, которую он представил в виде биографии депутатов. Л. Нэмир рассматривал каждого из них как представителя определенного социального института и выявлял даты жизни, социальное происхождение и положение, образование, личные и деловые связи, поведение в различных ситуациях и т.д. Теоретический замысел метода коллективных биографий связан с уверенностью в том, что к пониманию причин действий и объяснению их характера можно пробиться лишь сквозь толщу биографических деталей, открывая таким образом не мнимые, а подлинные интересы человека. Единственный путь к этому – это изучение всех подробностей его жизни. В соответствии с этим деятельность парламента выглядит всего лишь как борьба его членов за власть, карьеру, личное благополучие.
Сужение сферы применения биографического метода в историографии второй половины XX в. связано, во – первых, с утратой политической историей своей прежней традиционной роли и, во – вторых, с появлением новых ветвей исторического исследования в исторической науке ряда стран мира.
Появление великой
личности является случайностью или
зависит