Местное самоуправление России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы является определение историко-политической сущности понятия «местное самоуправление», выявление его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;
- рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частности;
- выявить проблемы, стоящие сегодня в области формирования и развития местного самоуправления с учетом переходного характера российского общества.

Содержание

Введение стр.
Глава 1. Роль системы местного самоуправления в России
Понятие и система местного самоуправления в России 4
Принципы местного самоуправления 7
Глава 2. Организация работы местного самоуправления в России
2.1. Функции местного самоуправления 10
2.2 Органы местного самоуправления 14
2.3 Гарантии местного самоуправления в России 15
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Рефер.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

4. Соразмерность  полномочий местного самоуправления  материально-финансовым ресурсам.

   Для осуществления своих функций и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.

   В Конституции условия местного свое выражение:

- в признании  и равной правовой защите наряду  с другими формами собственности  муниципальной собственности (ст. 8):

- в праве  органов местного самоуправления  самостоятельно управлять муниципальной  собственностью (ч. 1 ст. 130);

- в праве  органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132).

   При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им в СО РФ определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

   В проекте федерального закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", наряду с вышеуказанными, закрепляются такие основные принципы:

соблюдение  прав и свобод человека и гражданина; ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления перед  местным сообществом; государственная  гарантия местного самоуправления.

Глава 2. Организация работы  местного самоуправления в России

2.1 Функции местного самоуправления

   Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

   Органы местного самоуправления  решают две группы вопросов:

а) вопросы  местного значения. Вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

б) выполнение отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

   Основным содержанием деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения. Они могут быть классифицированы следующим образом: 

1. Организационно-административные  вопросы:

1) Принятие  и изменение устава местного  самоуправления, контроль за его выполнением.

2) Охрана  общественного порядка, организация  и содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка,  осуществление контроля за их  деятельностью. Охрана общественного  порядка обеспечивается органами  местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции). В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции через создание добровольных дружин и других форм общественной самодеятельности граждан.

3) Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

4) Формирование  архивных фондов.

5) Участие  в предупреждении и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций.

6) Обеспечение  мер противопожарной безопасности. Организация муниципальной пожарной службы.

7) Обеспечение  социальной поддержки и поддержание  занятости населения.

8) Организация  мероприятий меж поселенческого  характера по охране окружающей  среды. 

2. Экономические вопросы:

1) Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке, они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности; устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования; образовывать целевые внебюджетные фонды, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации.

2) Местные  финансы. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции  Российской Федерации органы  местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

3) Выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности  поселений, входящих в состав  муниципального района, за счет  средств бюджета муниципального  района.

4) Планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

5) Организация  транспортного обслуживания населения,  обеспечения услугами связи.

6) Организация,  содержание и развитие муниципальных  энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения  и канализации.

7) Муниципальное  дорожное строительство и содержание  дорог местного значения.

8) Благоустройство  и озеленение территории муниципального  образования.

9) Организация  сбора и вывоза бытовых отходов  и мусора. 

3. Вопросы социально-культурного  значения:

1) Обеспечение  малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  жилыми помещениями в соответствии  с жилищным законодательством,  организация строительства и  содержания муниципального жилищного  фонда, создание условий для жилищного строительства.

2) Организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений дошкольного, основного  и профессионального среднего  образования.

3) Организация,  содержание и развитие учреждений  здравоохранения, обеспечение санитарного  благополучия населения.

4) Оказание  содействия в установлении в  соответствии с федеральным законом  опеки и попечительства над  нуждающимися в этом жителями  поселения. 

5) Организация  снабжения населения и муниципальных  учреждений топливом.

6) Организация  ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

7) Создание  условий для обеспечения населения  услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания.

8) Обеспечение  условий для развития на территории  поселения массовой физической  культуры и спорта;

9) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

10) Создание  условий для организации досуга  и обеспечения жителей поселения  услугами организаций культуры;

11) Организация  библиотечного обслуживания населения. 

12) Создание  условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Органы  местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции  органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации). 
 
 
 
 

2.2 Органы местного самоуправления

   Как указывается в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно. Местное самоуправление - это самостоятельная форма реализации народом своей власти. Его органы не являются структурным подразделением государственного механизма управления (ст. 12 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления неразрывно связаны с государственными органами, и в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, могут наделяться отдельными государственными полномочиями, т.е. участвовать в осуществлении государственных функций. Реализация переданных полномочий подконтрольная государству.

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся:

1. Представительные  органы местною самоуправления (которые  могут именоваться думой, муниципальным  собранием и т.п.). Они избираются  гражданами соответствующей территории. Возможно также формирование органов местного самоуправления из представителей соответствующих муниципальных органов.

2. Собрания, сходы граждан, посредством которых  в небольших населенных пунктах  граждане непосредственно осуществляют  местное самоуправление. В проекте  федерального закона РФ "06 общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предполагается, что в местных сообществах, где имеется возможность проведения сходов, коллегиальные выборные органы местного самоуправления, наделяемые представительными полномочиями, могут не образовываться. В данном случае представительными полномочиями будет обладать сход, который будет созываться по мере необходимости.

3. Главы  местного самоуправления (глава  администрации, мэр, староста  и т.п.), которые могут избираться  или назначаться. Они руководят деятельностью местной администрации, структура которой зависит от

вида  населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности  населения. Структура, полномочия местной  администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.

   Органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.

   Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты   микрорайонов, жилищных комплексов).

   В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование организационной структуры местного самоуправления.

Следует иметь ввиду, что конкретная схема  организации местного самоуправления в регионах, выбор разновидностей органов местного самоуправления определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения населения, сложившихся исторических, географических и национальных особенностей. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую принципиальную схему организации местного самоуправления. Поэтому каждая территория, в рамках которой действует соответствующий орган самоуправления будет характеризоваться собственной структурой такого органа. 

2.3 Гарантии местного самоуправления в России

   Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства.

   В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти: запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.

Информация о работе Местное самоуправление России