Местное самоуправление России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы является определение историко-политической сущности понятия «местное самоуправление», выявление его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;
- рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частности;
- выявить проблемы, стоящие сегодня в области формирования и развития местного самоуправления с учетом переходного характера российского общества.

Содержание

Введение стр.
Глава 1. Роль системы местного самоуправления в России
Понятие и система местного самоуправления в России 4
Принципы местного самоуправления 7
Глава 2. Организация работы местного самоуправления в России
2.1. Функции местного самоуправления 10
2.2 Органы местного самоуправления 14
2.3 Гарантии местного самоуправления в России 15
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Рефер.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

   Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.

    Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.

   Сущность запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления как путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета на осуществление ими своих полномочий.

    Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.

   Следует отметить, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной гарантией обязательности решений органов и должностных лиц местного самоуправления является указание Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 44) на ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение таких решений.

   В качестве гарантии местного самоуправления выступает и особый порядок рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с нормами Федерального закона (ст. 45) такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

   К гарантиям местного самоуправления следует отнести установленную Федеральным законом ответственность его органов и должностных лиц. Такую ответственность указанные субъекты несут перед:

населением  муниципального образования государством;

физическими лицами (гражданами);

юридическими  лицами.

   При этом основания ответственности могут быть различными. Так, ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Условия и порядок такой ответственности определяются уставами соответствующих муниципальных образований.

   Основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение Конституции России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.

Такое нарушение должно быть установлено  решением суда. В случае, если суд  определил деятельность органа местного самоуправления или его должностного лица несоответствующей Конституции России и другим правовым актам, то решение суда является основанием для рассмотрения органами государственной власти вопроса о прекращении их полномочий.

Органы  местного самоуправления и их должностные  лица могут нести ответственность  перед государством за осуществление отдельных, переданных им государством, полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

   Основания и порядок привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к ответственности перед физическими и юридическими лицами устанавливается соответствующими федеральными законами (кодексами) законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

   Определенной гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление прокурорского надзора за исполнением ими Конституции России, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

   К числу актуальных вопросов совершенствования правовой регламентации организации и деятельности местного самоуправления относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного самоуправления -- в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

   Таким образом, был рассмотрен вопрос о народовластии (местное самоуправление) - важнейшего элемента из основ конституционного строя, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Были рассмотрены вопросы механизма местного самоуправления; основных принципов местного самоуправления; полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления и гарантий осуществления местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.Конституция Российской Федерации. Издательство «Эксмо» 2003.

2.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2.Конституция РФ (Комментарий). / Под ред. Б.Н. Топорнина. М. 3.Юридическая литература .1994.

4.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.-1995.

5.Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб., 1996.

6.Ивашкин  В. А. Компетенция органов местного  самоуправления. // Журнал «Местная  власть». -2003. - №4. - С. 22-24. 

Информация о работе Местное самоуправление России