Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:55, реферат
Цель данной работы является определение историко-политической сущности понятия «местное самоуправление», выявление его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;
- рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частности;
- выявить проблемы, стоящие сегодня в области формирования и развития местного самоуправления с учетом переходного характера российского общества.
Введение стр.
Глава 1. Роль системы местного самоуправления в России
Понятие и система местного самоуправления в России 4
Принципы местного самоуправления 7
Глава 2. Организация работы местного самоуправления в России
2.1. Функции местного самоуправления 10
2.2 Органы местного самоуправления 14
2.3 Гарантии местного самоуправления в России 15
Список литературы 20
4. Соразмерность
полномочий местного
Для осуществления своих функций и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.
В Конституции условия местного свое выражение:
- в признании
и равной правовой защите
- в праве
органов местного
- в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132).
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им в СО РФ определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.
В проекте федерального закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", наряду с вышеуказанными, закрепляются такие основные принципы:
соблюдение
прав и свобод человека и гражданина;
ответственность органов и
Глава 2. Организация работы местного самоуправления в России
2.1 Функции местного самоуправления
Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Органы местного
а) вопросы местного значения. Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
б) выполнение
отдельных государственных
Основным содержанием деятельности органов
местного самоуправления является решение
вопросов местного значения. Они могут
быть классифицированы следующим образом:
1.
Организационно-
1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.
2) Охрана
общественного порядка,
3) Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
4) Формирование архивных фондов.
5) Участие
в предупреждении и ликвидации
последствий чрезвычайных
6) Обеспечение
мер противопожарной
7) Обеспечение
социальной поддержки и
8) Организация
мероприятий меж
2. Экономические вопросы:
1) Владение,
пользование, распоряжение
2) Местные финансы. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
3) Выравнивание
уровня бюджетной
4) Планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
5) Организация
транспортного обслуживания
6) Организация,
содержание и развитие
7) Муниципальное
дорожное строительство и
8) Благоустройство
и озеленение территории
9) Организация
сбора и вывоза бытовых
3. Вопросы социально-культурного значения:
1) Обеспечение
малоимущих граждан,
2) Организация,
содержание и развитие
3) Организация,
содержание и развитие
4) Оказание
содействия в установлении в
соответствии с федеральным
5) Организация
снабжения населения и
6) Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
7) Создание
условий для обеспечения
8) Обеспечение
условий для развития на
9) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
10) Создание
условий для организации
11) Организация
библиотечного обслуживания
12) Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Органы
местного самоуправления вправе решать
иные вопросы, не отнесенные к компетенции
органов местного самоуправления других
муниципальных образований, органов
государственной власти и не исключенные
из их компетенции федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации,
только при наличии собственных материальных
ресурсов и финансовых средств (за исключением
субвенций и дотаций, предоставляемых
из федерального бюджета и бюджета субъекта
Российской Федерации).
2.2 Органы местного самоуправления
Как указывается в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно. Местное самоуправление - это самостоятельная форма реализации народом своей власти. Его органы не являются структурным подразделением государственного механизма управления (ст. 12 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления неразрывно связаны с государственными органами, и в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, могут наделяться отдельными государственными полномочиями, т.е. участвовать в осуществлении государственных функций. Реализация переданных полномочий подконтрольная государству.
К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся:
1. Представительные
органы местною самоуправления (которые
могут именоваться думой,
2. Собрания,
сходы граждан, посредством
3. Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.), которые могут избираться или назначаться. Они руководят деятельностью местной администрации, структура которой зависит от
вида населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности населения. Структура, полномочия местной администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.
Органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.
Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов).
В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование организационной структуры местного самоуправления.
Следует
иметь ввиду, что конкретная схема
организации местного самоуправления
в регионах, выбор разновидностей органов
местного самоуправления определяются
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации с учетом мнения
населения, сложившихся исторических,
географических и национальных особенностей.
Федеральное законодательство устанавливает
лишь общую принципиальную схему организации
местного самоуправления. Поэтому каждая
территория, в рамках которой действует
соответствующий орган самоуправления
будет характеризоваться собственной
структурой такого органа.
2.3 Гарантии местного самоуправления в России
Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства.
В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти: запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.